Мурманский областной суд в составе:
Председательствующего, судьи Пырч Н.В.
при секретаре Дундиной Е.С.
с участием прокурора Мурманской областной прокуратуры Ивановой Н.В., представителей Мурманской областной Думы по доверенности Латыева А.В. и по доверенности Загорского Д.С., представителя Губернатора Мурманской области по доверенности Кирсановой М.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Мурманске
Гражданское дело по заявлению Прокурора Мурманской области об оспаривании нормативного правового акта в части
УСТАНОВИЛ:
01 июля 2005 года Мурманской областной Думой принят Закон Мурманской области N 652-01-ЗМО "О государственных должностях Мурманской области".
07 июля 2005 года указанный закон подписан Губернатором Мурманской области и официально опубликован 19 июля 2005 года в газете " ***", N136.
В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона Мурманской области N 652-01-ЗМО от 07.07.2005 "О государственных должностях Мурманской области" (в редакции от 07.04.2011 N 1331-01-ЗМО) лицам, замещавшим государственные должности не менее 12 месяцев подряд и уволенным в связи с истечением срока их полномочий, в связи с прекращением полномочий по состоянию здоровья, препятствующему продолжению исполнения полномочий, а также в связи с досрочным прекращением полномочий по иным основаниям (за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями), до устройства на новое место работы выплачивается средняя заработная плата, но не свыше 12 месяцев со дня увольнения.
В случае если на новом месте работы указанные лица получают заработную плату ниже установленного размера оплаты труда, который они получали, замещая государственную должность, им производится доплата до уровня ранее получаемой ими средней заработной платы с учетом последующей индексации, но не более 12 месяцев со дня увольнения.
Размер средней заработной платы, предусмотренный настоящим пунктом, определяется в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
При трудоустройстве в местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, размер средней заработной платы для осуществления доплаты до уровня ранее получаемой средней заработной платы определяется без применения районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, установленных для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Прокурор Мурманской области обратился в Мурманский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия вышеуказанной нормы Закона, ссылаясь на противоречие оспариваемой нормы требованиям статей 6, 164, 165 Трудового кодекса Российской Федерации. Федеральным законодательством указанные дополнительные выплаты для лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации, не предусмотрены. Поэтому законодательный орган, определяя дополнительные гарантии для лиц, замещающих государственные должности, после увольнения с государственной службы в виде денежных компенсаций вышел за пределы своих полномочий.
Кроме того, оспариваемая норма Закона противоречит пункту 14 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 года N 273-ФЗ " О противодействии коррупции".
29 июня 2011 года прокурором области в порядке статьи 23 Федерального закона " О прокуратуре Российской Федерации" был принесен протест, который по существу на заседаниях Мурманской областной Думы не рассматривался.
Прокурор просил признать пункт 3 статьи 9 Закона Мурманской области от 07 июля 2005 года N 652-01-ЗМО ( в ред. от 07 апреля 2011 года) " О государственных должностях Мурманской области" недействующим с момента принятия нормативного правового акта, поскольку изначально принят с превышением компетенции субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Иванова Н.В. уточнила заявленные требования и просила признать недействующей оспариваемую норму Закона с момента принятия решения по данному делу по основаниям, изложенным в заявлении, указав на исполнение закона в части выплаты денежных компенсаций.
Представители Мурманской областной Думы по доверенности Латыев А.В. и Загорский Д.С. с заявлением не согласились, указав на полномочия законодательного органа субъекта по принятию нормы Закона, предоставляющей гарантии для лиц, замещающих государственные должности, после прекращения служебных обязанностей. Данные гарантии устанавливаются в связи с осуществлением ими государственных обязанностей, и не связаны с трудовыми отношениями.
Представитель Губернатора Мурманской области по доверенности Кирсанова М.В. с заявлением не согласилась, указав, что оспариваемая норма закона была принята не с целью регулирования трудовых отношений, а с целью установления социальной защиты лиц, замещающих государственные должности Мурманской области, в рамках регулирования отношений, возникающих за пределами трудовых отношений.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит заявление прокурора Мурманской области подлежащим удовлетворению.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Статья 6 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам, (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников), порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров.
Из содержания статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исключительно по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.
В соответствии с абзацем 2 статьи 64 Трудового кодекса Российской Федерации какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Согласно статье 164 названного Кодекса предусматривает, что гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями статьи 165 Трудового кодекса Российской Федерации установлены случаи предоставления гарантий и компенсаций.
Системное толкование трудового законодательства позволяет сделать вывод о том, что вопросы установления гарантий относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти и урегулированы Трудовым кодексом Российской Федерации, который предусматривает предоставление гарантий работникам только в период исполнения трудовых обязанностей.
Согласно статье 73 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Положениями статей 52, 53 названного Федерального закона установлены основные и дополнительные государственные гарантии гражданских служащих, которые предоставляются только в период исполнения профессиональных обязанностей.
Анализируя вышеприведенные положения действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что установление прямых и косвенных преимуществ в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Действующим федеральным законодательством не предусмотрена возможность установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий в виде денежной компенсации после увольнения с гражданской службы, прекращении полномочий государственной должности до момента устройства на новую работу.
Также федеральным законодательством не предоставлена гарантия лицам, замещающим государственные должности, в виде доплаты до уровня ранее получаемой средней заработной платы с учетом последующей индексации, в случае если на новом месте работы размер заработной платы ниже установленного размера оплаты труда, который они получали, замещая государственную должность.
