Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,
судей Р.С. Ибрагимова, Э.Р. Сайдашевой,
при секретаре судебного заседания Л.Г. Имамиевой
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.С. Ибрагимова гражданское дело по апелляционной жалобе М.Н. Сафина на решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления М.Н. Сафина к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка заявителю от 08.10.2014 ... незаконным и обязании принять решение о предоставлении земельного участка площадью 0,20 га, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер ... в собственность, отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения заявителя М.Н. Сафина, поддержавшего доводы жалобы, пояснения представителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Л.Г. Шамгуновой, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
М.Н. Сафин обратился в суд с заявлением об оспаривании решения исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об отказе в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленного требования указывается, что 24 июня 2008 года М.Н. Сафин обратился к исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о предоставлении ему земельного участка в аренду общей площадью 0,20 га по "адрес".
В решении, изложенном в письме от 08 октября 2014 года N ... , ему отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что в соответствии с письмом Министерства земельных и имущественных отношений от 28 августа 2014 года ... земельный участок может быть предоставлен путем проведения торгов.
Указывая, что на его заявление, поданное 24 июня 2008 года, исполнительный комитет в установленные законом сроки не предоставил земельный участок, в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации просит признать решение исполнительного комитета об отказе в предоставлении земельного участка от 08 октября 2014 года ... незаконным и обязать его принять решение о предоставлении в собственность земельного участка, общей площадью 0,20 га, с кадастровым номером ... , расположенного по "адрес".
В заседании суда первой инстанции заявитель требования поддержал в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан с заявлением М.Н. Сафина не согласился.
Представитель заинтересованного лица Ямашурминского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в суд не явился, о дате и месте судебного заседания извещен.
Судом первой инстанции принято решение в приведенной выше формулировке.
С решением суда М.Н. Сафин не согласился, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене по доводам, аналогичным изложенным в заявлении, и, ссылаясь на нормы статей 320, 320.1, 321, 322 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит принять по делу новое решение о возложении обязанности на исполнительный комитет принять решение о предоставлении ему в собственность земельного участка, общей площадью 0,20 га, с кадастровым номером ... , расположенного по "адрес".
В заседании суда апелляционной инстанции М.Н. Сафин апелляционную жалобу поддержал по приведенным в ней доводам.
Представитель исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Л.Г. Шамгунова не согласилась с доводами апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив доводы жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, считает, что решение суда является законным и обоснованным.
Согласно требованиям части 1 статьи 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации к решениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена обязанность либо он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с части 4 статьи 258 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 10 февраля 2009 года суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному правовому акту.
Суд первой инстанции, разрешая спор, установил, что 24 июня 2008 года М.Н. Сафин обратился к главе Высокогорского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 0,20 га, расположенного по "адрес".
Постановлением исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан от "дата" за ... утверждена схема расположения на кадастровом плане земельного участка площадью 1956 кв. м по адресу: "адрес", в целях ведения личного подсобного хозяйства, и 24 августа 2013 года составлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ...
На заявление М.Н. Сафина от 24 июня 2008 года исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 08 октября 2014 года за ... направлен ответ о том, что в рамках Соглашения о взаимодействии с муниципальными образованиями, в соответствии с письмом Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан земельный участок площадью 0,1956 га с кадастровым номером ... может быть предоставлен путем проведения торгов.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, районный суд исходил из того, что права М.Н. Сафина на предоставление земельного участка не оспариваются, с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность он не обращался, площадь земельного участка с кадастровым номером ... составляет 0,1956 га. В связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу, что оснований для признания незаконным ответа исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ... от 08 октября 2014 года не имеется, исполнительным комитетом заявление М.Н. Сафина рассмотрено, о чем сообщено заявителю. Кроме того, в решении суда указано, что суды не осуществляют управление и распоряжение земельными участками и поэтому не могут обязать исполнительный комитет предоставить лицу земельный участок в собственность, решение этого вопроса согласно статьям 11, 29 Земельного кодекса Российской Федерации и статьям 5, 32.1 Земельного кодекса Республики Татарстан относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда как основанными на анализе совокупности собранных по делу доказательств и правовой оценке установленных обстоятельств.
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно положению статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе решать вопросы относительно использования находящихся в их ведении земель.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в статье 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1 статьи 30.1 Кодекса).
В силу пункта 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Системный анализ приведенных выше положений закона позволяет сделать вывод о том, что принятие решения о предоставлении земельного участка тем или иным способом является исключительной прерогативой исполнительного органа местного самоуправления.
При этом, как усматривается из материалов дела и не оспаривается сторонами, само решение о проведении торгов не принято. Письмо исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан 08 октября 2014 года за ... не является отказом в предоставлении заявителю земельного участка, оно содержит лишь информацию о том, что земельный участок площадью 0,1956 га с кадастровым номером ... может быть предоставлен путем проведения торгов.
Исходя из изложенных норм закона, публичному образованию предоставляется два варианта действий после получения от гражданина заявления о предоставлении земельного участка в аренду - организовать и провести аукцион или же опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка. Право выбора одного из двух вариантов связано с положениями пунктов 1.1 и 1.2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в их собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Судебная коллегия исходит из того, что М.Н. Сафин не обжаловал бездействие исполнительного комитета, а информация, содержащаяся в оспариваемом письме, не затрагивает его интересы.
Кроме того, исходя из положений статьи 38 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен порядок приобретения земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). В силу пункта 1 данной статьи, предметом торгов (конкурсов, аукционов) может быть сформированный в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 30 настоящего Кодекса земельный участок с установленными границами или право на заключение договора аренды такого земельного участка.
Суд первой инстанции, оценив в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные сторонами, пришел к обоснованному выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не влекут отмену судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда. Других доводов, которым суд не дал оценку, апелляционная жалоба не содержит.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в обжалованной части является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан от 24 ноября 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Н. Сафина - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.