Президиум Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Лобовой О.А.,
членов президиума: Вейсгейм Л.А., Немзоровой В.И., Ермакова Э.Ю., Шевелёвой Р.В., Камнева С.П.,
с участием прокурора Фомина А.Н.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрел кассационную жалобу муниципального образования Третьяковский район Алтайского края на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2014 года по делу по иску
прокурора Третьяковского района Алтайского края в интересах Кудрявцева Б. Г. к муниципальному казенному образовательному учреждению "Третьяковская СОШ", муниципальному образованию Третьяковский район Алтайского края, комитету по образованию Третьяковского района Алтайского края, комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи краевого суда Цибиной Т.О., пояснения прокурора, поддержавшего доводы кассационной жалобы, президиум
УСТАНОВИЛ:
Кудрявцев Б.Г. состоит в трудовых отношениях с муниципальным казенным образовательным учреждением "Третьяковская СОШ" (далее МКОУ "Третьяковская СОШ"), где работает в должности "данные изъяты". Должностной оклад истца по состоянию на ДД.ММ.ГГ установлен в сумме "данные изъяты" руб., то есть "данные изъяты" минимального размера оплаты труда, который на момент возникновения спорных правоотношений составлял 5 205 руб., а с 01 января 2014 года - 5 554 руб. в месяц. При расчете заработной платы на оклад истца начисляется районный коэффициент (15%, доплата за работу в ночное время (40%), особые условия труда (12%). Кроме того, Кудрявцеву Б.Г. установлена доплата "данные изъяты" минимального размера оплаты труда в сумме "данные изъяты". (л.д. 60-69). За декабрь 2013 года истцу начислена и выплачена заработная плата в размере "данные изъяты"., за январь 2014 года - "данные изъяты"., за февраль 2014 года - "данные изъяты".
Прокурор Третьяковского района Алтайского края обратился в суд с иском к МКОУ "Третьяковская СОШ" в интересах Кудрявцева Б.Г. о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации морального вреда, ссылаясь на факт проведения прокуратурой района проверки, в результате которой выявлены нарушения требований действующего законодательства в части выплаты Кудрявцеву Б.Г. заработной платы ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Прокурор со ссылкой на положения Трудового кодекса Российской Федерации указал, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее установленного законом минимального размера оплаты труда, и на нее должны начисляться районный коэффициент и надбавки за работу в ночное время суток, выходные и праздничные дни, сверхурочную работу, работу в особых условиях.
К участию в деле в качестве ответчиков привлечены муниципальное образование Третьяковский район Алтайского края, комитет по образованию администрации Третьяковского района Алтайского края, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Третьяковского района Алтайского края, которые иск не признали.
Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2014 года иск прокурора Третьяковского района в интересах Кудрявцева Б.Г. удовлетворен частично.
Признаны незаконными действия МКОУ "Третьяковская СОШ" по начислению Кудрявцеву Б.Г. заработной платы в размере минимального размера оплаты труда без начисления на заработную плату районного коэффициента в размере 15%; взыскана с МКОУ "Третьяковская СОШ" в пользу Кудрявцева Б.Г. заработная плата в сумме "данные изъяты". после удержания из данной суммы всех обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации; взыскана с МКОУ "Третьяковская СОШ" в пользу Кудрявцева Б.Г. компенсация морального вреда в размере "данные изъяты" руб. В случае недостаточности средств МКОУ "Третьяковская СОШ" постановлено возложить субсидиарную ответственность на учредителя - муниципальное образование Третьяковский район Алтайского края. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2014 года апелляционная жалоба администрации района оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в Алтайский краевой суд 12 декабря 2014 года, муниципальное образование Третьяковский район Алтайского края ставит вопрос об изменении указанных судебных актов в части размера взысканной с образовательного учреждения заработной платы, указывая, что размер задолженности работодателя перед работником составляет "данные изъяты". В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное применение судебными инстанциями норм материального закона, регулирующего спорные правоотношения. Рассчитывая заработную плату истца, работодатель исходил из утвержденных постановлением администрации Третьяковского района от 10 октября 2013 года N 554 тарифных ставок по оплате труда работников муниципальных учреждений. Действующее законодательство допускает установление окладов и тарифных ставок как составных частей заработной платы в размере меньшем, чем минимальный размер оплаты труда при условии, что заработная плата, включающая в себя установленные законом составляющие, будет не менее минимального размера оплаты труда. По мнению заявителя, начисление заработной платы Кудрявцеву Б.Г. осуществляется согласно положениям ст.ст. 129, 133, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент действительно не должен включаться в состав заработной платы, тогда как начисление компенсационных выплат, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (сверхурочные, ночные, работа в праздничные дни, работа в особых условиях), производится на тарифную ставку (оклад) по должности машиниста котельной на угле в соответствии с квалификацией работника. Заработная плата истца составляет не менее минимального размера оплаты труда, поэтому трудовые права последнего не нарушены.
По запросу судьи от 19 декабря 2014 года дело истребовано в Алтайский краевой суд для проверки в кассационном порядке, и определением судьи от 20 января 2015 года жалоба вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании президиума Алтайского краевого суда.