Между тем, в нарушение вышеуказанных положений федерального законодательства пункт 3 статьи 9 Закона Мурманской области 07.07.2005 года N 652-01- ЗМО (в ред. от 07.04.2011г) "О государственных должностях Мурманской области" предоставляет лицам, замещающим государственные должности, указанным в статье 1 названного Закона, дополнительные гарантии в виде денежного вознаграждения после увольнения.
По смыслу положений федерального законодательства вопросы установления денежной компенсации после увольнения с гражданской службы, а также прекращения полномочий государственной должности относятся к полномочиям федеральных органов государственной власти.
Федеральным законодательством субъекты Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению денежной компенсации лицам, замещающим государственные должности, после прекращения исполнения профессиональных обязанностей.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства свидетельствует о превышении Мурманской областной Думой своих полномочий по принятию оспариваемой нормы закона.
Кроме того, реализация оспариваемых положений Закона приведет к нарушению прав Российской Федерации, поскольку бюджет Мурманской области является дотационным.
Дефицит бюджета Мурманской области на 2011 год в соответствии с п.1 ст. 1 Закона Мурманской области от 24.12.2010 N 1290-01-ЗМО (ред. от 14.06.2011) "Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" составляет 4841 268, 2 тыс. рублей. Поэтому отвлечение средств областного бюджета на выплаты лицам, ранее занимавшим государственные должности Мурманской области, не предусмотренные федеральным законодательством, негативным образом отразится на реализации программ социального развития Мурманской области.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в порядке исполнения пункта 3 статьи 9 Закона Мурманской области "О государственных должностях Мурманской области" выплаты из областного бюджета производились по государственных органам Мурманской области, начиная с 2009 года по настоящее время, о чем свидетельствуют соответствующие справки.
Согласно подпункту 14 статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции отнесено совершенствование порядка использования государственных ресурсов, в том числе при предоставлении государственной помощи, что в данном случае не обеспечено.
Таким образом, системное толкование вышеприведенных норм материального права в их взаимосвязи, позволяет сделать вывод о том, что положение пункта 3 статьи 9 Закона Мурманской области от 07.07.2005 года N 652-01- ЗМО (в ред. от 07.04.2011г) "О государственных должностях Мурманской области" противоречит федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу. Также данная статья противоречит принципам равенства и правовой определенности.
Ссылка представителей Мурманской областной Думы и представителя Губернатора Мурманской области на принятие данной нормы закона в пределах компетенции Мурманской областной Думы ошибочна и свидетельствует о неправильном толковании действующего законодательства.
Доводы заинтересованных лиц о том, что трудовое законодательство не распространяется на спорные правоотношения, несостоятельны по вышеприведенным основаниям.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Обсуждая вопрос о времени признания нормативного правового акта недействующим, суд исходит из данной нормы закона, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 48 от 29 ноября 2007 года N 48, и учитывает установленные по делу обстоятельства.
Так, до вынесения решения суда оспариваемый нормативный правовой акт применялся и на реализацию пункта 3 статьи 9 Закона Мурманской области от 07.07.2005 года N 652-01- ЗМО (в ред. от 07.04.2011г) "О государственных должностях Мурманской области" производились расходы из областного бюджета, начиная с 2009 года до настоящего времени.
Учитывая, что на 04 декабря 2011 года назначены выборы депутатов Мурманской областной Думы пятого созыва, что в свою очередь приведет к прекращению полномочий государственных должностей Мурманской областной Думы, перечисленных в пункте 2 статьи 1 Закона Мурманской области от 07.07.2005 года N 652-01- ЗМО (в ред. от 07.04.2011г) "О государственных должностях Мурманской области", и повлечет неосновательные выплаты по пункту 3 статьи 9 названного Закона, чем будут нарушены интересы субъекта Российской Федерации. Поэтому с учетом заявления прокурора и установленных обстоятельств дела, суд полагает, что пункт 3 статьи 9 подлежит признанию недействующим с момента принятия настоящего решения, т.е. с 16 ноября 2011 года.
Руководствуясь статьями 191-197, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Мурманский областной суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Мурманской области о признании недействующей пункта 3 статьи 9 Закона Мурманской области от 07.07.2005 года N 652-01- ЗМО (в ред. от 07.04.2011г) "О государственных должностях Мурманской области" удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующей с момента принятия настоящего решения суда пункт 3 статьи 9 Закона Мурманской области от 07.07.2005 года N 652-01- ЗМО (в ред. от 07.04.2011г) "О государственных должностях Мурманской области".
После вступления решения суда в законную силу в соответствии со статьей 35 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" и части 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сообщение об этом решении подлежит опубликованию в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован признанный недействующим нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Мурманский областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий, судья: Пырч Н.В.
Мотивированное решение изготовлено 20 ноября 2011 года.
Председательствующий, судья:
СПРАВКА
(дело N 3-37/2011)
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 01 февраля 2012 года решение Мурманского областного суда от 16 ноября 2011 года по существу оставлено без изменения, а кассационная жалоба Губернатора Мурманской области - без удовлетворения.
Уточнена резолютивная часть решения Мурманского областного суда от 16 ноября 2011 года указанием на то, что пункт 3 статьи 9 Закона Мурманской области от 7 июля 2005 года N 652-01-ЗМО "О государственных должностях Мурманской области" признаётся противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий, судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.