Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 17 февраля 2015 г. по делу N 33-44/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Родионова А.А.,
судей: Клубкова Ю.В.,
Леднёва А.А.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю.,
с участим заявителя Филиппова М.А.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя Филиппова М.А. на решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 октября 2014 года, которым отказано в удовлетворении заявления военнослужащего войсковой части N Филиппова М.А. об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО РФ), начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ) и начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, связанных с распределением жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Леднёва А.А., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и доводы апелляционной жалобы, объяснения Филиппова М.А., судебная коллегия по гражданским делам окружного военного суда
УСТАНОВИЛА:
Филиппов проходит военную службу по контракту в войсковой части N и подлежит увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе после обеспечения жилым помещением по избранному после увольнения постоянному месту жительства. С 26 апреля 2012 года решением ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 15 октября 2012 года Филиппов был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно извещению от 14 марта 2014 года N ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ (4 отдел ЦРУЖО (г. Оренбург) Филиппову на состав семьи 4 человека с нормой предоставления жилого помещения до 63 кв. м. распределено (с учётом имеющейся собственности 18,00 кв.м.) жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 66,2 кв.м. по адресу: "адрес", с предложением за счёт собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади жилого помещения в размере (сумма) рублей.
Корешок N 1, врученного ему 14 апреля 2014 года в 4 отделе (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ извещения N о распределении жилого помещения, Филиппов со своим согласием 18 и 24 апреля 2014 года направил в ДЖО МО РФ и ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ.
14 мая 2014 года Филиппову вручили очередное извещение от 30 апреля 2014 года N ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ (4 отдел ЦРУЖО (г. Оренбург) о распределении ему на состав семьи 4 человека с нормой предоставления жилого помещения до 63 кв. м. (с учётом имеющейся собственности 18,00 кв.м.) жилого помещения в виде отдельной трёхкомнатной квартиры общей площадью 72,8 кв.м. по адресу: "адрес", с предложением за счёт собственных средств компенсировать затраты Федерального бюджета Российской Федерации за превышение общей площади жилого помещения в размере (сумма) рублей.
Корешок N 1, врученного ему 14 мая 2014 года извещения N о распределении жилого помещения, Филиппов со своим согласием 16 мая 2014 года направил в ДЖО МО РФ и ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ.
2 июля 2014 года начальник ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ сообщил Филиппову, что жилое помещение по адресу: "адрес" распределено другому военнослужащему.
1 августа 2014 года начальник 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ сообщил Филиппову, что жилое помещение по адресу: "адрес" так же распределено другому военнослужащему.
Считая свои права нарушенными, заявитель Филиппов обратился в Оренбургский гарнизонный военный суд с заявлением, в котором с учётом уточнённых требований просил признать незаконными и отменить решения начальника ФГКУ "Центррегионжильё" от 2 июля 2014 года N о распределении жилого помещения по адресу: "адрес" начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжильё" от 1 августа 2014 года N о распределении жилого помещения по адресу: "адрес" другим военнослужащим, обязать одного из названных должностных лиц принять решение о предоставлении жилого помещения по указанным адресам.
Рассмотрев заявление Филиппова, Оренбургский гарнизонный военный суд решением от 24 октября 2014 года в его удовлетворении отказал.
Не согласившись с таким решением по мотиву нарушения судом норм материального и процессуального права, Филиппов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы Филиппов указывает, что вывод суда первой инстанции о том, что 21 марта 2014 года ему было вручено извещение от 14 марта 2014 года N о распределении жилья, не соответствует обстоятельствам дела, поскольку ему военнослужащей войсковой части N Токаревой была вручена ксерокопия ненадлежащим образом оформленного проекта извещения на жилое помещение по адресу: "адрес", что не может являться законным способом извещения военнослужащего о распределённом ему жилом помещении. Поэтому, получив правильно оформленное, по его мнению, извещение N от 14 апреля 2014 года, и согласившись с распределённым ему жилым помещением, он 18 апреля 2014 года направил в ДЖО и ЦРУЖО копии извещений и корешки N1.
