Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М., при секретаре ФИО4 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе врио председателя Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5 на решение судьи Ботлихского районного суда Республики Дагестан от "дата" по делу по заявлению прокурора "адрес" Республики Дагестан об установлении факта непроведения правомочного заседания Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан в период с 26 марта по "дата".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Джарулаева А-Н..К., врио председателя Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5, просившего решение суда отменить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" Республики Дагестан обратился в суд с заявлением об установлении факта непроведения правомочного заседания Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан в период с 26 марта по "дата". Из заявления следует, что проверкой прокуратуры района по обращению главы МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан о нарушении представительным органом МО "сельсовет "адрес"" требований Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в нарушение указанного Закона, за период с 26 марта по "дата" включительно, т.е. в течение трех месяцев подряд, Собрание депутатов МО "сельсовет "адрес"" не проводило правомочного заседания. Сессии Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес" не состоялись из-за неявки депутатов. Из 15 депутатов Собрания, заблаговременно извещенных, явились и зарегистрировались 7 депутатов.
В результате бездействия Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" не принят бюджет МО на 2014 год, не рассмотрены важные для решения вопросов местного значения нормативно-правовые акты, чем нарушены права граждан района на осуществление местного самоуправления, предусмотренного ст. 130 Конституции России.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава Республики Дагестан вправе внести в Народное Собрание Республики Дагестан проект закона Республики Дагестан о роспуске Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" только после вступления в силу решения суда, установившего факт непроведения правомочного заседания в течение трёх месяцев подряд.
Непроведение Собранием депутатов МО "сельсовет "адрес"" более трех месяцев подряд правомочного заседания, в том числе для решения вопросов о принятии бюджета и др., препятствует нормальному и законному функционированию муниципальных органов и должностных лиц МО "сельсовет "адрес"", а также нарушает права, свободы и законные интересы жителей МО "сельсовет "адрес"".
Решением Ботлихского районного суда Республики Дагестан от "дата" требования прокурора удовлетворены и постановлено:
- "Признать незаконным факт бездействия избранного в правомочном составе представительного органа муниципального образования "сельсовет "адрес"" - Собрания депутатов муниципального образования "сельсовет "адрес"", выразившегося в непроведении правомочного заседания в течение трех месяцев подряд - с "дата" по "дата" года".
На указанное решение суда врио председателя Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой содержится просьба об отмене решения суда и прекращении производства по делу.
Дело рассмотрено в порядке, установленном ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, выслушав объяснение сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Устанавливая юридический факт непроведения правомочным составом Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан более трех месяцев, суд пришел к выводу об обоснованности требования прокурора, поскольку в течении периода времени с "дата" по "дата" Собрание депутатов МО "сельсовет "адрес"" не провело ни одного заседания.
Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
Так, согласно ст. 3 Конституции России народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 4. ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления (ст. 3 указанного Федерального закона).
Статьей 14 указанного Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ определены вопросы местного значения поселения.
Таким образом, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения (применительно к представительным органам местного самоуправления).
Непроведение длительное время заседания представительным органом местного самоуправления бесспорно затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также интересы муниципального образования, поскольку обязанности представительного органа местного самоуправления должны исполняться в интересах всех жителей соответствующей территории.
Согласно ч. 2.1 ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в случае, если соответствующим судом установлено, что избранный в правомочном составе представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев подряд не проводил правомочного заседания, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, установившего данный факт, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.
Из содержания заявления прокурора "адрес" Республики Дагестан усматривается, что правомочным составом Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес" "адрес" Республики Дагестан более трех месяцев не проводились заседания, нормативные правовые акты, принятие которых отнесено к исключительным полномочиям Совета депутатов, не принимались.
Прокурором заявлено требование об установлении факта непроведения правомочным составом Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, поскольку в соответствии со ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указанный факт может быть установлен только решением суда.
Как следует из материалов дела, Собрание депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан состоит из 15 депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права.
В соответствии с положениями ст. 1.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Правомочное заседание сессии Собрания депутататов, на котором бы присутствовало более половины депутатов от установленного числа, не проводилось с "дата" по "дата".
Данное обстоятельство подтвердил в судебном заседании апелляционной инстанции врио председателя Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес" ФИО5, сославшись на неправомерные действия главы МО "сельсовет "адрес" ФИО6, который препятствовал проведению сессии сельского Собрания депутатов.
Между тем Уставом (п. 5 ст. 24) МО "сельсовет "адрес"" предусмотрено, что заседания Собрания депутатов сельского поселения правомочно при присутствии на нем более половины избранных депутатов, сами заседания Собрания депутатов должны проводиться не реже одного раза в три месяца.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции в соответствии с приведенными выше нормами действующего законодательства правильно установил, что представительным органом муниципального образования "сельсовет "адрес"", на протяжении трех месяцев подряд правомочных заседаний не проводилось, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные требования прокурора.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда отвечает указанным требованиям.
Доводы апелляционной жалобы не содержат в себе ссылки на обстоятельства, которые могут повлиять на правильность постановленного судом первой инстанции решения.
Суд, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, полно исследовав представленные сторонами доказательства, принял законное и обоснованное решение. Выводы суда полностью соответствуют обстоятельствам дела.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ботлихского районного суда Республики Дагестан от "дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу врио председателя Собрания депутатов МО "сельсовет "адрес"" "адрес" Республики Дагестан ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.