Определением судьи от 21 января 2015 года исполнение оспариваемого решения приостановлено до окончания производства по делу в суде кассационной инстанции.
В судебное заседание стороны, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки суд кассационной инстанции не известили. От заявителя поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие. На основании ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации президиум полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, президиум приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Из материалов дела следует, что судом при рассмотрении дела допущены существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Так, при разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработная плата начислялась истцу в размере, не соответствующем нормам трудового законодательства. При этом суд указал на то, что размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением на эту сумму районного коэффициента и надбавок за работу в ночное и сверхурочное время, праздничные и выходные дни, особые условия труда.
Отказывая в удовлетворении апелляционной жалобы органа местного самоуправления, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда исходила из того, что ежемесячная заработная плата истца без учета районного коэффициента не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а районный коэффициент подлежит начислению сверх указанной суммы.
Выводы суда первой инстанции и судебной коллегии в части обоснованности начисления районного коэффициента на заработную плату, исчисленную исходя из минимального размера оплаты труда, основаны на правильном толковании и применении норм материального права и не обжалуются заявителем в кассационной жалобе, как и правильность выводов суда относительно законности суммирования заработной платы с доплатой за сверхурочную работу, размера денежной компенсации морального вреда.
Оспаривая законность вынесенных по делу судебных постановлений, заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что исчисление компенсационных выплат (доплаты за сверхурочную работу, работу в ночное время и праздничные дни, особые условия труда) должно производиться не из установленного законом минимального размера оплаты труда, а из тарифной ставки (оклада), делимой на месячную норму рабочего времени для шестидневной рабочей недели.
Президиум соглашается с приведенным доводом, поскольку он основан на верном толковании норм материального права.
Действовавшее до 01 сентября 2007 года правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальную заработную плату, выплачиваемую за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (часть вторая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
При этом в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же части второй статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса РФ исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 01 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса).
В то же время действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть первая статьи 129 Кодекса определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором согласно действующими у данного работодателя системам оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Как следует из п.7.12 Положения о формировании системы оплаты труда работников МКОУ "Третьяковская СОШ" от 30 сентября 2013 года N 8 (л.д. 92-96), выплаты компенсационного характера (за работу с вредными условиями труда, иные компенсационные выплаты, предусмотренные законом) включены в состав заработной платы работников и производятся к должностному окладу.
Содержание данного локального акта соответствует требованиям трудового законодательства, поскольку статья 147 Трудового кодекса Российской Федерации определяет порядок исчисления повышенной оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, указывая, что размер надбавок зависит от тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливаются минимальные размеры оплаты труда за сверхурочную работу - за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
Хотя данная норма не регламентирует порядок определения минимального полуторного и двойного размера оплаты сверхурочной работы, при расчете задолженности по заработной плате судам следовало руководствоваться правилами ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации "Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни", согласно которой минимальный размер двойной оплаты - двойной тариф без учета компенсационных и стимулирующих выплат.
Аналогичный порядок исчисления доплаты за работу в ночное время определяет разъяснение Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 27 декабря 1972 года N 12/35.
Следовательно, с учетом фактических обстоятельств дела, у суда первой инстанции не было правовых оснований для удовлетворения иска прокурора в части взыскания вознаграждения за труд, где доплаты за работу в ночное время, праздничные дни, за вредность, сверхурочную работу рассчитаны исходя из минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Вместе с тем, президиум находит подлежащими отклонению доводы кассационной жалобы относительно необходимости начисления районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда, как ошибочно полагает заявитель в кассационной жалобе.
Такая позиция вступает в противоречие с содержанием постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 17 августа 1971 года N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения", в силу которого районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Алтайском крае, рассчитываются исходя из размера заработной платы.
При таких обстоятельствах президиум признает решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда в части исчисления компенсационных выплат из минимального размера оплаты труда принятыми с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав ответчика.
Данные обстоятельства являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в кассационном порядке и передачи дела на новое рассмотрение в районный суд, поскольку по делу необходимо установление фактических обстоятельств, что в силу п.2 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное выше и разрешить спор с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 29 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" до окончания производства в суде кассационной инстанции подлежит разрешению и вопрос о приостановлении исполнения обжалуемого в кассационном порядке судебного постановления.
Принимая во внимание, что жалоба рассмотрена по существу в суде кассационной инстанции с частичной отменой судебного решения и апелляционного определения, оснований для дальнейшего приостановления исполнения вышеуказанных судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
кассационную жалобу муниципального образования Третьяковский район Алтайского края удовлетворить частично.
Решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2014 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 16 июля 2014 года отменить в части удовлетворения иска о признании незаконными действий муниципального казенного образовательного учреждения "Третьяковская СОШ" по начислению Кудрявцеву Б. Г. заработной платы, взыскании с муниципального казенного образовательного учреждения "Третьяковская СОШ" в пользу Кудрявцева Б. Г. заработной платы.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в Третьяковский районный суд Алтайского края.
Отменить приостановление исполнения решения Третьяковского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2014 года.
Председательствующий О.А. Лобова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.