Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе; председательствующего Железчиковой А.В.
судей Бургановой Н.А., Казанцевой Е.С.
при секретаре Нечаевой О.В.
рассмотрела в заседании судебной коллегии 10.02.2015 года в г. Кудымкаре Пермского края апелляционную жалобу Снигирева С.В. на решение Карагайского районного суда Пермского края от 17.11.2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Останина С.С. удовлетворить частично.
Признать незаконными действия МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка площадью 236 кв.м, расположенного по адресу: ****, а также земельного участка площадью 231 кв.м, расположенного по адресу: ****.
Признать незаконным отказ N ** от 10.07.2014 года в предоставлении земельного участка площадью 209 кв.м., расположенного по адресу: ****.
Обязать МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" заключить с Останиным С.С. договора аренды на указанные земельные участки: земельного участка площадью 236 кв.м, расположенного по адресу: **** кадастровый номер **; земельного участка площадью 231 кв.м, расположенного по адресу: **** кадастровый номер **; земельного участка площадью 209 кв.м., расположенного по адресу: **** кадастровый номер **.
В остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Казанцевой Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Останин С.С. обратился в суд с исковым заявлением к МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" о признании незаконным действий ответчика о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка площадью 236 кв.м, расположенного по адресу: ****, о признании незаконным действий ответчика о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка площадью 231 кв.м, расположенного по адресу: ****; о признании незаконным отказа N ** от 10.07.2014 года в предоставлении земельного участка площадью 209 кв.м., расположенного по адресу: **** и возложении обязанности заключить с истцом договора аренды сроком на 10 лет на указанные земельные участки.
Требования мотивировал тем, что 15.04.2014 года обратился в МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" с заявлениями о предоставлении в аренду на 10 лет трех земельных участков: площадью 231 кв.м. находящийся ****, площадью 209 кв.м., находящийся ****, площадью 236 кв.м., находящийся ****, для установки нестационарных выставочных павильонов. 13.05.2014 года распоряжениями N **, N **, N ** МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" утверждены схемы расположения земельных участков и установлен вид разрешенного использования земельных участков - для установки нестационарного выставочного павильона. За свой счет он выполнил кадастровые работы данных земельных участков и поставил земельные участки на кадастровый учет, им были присвоены кадастровые номера: **** площадью 231 кв.м. - **; **** площадью 210 кв.м - **; **** площадью 236 кв.м - **. Истцом 27.06.2014 года ответчику направлено уведомление о постановке указанных земельных участков на кадастровый учет с приложением кадастровых паспортов. 10.07.2014 года МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" направил ответы за NN **, **, ** об отказе в предоставлении истребуемых истцом земельных участков со ссылкой на то, что земельный участок площадью 231 кв.м., находящийся **** и земельный участок площадью 209 кв.м, находящийся **** не соответствуют генеральному плану застройки с.Карагай; на земельном участке площадью 236 кв.м, находящемся **** в соответствии с генеральным планом застройки с.Карагай предполагается размещение остановочного комплекса. Считает отказ в предоставлении ему земельных участков незаконным. Так как распоряжениями ответчика от 29.09.2014г. NN **, **, земельные участки площадью 236 кв.м, расположенного по адресу: **** и площадью 231 кв.м, расположенного по адресу: **** выставлены на аукцион по продаже права аренды с разрешенным использованием - для установки нестационарного выставочного павильона, в связи с поступлением заявления о предоставлении этих земельных участков в аренду от Снигирева С.В. Решения о проведении аукциона считает незаконными, так как отказы были изданы до направления Снигиревым С.В. в МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" свои заявления о предоставлении ему земельных участков. В связи с тем, что ответчик признал данные отказы незаконными, то должен был заключить договора аренды этих двух земельных участков с Останиным С.С., а Снигиреву С.В. обязан был отказать не только в предоставлении земельного участка, но и в согласовании схемы расположения земельных участков, так как на момент его обращения данные земельные участки уже находились в стадии оформления права аренды Останиным С.С. были уже сформированы и стояли на кадастровом учете.
Определением Карагайского районного суда Пермского края от 21.10.2014 года в качестве ответчика привлечена администрация муниципального образования Карагайское сельское поселение Карагайского района Пермского края.
Определением Карагайского районного суда Пермского края от 05.11.2014 года в качестве третьего лица привлечен Снигирев С.В..
В судебное заседание истец Останин С.С. не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивал.
Представитель истца по доверенности Жуков С.В. исковые требования доверителя поддержал.
