Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Литвиновой И.В.,
судей Богдановой О.Н., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Адамовой К.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 19февраля2015года гражданское дело по жалобе Першукова М.В. на решение комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий
по апелляционной жалобе Першукова М.В. на решение Каргапольского районного суда Курганской области от 17 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Жалобу Першукова М.В. о признании незаконным решения комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращения для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий от " ... " об отказе в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" и возложении обязанности по выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я., изложившей существо дела, пояснения Першукова М.В., представителя Першукова М.В. - Лоскутова А.В., допущенного к участию в деле по устному ходатайству, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Першуков М.В. обратился в Каргапольский районный суд Курганской области с заявлением об оспаривании действий комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, выразившиеся в отказе выдать удостоверение "Ветеран боевых действий". В обосновании заявленных требований указал, что в период с " ... " по " ... " проходил военную службу по призыву в войсковой части N N, в период с " ... " по " ... " выполнял боевую задачу по прикрытию дагестано-чеченской границы в составе Объединенной группировки войск на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Указал, что для получения удостоверения "Ветеран боевых действий" он подал заявление в комиссию Центрального военного округа, однако " ... " в выдаче удостоверения было отказано на том основании, что факт непосредственного участия в боевых действиях не подтвержден. Считает отказ в выдаче удостоверения "Ветеран боевых действий" незаконным, нарушающим его право на получение гарантий и компенсаций. Полагал, что все необходимые документы, подтверждающие его участие в боевых действиях, были представлены.
В судебном заседании Першуков М.В. его представитель Лоскутов А.В., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, заявленные требования поддержали, дали пояснения по доводам жалобы.
Першуков М.В. дополнительно пояснил, что в начале декабря 2002 года был направлен в Ботлихский район Республики Дагестан, блокпост Ансалта на границе Дагестана и Чечни, где в должности командира взвода минометной батареи участвовал в боевых действиях. Боевые столкновения происходили в декабре 2003 года, в начале лета 2003 года их поднимали по боевой тревоге. Полагал, что отсутствие в военном билете записи о его участии в боевых действиях не должно нарушать его права на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Представитель комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступило.
Каргапольским районным судом Курганской области 17 декабря 2014 постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Першуков М.В., выражая несогласие с выводами суда об отсутствии оснований для признания его ветераном боевых действий, вновь ссылается на доводы, изложенные в судебном заседании. Указывает, что в период с " ... " по " ... " проходил военную службу по призыву, в том числе в войсковой части 93915, был направлен в Ботлихский район Республики Дагестан, где в период с " ... " по " ... " выполнял боевую задачу по прикрытию дагестано-чеченской границы в составе Объединённой Группировки Войск и Сил в должности командира отделения и старшего наводчика. Настаивает на том, что отсутствие приказов о выполнении им конкретных боевых задач или задач по восстановлению законности и правопорядка не препятствует присвоению звания ветерана боевых действий, поскольку действующим законодательством предоставление льгот и компенсаций не ставится в зависимость от видов, выполняемых военнослужащими задач. Указал, что предоставил в материалы дела все имеющиеся у него документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях, в настоящее время воинская часть расформирована, в архивах иных документов не имеется. Полагал, что при рассмотрении дела суд неверно истолковал закон подлежащий применению.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции Першуков М.В., его представитель Лоскутов А.В. доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело и доводы апелляционной жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно подпункту первому пункту первому статьи третьей Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В приложении к настоящему Федеральному закону приводится Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах").
В разделе III Приложения к Федеральному закону "О ветеранах" к ветеранам отнесены военнослужащие, принимавшие участие в выполнении задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Пунктом третьим Постановления Правительства Российской Федерации от 19декабря 2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" определены органы исполнительной власти, которым поручена выдача удостоверения ветерана боевых действий, в зависимости от категории лиц.
В силу статьи 28 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "Оветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного Правительством СССР до 1 января 1992 или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Федерального закона Правительством Российской Федерации 19 декабря 2003 издано Постановление N 763 "Обудостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту второму названной Инструкции выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 N2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения к обращению прикладываются в том числе и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей.
Абзацем седьмым этого пункта определено, что такими документами для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, являются выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 2 августа 2006 - руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Содержание названного положения указывает на то, что в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15 ноября 2011 N 24-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "Оветеранах" (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти), и участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (включая выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона в период с августа 1999 года). При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Разрешая заявленные требования, суд правильно исходил из того, что в силу приведенных выше положений действующего законодательства основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий является документально подтвержденный факт непосредственного участия истца в боевых действиях.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заключением о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения ветерана боевых действий от " ... " в выдаче удостоверения ветерана боевых действий Першукову М.В. отказано на том основании, что факт непосредственного участия в боевых действиях документально не подтвержден.
Также из материалов дела следует, что с " ... " по " ... " Першуков М.В. проходил военную службу по призыву в войсковой части " ... " в должности старшего наводчика минометов, в воинском звании "сержант", о чем сделаны записи в военном билете серии N.
Согласно учетной карточке, справке филиала Центрального архива Минобороны России от " ... " N в период с " ... " по " ... " в составе воинской части N выполнял служебно-боевые задачи на административной границе с Чеченской республикой в населенном пункте Ботлих в составе Объединённой Группировки Войск и Сил в должности командира отделения, за указанный период службы имеет право в зачислении выслуги лет (трудового стажа) из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.
Оценив представленные доказательства с учетом положений статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к правильному выводу о том, что оснований для признания истца ветераном боевых действий и выдачи ему удостоверения "Ветеран боевых действий" не имеется, поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие непосредственное участие Першукова М.В. в боевых действиях.
Вопреки доводам жалобы сам по себе факт нахождения военнослужащего на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период, начиная с августа 1999 в составе Объединенной группировки войск (сил), направленной для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, без его участия в проведении контртеррористических операций, состав участников и зона проведения которых определяется по приказу руководителя Регионального оперативного штаба, не может свидетельствовать о его участии в боевых действиях и являться основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Все доводы, изложенные Першуковым М.В. в жалобе, были предметом проверки суда первой инстанции. Выводы по каждому из них судом мотивированы.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каргапольского районного суда Курганской области от 17декабря2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Першукова М.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий: И.В.Литвинова
Судьи: О.Н.Богданова
С.Я.Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.