Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Абземилова З.Р.,
при секретаре Аюповой И.Р.,
с участием Лоикзода М.Х. - лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении,
в отсутствие Зиганшина Р.И. - УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Бирскому району, составившего протокол об административном правонарушении,
извещенного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы (л.д.25),
допросив специалиста-эксперта отдела правового обеспечения УФМС России по РБ ФИО1. в качестве свидетеля,
рассмотрев жалобу Лоикзода М.Х. на постановление судьи Бирского районного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2015 г., которым:
Лоикзода М.Х., ... года рождения, уроженец и гражданин Республики ... , признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 3000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
протоколом об административном правонарушении от 24 января 2015 г. правомочного должностного лица - УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Бирскому району Зиганшина Р.И. в отношении гражданина Республики ... Лоикзода М.Х. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в пребывании без постановки на миграционный учет, уклонении от выезда из Российской Федерации (л.д.3).
Судьей Бирского районного суда Республики Башкортостан 09 февраля 2015 г. вынесено вышеприведенное постановление о назначении наказания (л.д.14).
Не соглашаясь с постановлением судьи Бирского районного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2015 г., Лоикзода М.Х. обжаловал его в Верховный Суд Республики Башкортостан, предлагая отменить, считая незаконным и необоснованным, указывая, что в России имеет семью, в течение 7 лет проживает в гражданском браке с гражданкой Российской Федерации, от брака имеют малолетних детей, ... и ... годов рождения, он является единственным кормильцем в семье, его выдворение из Российской Федерации нарушает право на семейную жизнь. При рассмотрении дела ему не был предоставлен переводчик, чем нарушено право на защиту.
Изучив материалы дела, выслушав Лоикзода М.Х., поддержавшего доводы жалобы, свидетеля ФИО3., проверив доводы жалобы, нахожу постановление судьи первой инстанции подлежащим изменению в части назначенного наказания.
Частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Лоикзода М.Х. является временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, не имеющим визы, вида на жительство или разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Обстоятельств, установленных статьей 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", при наличии которых иностранному гражданину продлевается срок временного пребывания, не имеется.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Лоикзода М.Х. въехал на территорию Российской Федерации 05 июля 2008 г. по миграционной карте, срок его пребывания установлен по 03 октября 2008 г., встал на миграционный учет по месту пребывания в Республике Башкортостан, г. ... , ул. ... , д ... , кв. ... По окончании срока пребывания Лоикзода М.Х. территорию России не покинул, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации, выявлен в с. ... района Республики Башкортостан 24 января 2015 г. На момент выявления административного правонарушения 24 января 2015 г. Лоикзода М.Х., уклоняясь от выезда, пребывал на территории России, нарушая режим пребывания, что образует в его действиях состав вмененного административного правонарушения.
Обстоятельства нарушения режима пребывания подтверждаются признательными показаниями Лоикзода М.Х. при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела, согласно которым по истечении определенного срока пребывания за пределы Российской Федерации не выехал, ссылаясь на семейные отношения.
При рассмотрении дела, в настоящей жалобе и в Верховном Суде Республики Башкортостан не оспаривается, что Лоикзода М.Х. пребывает на территории России вне миграционного учета, уклоняясь от выезда за пределы Российской Федерации.
Собранные по делу об административном правонарушении доказательства были оценены судьей первой инстанции на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ. Юридическая оценка действиям Лоикзода М.Х. по части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ дана правильная.
Оснований для освобождения Лоикзода М.Х. от административной ответственности не имеется.
Порядок привлечения лица к административной ответственности в пределах годичного срока давности по делам данной категории с момента его выявления соблюден. Дело судьей первой инстанции рассмотрено с участием Лоикзода М.Х.
При составлении протокола об административном правонарушении Лоикзода М.Х. были разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ и статьей 25.1 КоАП РФ, в том числе право на защитника и услуги переводчика, об обеспечении которыми он не ходатайствовал, что зафиксировано его подписью. При рассмотрении дела судом ходатайство об обеспечении переводчиком Лоикзода М.Х. также не заявлял. В связи с этим оснований считать право лица на защиту нарушенным не имеется.
Вместе с тем 09 февраля 2015 г. при вынесении постановления о назначении Лоикзода М.Х. административного наказания судьей районного суда в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ, указанные в части 2 статьи 4.1 данного Кодекса обстоятельства, учтены не были.
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При этом в соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 04 ноября 1950 г. "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела видно, что на территории Российской Федерации Лоикзода М.Х. состоит в гражданском браке с гражданкой Российской Федерации ФИО4., от которого имеются несовершеннолетние дети - ФИО5, ... года рождения, и ФИО6, ... года рождения (л.д.19,20).
Санкция части 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Лоикзода М.Х. на уважение семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались, соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение Лоикзода М.Х. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи в отношении Лоикзода М.Х. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Существенных нарушений процессуальных требований административного законодательства, влекущих отмену постановления судьи первой инстанции, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу Лоикзода М.Х. удовлетворить.
Постановление судьи Бирского районного суда Республики Башкортостан от 09 февраля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в отношении Лоикзода М.Х. изменить, исключить из постановления указание на назначение Лоикзода М.Х. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальном постановление оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан п/п З.Р. Абземилова
Справка
судья Родионова С.Р.
дело N ...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.