Представитель ответчика МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" председатель М. исковые требования не признала, просила в иске отказать, считает, что предоставление земельных участков в аренду возможно только после проведения аукциона.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Карагайское сельское поселение Шафранова С.А. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, ссылалась на Постановление главы сельского поселения - председателя совета депутатов муниципального образования Карагайского сельского поселения от 21.11.2013г. N292, в соответствии с которым земельные участки не включены в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Суд постановил вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе третье лицо Снигирев С.В., ссылаясь на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Оспаривая выводы суда, ссылается на п.1 ст.34 Земельного кодекса РФ, ч.1 ст. 15 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предусматривающих обязанность органов местного самоуправления обеспечить управление и распоряжение земельными участками на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости, прозрачности процедур предоставления таких земельных участков; запрещение органам местного самоуправления принимать акты или осуществлять действия, приводящие или могущие привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в случае если на земельные участки претендуют несколько лиц Земельным кодексом РФ не урегулирован, а потому претендент на спорный земельный участок должен быть определен по правилам п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ по результатам проведения торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, по правилам гл. 39 ГПК РФ, выслушав пояснения третьего лица Снигирева С.В., представителя истца Жукова С.В., судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, верно установлено судом и не оспаривается апеллянтом в жалобе, 15.04.2014 года Останин С.С. обратился в МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" с тремя заявлениями о предоставлении в аренду на 10 лет земельных участков: 1) из земель населенных пунктов площадью 231 кв.м., находящийся **** для установки нестационарного выставочного павильона, с приложением схемы земельного участка, 2) из земель населенных пунктов площадью 210 кв.м., находящийся **** для установки нестационарного выставочного павильона, с приложением схемы земельного участка; 3) из земель населенных пунктов площадью 236 кв.м., находящийся **** для установки нестационарного выставочного павильона, с приложением схемы земельного участка.
13.05.2014 года распоряжениями N **, N **, N ** МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" были утверждены схемы расположения земельных участков и установлен вид разрешенного использования земельных участков - для установки нестационарного выставочного павильона.
Исходя из кадастровых паспортов земельных участков от 23.06.2014 года участкам были присвоены кадастровые номера: **** площадью 231 кв.м. - **; **** площадью 209 кв.м - **; **** площадью 236 кв.м - **.
05.07.2014 года в приложении N ** к газете " ***" N ** от 05.07. 2014 г. МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" информирует о предстоящем представлении в аренду земельных участков: площадью 231 кв.м., находящийся ****, площадью 209 кв.м, находящийся ****, площадью 236 кв.м, находящемся ****.
10.07.2014 года МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" направил Останину С.С. за NN **, **, ** отказы в предоставлении истребуемых земельных участков, в качестве причин отказа было указано то, что земельный участок площадью 231 кв.м., находящийся **** и земельный участок площадью 209 кв.м, находящийся **** не соответствуют генеральному плану застройки с.Карагай; на земельном участке площадью 236 кв.м., находящемся **** в соответствии с генеральным планом застройки с.Карагай предполагается размещение остановочного комплекса.
Также судом установлено, что 16.07.2014 года в МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" с тремя заявлениями обратился Снигирев С.В., в которых он просил предоставить в аренду на 4 года 11 месяцев три земельных участка: 1) из земель населенных пунктов площадью 231 кв.м, находящийся **** для установки нестационарного выставочного павильона; 2) из земель населенных пунктов площадью 209 кв.м., находящийся **** для установки нестационарного выставочного павильона; 3) из земель населенных пунктов площадью 236 кв.м, находящийся **** для установки нестационарного выставочного павильона.
23.07.2014 года МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" направил Снигиреву С.В. за NN **, **, ** отказы в предоставлении испрашиваемых земельных участков, в качестве причин отказа было указано то, что: земельный участок площадью 231 кв.м., находящийся **** и земельный участок площадью 209 кв.м, находящийся **** не соответствуют генеральному плану застройки с.Карагай; на земельном участке площадью 236 кв.м, находящемся **** в соответствии с генеральным планом застройки с.Карагай предполагается размещение остановочного комплекса.
Распоряжениями МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" от 29.09.2014 года NN **, **, и от 02.10.2014 года NN **, **, земельные участки площадью 236 кв.м, расположенного по адресу: **** и площадью 231 кв.м, расположенного по адресу: **** выставлены на аукцион по продаже права аренды с разрешенным использованием - для установки нестационарного выставочного павильона.
