Решение Московского городского суда от 18 ноября 2014 г. N 7-4717/14
Судья Устюгова Л.В. Дело N 7-4717/14
Р Е Ш Е Н И Е
18 ноября 2014 года город Москва
Судья Московского городского суда Неретина Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе **а Б.Г. на постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 24 октября 2014 г., которым
гражданин Республики *** года рождения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации, с помещением в центр содержания иностранных граждан г. Москвы.
установил:
23 октября 2014 года в отношении гражданина Республики Таджикистан **а Б.Г. сотрудником ОУУП ОМВД России по Бабушкинскому району г. Москвы составлен протокол СВАО N 0002732 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Бабушкинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поступившей в Московский городской суд, ** Б.Г. ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что въехав на территорию Российской Федерации он был поставлен на миграционный учёт по адресу: г. Москва, ул. Изюмская, д.28, корпус 2, кв.24. Ссылается на то, что при назначении наказания судья не в полной мере учёл данные о личности **а Б.Г., 24 октября 2014 года он находился в приемном отделении ГКБ N40, не учтены данные о личности и о его семейное положение.
** Б.Г., в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме, указал также, что он страдает хроническими заболеваниями, имеет семью на территории РФ, проживает с супругой Исмагиловой Б.С. по ее адресу места жительства.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав **а Б.Г., свидетеля Исмагилову Б.С., считаю постановление судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы подлежащим изменению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что 23.10.2014 года в 18 часов 00 минут по адресу: г. Москва, ул. Осташковская, д. 15, в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по Бабушкинскому району г. Москвы выявлен гражданин р. Таджикистан ** Б.Г., прибывший 04.06.2013г. в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, по истечении установленного срока пребывания 90 дней, уклонился от выезда из Российской Федерации, чем нарушил положения ч.2 ст.5 Федерального закона N115-ФЗ от 25 июля 2002 года "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", то есть ** Б.Г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ.
Факт совершения **а Б.Г. административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении СВАО N 0002732 от 23 октября 2014 года, протоколом об административном задержании СВ N019758 от 23 октября 2014 года, рапортом начальника ОМВД России по Бабушкинскому району г. Москвы, объяснениями **а Б.Г., данными им в ходе производства по административному делу, национальным паспортом, копией миграционной карты, справкой ФМС АС ЦБДУИГ, которым судья дал оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ** Б.Г. выезжал в августе 2014 г. из РФ объективно материалами дела не подтверждается, данные об этом отсутствуют.
Таким образом, действия **а Б.Г. обоснованно квалифицированы судом по ч.3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда за пределы территории Российской Федерации.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
В силу ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.10 Кодекса административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмотренное ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
По смыслу действующего законодательства, решение вопроса о возможности применения судом в качестве наказания, установленного ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации как меры ответственности за совершенное этим лицом административное правонарушение в сфере миграционной политики должно осуществляться с учётом не только норм национального законодательства, действующего в этой сфере, но и актов международного права, участником которых является Российская Федерация.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), вступившей в силу для России 5 мая 1998 г., вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения.
В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
При назначении **у Б.Г. наказания в виде административного штрафа с административным выдворением за пределы Российской Федерации судьей Бабушкинского районного суда г. Москвы не учтены безусловно заслуживающие внимания обстоятельства по делу, а именно наличие у него семьи на территории РФ, проживание на территории РФ супруги, гражданки РФ, что подтверждено материалами дела, показаниями свидетеля Исмагиловой Г.С., данными в суде при рассмотрении жалобы.
Свидетель Исмагилова Г.С., гражданка РФ, показала, что ** Б.Г. является ее супругом, их брак заключен в Таджикистане, проживают они совместно с 2002 г., проживают единой семьей, ведут единое хозяйство. ** Б.Г. периодически выезжал в Таджикистан, она в Москве является его принимающей стороной, она его регистрирует постоянно по месту пребывания по адресу места своего жительства - г. Москва, Изюмская ул. д. 28 к.2 кв. 24,23. В Центр он не был помещен по состоянию здоровья, его отправили в больницу.
Из сведений справки АС ЦБДУИГ ФМС России, усматривается, что Исмагилова Г.С. является его принимающей стороной, с 2009 г. он по прибытии в РФ состоял на учете по месту ее жительства.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение **у Б.Г. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание вышеизложенные фактические обстоятельства, положения перечисленных нормативно-правовых актов, а также доводы жалобы, считаю возможным изменить постановление судьи Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 октября 2014 года в части назначенного **у Б.Г. наказания, исключив дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 30.4 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
постановление Бабушкинского районного суда города Москвы от 24 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении **а Бекмамада Гулмамадовича изменить, исключив указание о назначении ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации; в остальной части постановление Бабушкинского районного суда г. Москвы от 27 мая 2014 года оставить без изменения.
Судья Московского городского суда Е.Н.Неретина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.