Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Безуха А.Н.
судей Аняновой О.П., Самыгиной С.Л.
при секретаре Бушевой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области об оспаривании действий отделения N4 по регистрационно-экзаменационной деятельности Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по Белгородской области
по апелляционной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области
на решение Валуйского районного суда Белгородской области от 21 ноября 2014 г.,
заслушав доклад судьи Безуха А.Н., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Приказом УФСИН России по Белгородской области от 05.05.2014 г. N автомобиль ***, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска передан безвозмездно с баланса ФКУ ЖКУ УФСИН России по Белгородской области на баланс ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области для дальнейшего использования (л.д. 18).
г. произведена регистрация данного транспортного средства.
В последствии, ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области выполнен капитальный ремонт транспортного средства, в котором была произведена замена кузова.
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области обратилось в 4-е отделение МРЭО ГИБДД с заявлением о внесении изменений в регистрационные документы, в связи с заменой кузова.
Сообщением начальника отделения N 4 МРЭО ГИБДД УМВД России по Белгородской области в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене кузова отказано по той причине, что базовое маркировочное обозначение указанного транспортного средства N кузов N изменено (уничтожено) ввиду произведенной замены кузова, а также изменилось количество посадочных мест, при этом свидетельство о соответствии конструкций ТС не предоставлено (л.д.7-8).
ФКУ ИК - 6 УФСИН России по Белгородской области обратилось в суд и просило признать отказ в регистрации автомобиля незаконным. Обязать 4-е отделение МОТОТРЭР осуществить государственную услугу по регистрации ТС.
Решением суда в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе ФКУ ИК-6 УФСИН России просит решение отменить и принять новое, которым обязать Отделение N 4 МРЭО МВД России по Белгородской области осуществить государственную услугу по регистрации за исправительным учреждением транспортного средства с замененным кузовом. В обоснование приводят доводы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушении норм материального права.
Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из правомерности действий регистрационного органа по отказу в регистрации транспортного средств, в соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденным Приказом МВД РФ от 07.08.2013 года N 605, а также отсутствия сертификата безопасности.
Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нормам материального и процессуального права, с которыми не может не согласиться судебная коллегия.
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установлена регистрация транспортных средств.
В силу п. 3 ст. 15 указанного Федерального закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Из данной нормы следует, что отсутствие документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, препятствует его регистрации. Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов, которые указаны в этом паспорте.
Согласно п. 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Таким образом, исходя из содержания названных норм, в регистрации транспортного средства, которая является основанием для допуска автомобиля к участию в дорожном движении, может быть отказано в случае изменения номерных агрегатов.
Как усматривается из материалов дела, отказывая в регистрации транспортного средства, регистрирующий орган сослался на положения Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 07.08.2013 года N 605.
Согласно абз. 5 п. 24 названного регламента, основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Поскольку в рассматриваемом случае, знаки первичной идентификационной маркировки кузова автомобиля изменены в результате замены кузова, факт их изменения представителем заявителя не оспаривается, то судебная коллегия приходит к выводу о законности действий регистрационного органа.
Кроме того, необходимо отметить, что отказ в регистрации транспортного средства основан, в том числе на рекомендационном письме МВД России от 20 ноября 2013 года N 13/4-303 "О некоторых вопросах регистрации транспортных средств", согласно которому в результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер. При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что в последствии, приведет к невозможности его идентификации.
Из содержания названного письма следует, что вопреки доводам апеллянта, регистрирующий орган не должен доказывать появление каких-либо схожих характеристик, а также утрату основных признаков базового транспортного средства, данные обстоятельства возникают в связи с заменой кузова.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В соответствии с п. 3 ст. 20, ч. 4 ст. 26 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 года N 184 обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии либо обязательной сертификации. Исследования при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованной испытательной лабораторией.
Согласно Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 года N 720 оценка соответствия типов транспортных средств осуществляется перед выпуском их в обращение и проводится в форме одобрения типа. Номер одобрения типа транспортного средства вносится в паспорт транспортного средства каждого транспортного средства, относящегося к типу, в отношении которого установлено соответствие требованиям данного технического регламента. В паспорт транспортного средства вносятся все особые отметки по ограничению в применении транспортного средства, содержащиеся в одобрении типа транспортного средства. Наличие в паспорте транспортного средства номера одобрения типа транспортного средства является необходимым условием для выпуска транспортного средства.
По смыслу указанных норм, транспортное средство, конструкция которых подвергалась изменению, в рассматриваемом случае, самостоятельная замена кузова автомобиля и увеличение общего количества посадочных мест, допускается к участию в дорожном движении только после прохождения сертификации в специальной аккредитованной испытательной лаборатории с получением свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Порядок сертификации предусмотрен Постановлением госкомитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации "О совершенствовании транспортных средств и прицепов".
В суд первой инстанции не представлено доказательств получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Наличие сертификата соответствия у исполнителя на замену агрегатов (л.д. 42) не может подменять собой вышеупомянутое свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства.
При изложенных обстоятельствах, ввиду отсутствия свидетельства о безопасности конструкции, к спорным правоотношениям не может быть применен п. 51 Приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств".
Таким образом, отказывая в регистрации транспортного средства, отделение N 4 МРЭО действовало в соответствии с нормативными актами, что исключает признание незаконными действий (бездействия).
Доводы апеллянта о том, что ранее транспортное средство было зарегистрировано, не опровергают выводы суда об отсутствии правовых оснований для внесения изменений в регистрационные данные после замены кузова.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Валуйского районного суда Белгородской области от 21 ноября 2014 г. по делу по заявлению ФКУ ИК-6 УФСИН России по Белгородской области об оспаривании действий отделения N4 по регистрационно-экзаменационной деятельности Межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления министерства внутренних дел России по Белгородской области - оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.