Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Поздняковой О.Ю.,
судей Волошиной Е.В., Герасимовой О.В.
при секретаре Леонтьевой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 20 февраля 2015 года в г.Хабаровске дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора незаконным и об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 12 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Волошиной Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края обратилось в суд с заявлением, в котором просило признать незаконным и недействительным постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора и освободить министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование указало, что судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г.Хабаровска ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора в размере "данные изъяты" по исполнительному производству N в связи с отказом добровольно исполнить решение суда, длительным неисполнением исполнительного документа без уважительных причин. Вынесенное постановление незаконно, необоснованно, поскольку Министерством жилищно-коммунального хозяйства края своевременно направлены в Министерство имущественных отношений Хабаровского края заявки на приобретение жилых помещений для вышеуказанного взыскателя, информация направлена в адрес судебного пристава-исполнителя по первому требованию, что свидетельствует о том, что Министерство добросовестно выполняет возложенные на него обязательства, жилые помещения по заявке до настоящего времени не приобретены в связи с отсутствием достаточных денежных средств в бюджете края, решение суда о предоставлении жилого помещения не исполняется по объективным причинам, отсутствие в краевом бюджете достаточных средств на приобретение квартир для значительного количества граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, на проведение конкурсных мероприятий Минимуществом согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является для Министерства жилищно-коммунального хозяйства края чрезвычайными и непредотвратимыми обстоятельствами, исключающими возможность немедленного исполнения решений Центрального районного суда г.Хабаровска, о чем судебный пристав-исполнитель уведомлен, требования действующего законодательства Министерством не нарушены, виновные действия Министерства отсутствуют.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 12 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просил принять новое решение, которым признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора и освободить от взыскания исполнительских сборов. Указывает, что Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края направлены заявки в Министерство имущественных отношений Хабаровского края на приобретение жилых помещений для взыскателей. Процедура приобретения жилья является длительной и осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Жилые помещения будут предоставлены после их приобретения Министерством имущественных отношений края. Министерством жилищно-коммунального хозяйства приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебных решений. При вынесении постановления судебным приставом-исполнителем нарушены нормы Бюджетного Кодекса РФ, Федерального Закона "Об исполнительном производстве", главным распорядителем бюджетных средств на приобретение жилых помещений в собственность края является Министерство имущественных отношений Хабаровского края.
Письменные возражения на жалобу не поступали.
В суд апелляционной инстанции не явились представители Министерства ЖКХ Хабаровского края, отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска, ФИО - по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения дела неявившиеся участники процесса извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со ст.327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч.4 ст.330 настоящего кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
В соответствии с ч.1 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Согласно ст.6 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.11 ст.30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.12 вышеуказанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.В соответствии с ч.1 ст.105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В силу ч.1 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Частью второй названной правовой нормы предусмотрено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно положений ч.3 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ч.7 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, должностных лиц, граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Судом установлено и из материалов дела следует, что исполнительное производство N ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом города Хабаровска, предметом исполнения которого является предоставление Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края жилого помещения взыскателю ФИО
В постановлении о возбуждении исполнительного производства должнику предлагалось в пятидневный срок с момента получения должником копии настоящего определения добровольно исполнить обязательство, должник предупрежден об ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин в срок, предусмотренный для добровольного исполнения.
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была получена должником - Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ должником решение суда не исполнено. Документов, подтверждающих исполнение судебного решения, должником не представлено. Судебным приставом-исполнителем отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю ДД.ММ.ГГГГ. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края в размере "данные изъяты".
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Обстоятельства, на которые ссылалось Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, как на основания, препятствовавшие вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, в частности, длительная процедура приобретения жилья, к числу обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных ч.2 ст.112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", не относятся.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что должником не представлено доказательств того, что неисполнение заявителем требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника.
Доводы жалобы о нарушении судебным приставом-исполнителем требований Бюджетного кодекса РФ о порядке взыскания с казенного учреждения денежных средств судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку положение статьи 239 Бюджетного кодекса РФ предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации только на основании судебного акта, а в рассматриваемом случае судебными актами не обращалось взыскание на средства бюджетной системы, на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края была возложена обязанность совершить определенные действия, следовательно, исполнение исполнительного документа, содержащего данные требования, должно производиться по общим правилам исполнительного производства, в том числе с применением санкций за неисполнение требований исполнительного документа.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края исполнительского сбора соответствует требованиям закона.
Поскольку судом установлено, что должником не приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения судебного решения, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, состоявшееся по делу судебное постановление является законным и обоснованным и подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 12 ноября 2014 года по делу по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании постановления судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора незаконным и об освобождении от взыскания исполнительского сбора - оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ю.Позднякова
Судьи: Е.В. Волошина
О.В.Герасимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.