Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Степина А.Б., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Ковалевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе главы администрации муниципального образования "Раздорский сельсовет" на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 17 ноября 2014 года по иску администрации муниципального образования "Раздорский сельсовет" к Камызякскому районному отделу службы судебных приставов УФССП России по Астраханской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛА:
администрация МО "Раздорский сельсовет" обратилась в суд с иском к ответчику об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование иска администрация указала, что решением Камызякского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ на нее возложены обязанности по проведению проверки работоспособности пожарных гидрантов, обеспечению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и принятию мер по оповещению населения об угрозах возникновения чрезвычайных ситуаций. Исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ , судебным приставом-исполнителем установлен пятидневный срок для добровольного исполнения. Администрация добровольно приступила к исполнению решения, проверила состояние гидрантов, сделала запросы о стоимости противопожарного инвентаря, системы оповещения населения, направила письмо в администрацию МО "Камызякский район" по вопросу финансирования указанных мероприятий. Однако ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель вынес постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. Истец считает, что имеются предусмотренные законом основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора, поскольку отсутствует вина истца в несвоевременном исполнении требовании исполнительного документа, в связи с чем, просил суд освободить от взыскания исполнительного сбора.
В судебном заседании глава администрации МО Раздорский сельсовет" Калемагин С.Б. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика судебный пристав-исполнитель Камызякского РОСП УФССП России по Астраханской области Сопов И.А. просил суд отказать в удовлетворении иска.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 17 ноября 2014 года исковое заявление администрации МО "Раздорский сельсовет" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Раздорский сельсовет" ставит вопрос об отмене решения суда по основаниям нарушения норм материального права. По мнению истца, суд оставил без внимания тот факт, что судебным приставом при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора не установлен факт уклонения администрации МО "Раздорский сельсовет" от исполнения судебного решения без уважительных причин. Судом не дана оценка тому обстоятельству, что администрацией МО "Раздорский сельсовет" принимались меры к исполнению судебного решения, поэтому не имеется оснований для применения соответствующей меры ответственности.
На заседание судебной коллегии представители администрации МО "РАздорский сельсовет", Камызякского районного отдела службы судебных приставов УФССП России по Астраханской области, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте слушания по делу, не явились. Судебной коллегией получено повторное ходатайство от главы МО "Раздорский сельсовет" об отложении слушания по делу по причине осуществления приема граждан. По ходатайству главы данной администрации судебной коллегией уже откладывалось слушание по делу. Занятость представителя юридического лица, без подтверждающих документов, не может являться уважительной причиной для отложения дела. Коллегией предоставлено стороне достаточно времени для подготовки к судебному разбирательству, в том числе для решения вопроса о заключении мирового соглашения. При таких обстоятельствах, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона Российской Федерации от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении установленного для исполнения срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Частью 6 статьи 112 Федерального закона N229-ФЗ от 2 октября 2007 года установлено, что должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве").
Согласно статье 401 Гражданского кодекса российской Федерации лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Это возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, на основании решения Камызякского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу, на администрацию МО "Раздорский сельсовет" возложена обязанность обеспечить проведение проверки работоспособности пожарных гидрантов N ; обеспечить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; принять меры по организации оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах. На основании постановления судебного пристава - исполнителя Камызякского РОСП УФССП России по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления. Копия постановления получена должником - ДД.ММ.ГГГГ . П ятидневный срок для добровольного исполнения истек ДД.ММ.ГГГГ. По заявлению главы администрации МО "Раздорский сельсовет" от ДД.ММ.ГГГГ определением Камызякского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО "Раздорский сельсовет" предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом-исполнителем Камызякского РОСП УФССП России по "адрес" ДД.ММ.ГГГГ в адрес должника отправлено требование о предоставлении сведений об исполнении исполнительного документа в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования. Требование получено должником - ДД.ММ.ГГГГ. В тоже время, исполнительный лист , выданный на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени администрацией МО "Раздорский сельсовет" не исполнен. В связи с неисполнением требований исполнительного документа ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Камызякского РОСП УФССП России по Астраханской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере "данные изъяты" рублей. Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация МО "Раздорский сельсовет" ссылается на отсутствие возможности исполнения названного решения суда ввиду дефицита бюджета муниципального образования, что, по мнению истца, является основанием к освобождению от ответственности в виде исполнительского сбора.
Между тем, как верно указал суд первой инстанции, приведенные местной администрацией обстоятельства не являются доказательствами наличия уважительных причин невозможности исполнения требований исполнительного документа. Не представлено истцом и доказательств невозможности исполнения требований исполнительного документа вследствие непреодолимой силы.
Судебная коллегия также учитывает, что из представленных администрацией МО "Раздорский сельсовет" доказательств добровольного исполнения решения суда, следует, что его частичное исполнение производилось уже после истечения установленного срока для добровольного исполнения .
Отказывая в удовлетворении иска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, с учетом приведенных положений закона, суд первой инстанции верно исходил из того, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных и непредвиденных обстоятельств, находящихся вне его контроля, препятствующих исполнению решения суда. При указанных обстоятельствах, а также недоказанности должником обстоятельств, положенных в основание его иска об освобождении от исполнительского сбора, районный суд счел, что в удовлетворении иска надлежит отказать. В свою очередь, администрация МО "Раздорский сельсовет" не лишена возможности обращения в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора.
Доводы апелляционной жалобы направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, на иное толкование норм права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы районного суда и нуждающихся в дополнительной проверке. Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 17 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации муниципального образования "Раздорский сельсовет"- без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.