Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.Г. Гаязов, при секретаре судебного заседания Д.Р. Гизетдиновой, рассмотрел жалобу представителя Генч И. - С.А. Генч на постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, пояснения представителя Генч И. - С.А. Генч судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года гражданин Турецкой Республики Генч И., признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, представитель Генч И. - А.С. Генч, не оспаривая квалификацию его действий, просит постановление судьи изменить, исключить указание о назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, проверка доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, въехавший на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо уклоняющийся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что 22 января 2015 года инспектором отделения УФМС РФ по РТ в Комсомольском районе города Набережные Челны А.М. Резаповым в отношении гражданина Турецкой Республики Генч Исмаила составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому с 10 ноября 2014 года находился на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет в нарушение ч.2 ст.5 Федерального закона от 25.07.2002г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства".
Действия Генч И. квалифицированы по ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1. ст.18.8 КоАП РФ и виновность Генч Исмаила в его совершении, подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности: протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения (л.д.1); рапортом инспектора отделения УФМС РФ по РТ А.М. Резяпова (л.д.2); объяснениями Генч Исмаила (л.д. 9) и иными собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, действия заявителя образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
В обоснование жалобы заявителем указано, что при рассмотрении настоящего дела судом не было учтено, что он, то есть Генч И. на территории Российской Федерации проживает с супругой А.С. Генч и имеет несовершеннолетнюю дочь Генч А. - гражданами Российской Федерации; наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации назначено ему необоснованно, без учета правовой позиции, изложенной в ряде постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, в частности N11-П от 15.06.1999г. и N8-П от 27.05.2008г.
При оценке данных доводов жалобы заявителя необходимо руководствоваться следующим.
Согласно ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что заявитель проживал в п.г.т. Уруссу Ютазинского района Республики Татарстан с семьей.
Из бытовой характеристики, выданной 25.01.2013г. главой
Материалы дела не содержат в себе достоверных сведений, подтверждающих привлечение ранее заявителя к административной ответственности за совершение правонарушений в области миграционного законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2008 года, утвержденной постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 года (с изменениями от 05 декабря 2008 года), по смыслу положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года), административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Как указано выше санкция ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 года N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались, соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
В Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
Несмотря на то, что за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, возможность назначения административного наказания без выдворения за пределы Российской Федерации санкцией данной статьи не предусмотрена, но учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, назначение заявителю административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации не согласуется со сведениями о его личности, а также противоречит требованиям ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П.
При таком положении обжалуемое постановление подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение заявителю административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года, вынесенное в отношении гражданина Турецкой Республики Генч И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить указание на назначение Генч И. административного наказания в виде выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части постановление судьи Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 22 января 2015 года - оставить без изменения.
Примененную на основании части 5 статьи 3.10 КоАП РФ меру обеспечения принудительного выдворения за пределы Российской Федерации в виде содержания Генч И. в специализированном учреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства УФМС России по РТ отменить, Генч И. освободить
Жалобу С.А. Генч удовлетворить.
Судья Р.Г. Гаязов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.