30.09.2014 года МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" письмами NN **, ** извещает Снигирева С.В., Останина С.С. о принятии решения о проведении аукциона по продаже права аренды земельных участков: по адресам: ****, ****, который будет проведен после оценки рыночной стоимости права аренды; сообщение о проведении аукциона будет размещено на официальном сайте Комитета в сети "Интернет",
Разрешая спор по существу заявленных требований, и признавая незаконными действия ответчика по проведению аукциона по продаже права аренды земельных участков площадью 236 кв.м. и 231 кв.м., и отказ в предоставлении истцу земельного участка площадью 209 кв.м,, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" обстоятельств, послуживших основанием для отказа Останину С.С. в предоставлении трех спорных земельных участков.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции по доводам изложенным в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
В силу ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам или юридическим лицам в собственность или в аренду, а так же предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных и муниципальных нужд (пункт 4).
Согласно ст. 29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регламентирован статьей 34 Земельного кодекса РФ.
Абзацем 2 пункта 1 названной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Согласно п. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Решением Земского собрания Карагайского муниципального района от 30.03.2012 года N13/12, утвержден порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Карагайского муниципального района, а также государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Карагайского районе, для целей, не связанных со строительством, что согласуется со ст.29 ЗК РФ.
В соответствии с полномочиями, предоставленными законом (ст. 34 ЗК РФ) органы местного самоуправления вправе принять акт, устанавливающий только процедуру и критерии предоставления таких земельных участков, но не основания для отказа в их предоставлении. Положения Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, утв. решением Земского собрания Карагайского муниципального района от 30.03.2012 года N13/12 не могут подменять основания отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренные действующим земельным законодательством (п.4 ст.28 ЗК РФ). При таких обстоятельствах, ссылку МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района" на несоответствие испрашиваемых истцом в аренду земельных участков генеральному плану застройки с.Карагай, законными признать нельзя.
Более того, анализ решения Совета депутатов Карагайского сельского поселения N4/3 от 13.12.2013 года "Об утверждении "Генерального плана муниципального образования "Карагайское сельское поселение Карагайского района Пермского края", схемы расположения спорных земельных участков, кадастровых паспортов земельных участков, позволяет прийти к выводу о соответствии испрашиваемых истцом земельных участков критериям их предоставления на территории Карагайского муниципального района.
Все вышеизложенные обстоятельства подтверждают правомерность выводов суда о незаконности действий ответчика по проведению аукциона по продаже права аренды земельных участков площадью 236 кв.м. и 231 кв.м., по отказу в предоставлении Останину С.С. земельного участка площадью 209 кв.м., с возложением на ответчика обязанности заключить с истцом договора аренды на спорные земельные участки.
Доводы жалобы о том, что претендент на спорный земельный участок должен быть определен по правилам п.4 ст. 30 Земельного кодекса РФ судебной коллегией отклоняется в виду того, что положения ст. 30 Земельного кодекса РФ регламентируют порядок предоставления земельных участков из числа находящихся в муниципальной собственности для целей строительства. Между тем, из материалов дела не следует о предоставлении ответчиком спорных земельных участков для целей строительства. Распоряжениями от 13.05.2014 года МКУ "Комитет имущественных отношений Карагайского муниципального района", как орган полномочный по владению, пользованию, распоряжению и управлению, в том числе земельными участками, находящимися в муниципальной собственности Карагайского муниципального района, определил вид разрешенного использования спорных земельных участков - для установки нестационарного выставочного павильона (являющегося по смыслу постановления Правительства Пермского края от 11.08.2010 года N 483-п временным сооружением, не требующим осуществления строительных работ). При указанных обстоятельствах и вопреки доводам жалобы, оснований для применения к спорным правоотношениям положений п.4 ст. 30 Земельного кодекса РФ, предусматривающих порядок предоставления земельного участка для строительства посредством торгов, не имелось.
То обстоятельство, что апеллянт также как и истец претендует на заключение договора аренды на спорные земельные участки, несмотря на то, что с заявлениями: на заключение договора аренды на спорные земельные участки обратился к ответчику после аналогичного обращения Останина С.С, отмену оспариваемого решения не влечет. Для предоставления гражданам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотрен заявительный порядок обращения (п. 2 ст. 34 ЗК РФ), соответственно принятие решения о возможности предоставления такого земельного участка осуществляется органом местного самоуправления в отношении первоначально обратившегося лица. Снигирев С.В., как заинтересованное в передаче спорных земельных участков в аренду лицо, не был лишен возможности с соответствующими на то заявлениями обратиться к ответчику ранее обращения с аналогичными заявлениями Останина С.С.
Довод апеллянта о нарушении требований ФЗ "О защите конкуренции" также не может быть принят во внимание, так как не регулирует данные взаимоотношения.
Иных доводов апелляционная жалоба Снигирева С.В. не содержит.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену решения суда. Судом первой инстанции были верно определены и полно исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела. Им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам дела. Нарушений норм материального права и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора судом первой инстанции допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карагайского районного суда Пермского края от 17.11.2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Снигирева С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.