Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Тарасовой О.Н., Решетниковой И.Ф.,
при секретаре Ретунской Н.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица комитета по образованию администрации Рубцовского района на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 01 декабря 2014 года по иску прокурора Рубцовского района Алтайского края в интересах Терентьевой Н. С. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента 1,25.
Заслушав доклад судьи Тарасовой О.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Рубцовского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Терентьевой Н.С. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Веселоярская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Сергея Шрайнера" (далее по тексту МБОУ "Веселоярская СОШ") о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет заработной платы истцу с применением районного коэффициента 25% и признать за Терентьевой Н.С. право на получение заработной платы с учетом указанного районного коэффициента.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что истец Терентьева Н.С. состоит в трудовых отношениях с ответчиком в должности "данные изъяты"
При начислении заработной платы Терентьевой Н.С. применяется районный коэффициент 1,20, а не 1,25, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27 декабря 1997 года. Несоблюдение работодателем требований законодательства нарушает права Терентьевой Н.С. на получение заработной платы в полном размере. Заработная плата подлежит перерасчету за последние три месяца в соответствии с положениями ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, начиная с ДД.ММ.ГГ.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика в письменном отзыве на иск не возражал против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации Рубцовского района Алтайского края в судебном заседании возражал против заявленных требований по тем основаниям, что Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" по своему содержанию носит диспозитивный характер.
Представитель третьего лица комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике в письменных возражениях просил отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований в связи с тем, что Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 не содержит императивных предписаний, то есть не устанавливает обязательный для применения в расчете заработной платы районный коэффициент.
В отзыве на исковое заявление представитель третьего лица Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края указал на пропуск истцом срока на обращение в суд и что взыскание задолженности по заработной плате с ДД.ММ.ГГ противоречит нормам действующего законодательства и сложившейся практики.
Решением Рубцовского районного суда Алтайского края от 01 декабря 2014 года исковые требования прокурора Рубцовского района Алтайского края в интересах Терентьевой Н.С. удовлетворены.
За Терентьевой Н.С. признано право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края".
На МБОУ "Веселоярская СОШ" возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Терентьевой Н.С. с ДД.ММ.ГГ до вынесения судебного решения путем начисления районного коэффициента к заработной плате в размере 1,25.
С МБОУ "Веселоярская СОШ" взыскана государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования Рубцовский район Алтайского края в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе третье лицо комитет по образованию администрация Рубцовского района Алтайского края просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы ссылается на то, что постановление Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" не содержит императивных предписаний, то есть не устанавливает обязательный для применения в расчете заработной платы районный коэффициент. По своему содержанию правовые предписания в указанном Постановлении имеют диспозитивный характер, при котором субъект правоприменения полномочен совершить определенные действия (принять правовой акт об увеличении районного коэффициента до 1,25) или воздержаться от их совершения. Указанное в полной мере согласуется с конституционной нормой ч.2 ст.115 Конституции РФ.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу третье лицо комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края полагает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению по изложенным в ней доводам.
Прокурор Рубцовского района в возражениях на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции участвующий в деле прокурор Мищенко Е.Ю. просила решение суда оставить без изменения, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений ст.ст.167,327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, возражения на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, МБОУ "Веселоярская СОШ" является бюджетным учреждением.
Истец Терентьева Н.С. состоит в трудовых отношениях с МБОУ "Веселоярская СОШ" по настоящее время в должности учителя.
Из представленных в материалы дела доказательств: штатного расписания, тарификационных сведений, карточки- справки на 2014 год, справки о выплатах от 24.11.2014 N754 усматривается начисление к ежемесячному денежному вознаграждению истцу за выполненный труд районного коэффициента в размере 1,2 (20%).
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, ссылаясь на положения ст.ст.129,135,146,148,315,316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что начисление районного коэффициента в размере меньшем, чем установлено Постановлением Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" является нарушением трудового законодательства.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Суд первой инстанции, сделав вывод в решении суда о нарушении прав истца на получение заработной платы с применением районного коэффициента в размере 25 %, исходил из установленного Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 районного коэффициента к заработной плате на территории Рубцовского района в размере 1,25.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он в решении суда подробно мотивирован и основан на фактических обстоятельствах дела.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В соответствии со ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ст. 316 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как установлено ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
Постановлением ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 был утвержден размер районного коэффициента для Алтайского края в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Рубцовского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 на территории, в том числе, Рубцовского района, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации указанное постановление Правительства Российской Федерации подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
В силу положений ч.2 ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановление N1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом- Правительством Российской Федерации, в этом Постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели, названное Постановление является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края.
Поскольку при рассмотрении дела установлено, что начисление и выплата истцу заработной платы производилась работодателем в спорный период времени без учета районного коэффициента, установленного указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что названное Постановление не содержит императивных предписаний для применения в расчете заработной платы районного коэффициента, и содержащиеся в нем правовые нормы имеют диспозитивный характер, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на неправильном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица комитета администрации Рубцовского района Алтайского края по образованию на решение Рубцовского районного суда Алтайского края от 01 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.