Далее в жалобе Филиппов, давая собственную трактовку п. 13 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее по тексту - Инструкции), относительно сроков на принятие военнослужащим решения, указывает, что, он своевременно представил такое согласие должностным лицам ДЖО и ЦРУЖО, а распредёлённое ему директором ДЖО жильё, согласно извещениям N от 14 апреля 2014 года и N от 30 апреля 2014 года, было незаконно перераспределено не имеющими на то полномочий начальниками ЦРУЖО и 4 отдела ЦРУЖО, соответственно, 2 июля и 1 августа 2014 года.
По мнению заявителя, принимая решение о перераспределении жилых помещений, должностные лица создали препятствия ему и членам его семьи в осуществлении права на жильё, а также препятствие на осуществление его права на увольнение с военной службы.
Кроме того, по мнению Филиппова, суд не учёл, что в соответствии с требованиями п. 13 Инструкции своё согласие на распределённое ему жильё он направлял в уполномоченный орган - ДЖО и ЦРУЖО, о необходимости направлять согласие в 4 отдел ЦРУЖО его никто не извещал.
В дополнении к апелляционной жалобе Филиппов, ссылаясь на Инструкцию "Об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", утверждённую приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 ноября 2010 года N 1550 и п. 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2010 года N 1135 "Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министра обороны Российской Федерации", указывает, что руководители ЦРУЖО и 4 отдела ЦРУЖО не имеют полномочий распределять жилые помещения, находящиеся в г. Москве, в связи с чем их действия не могут быть признаны законными.
Далее в дополнении заявитель указывает, что в уведомлениях о направлении ему извещений о распределении жилого помещения не были указаны почтовые адреса и наименования этого уполномоченного органа, в связи с чем своё согласие он, руководствуясь п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации N 1455 и п. 13 приказа Министра обороны Российской Федерации N 1280, направлял в ДЖО МО РФ.
В заключение Филиппов, приводя факты своей переписки с должностными лицами ЦРУЖО и ДЖО, и анализируя положения Федерального закона "О персональных данных", приходит к выводу, что начальник ЦРУЖО не имел законных оснований направлять какие-либо касающиеся его персональных данных документы начальнику 4 отдела ЦРУЖО, а последний не имея права с ними работать, принимать какие-либо решения о перераспределении жилого помещения по адресу: "адрес".
Представителем начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ на апелляционную жалобу Филиппова М.А. поданы возражения, в которых представитель должностного лица просит решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филиппова без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы содержащиеся в апелляционной жалобе, дополнениях к ней, и в поступивших относительно них возражений, заслушав заявителя Филиппова в поддержку доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение гарнизонного военного суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вопреки мнению заявителя, суд на основании всесторонне исследованных в судебном заседании доказательств правильно установил фактические обстоятельства дела и не допустил при этом каких-либо нарушений норм материального и процессуального права.
Всесторонний анализ положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооружённых Силах Российской Федерации", пунктов 2, 4, 11 и 13 Положения об отделах ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, приказа начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ от 10 июля 2012 года N 35 "О наделении полномочий заместителей начальника ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, начальников отделов N 1 г. Самара, N 2 г. Новосибирск, N 3 г. Красноярск, N 4 г. Оренбург ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ", должностной инструкции начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, позволил гарнизонному военному суду прийти к правильному выводу о том, что ДЖО МО РФ является уполномоченным органом МО РФ по вопросам реализации жилья в Вооруженных Силах РФ и осуществляет в данном случае свои функции через ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ. 4 отдел (г. Оренбург) является территориальным структурным подразделением ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, предназначенным для обеспечения реализации задач и функций этого учреждения на территории Центрального военного округа, таких как распределение жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма или в собственность, военнослужащим принятым на учёт нуждающихся в жилом помещении, и в должностные обязанности начальника этого отдела входит в том числе и работа с извещениями о распределении жилых помещений.
Поэтому утверждение заявителя об отсутствии у начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ полномочий по распределению жилых помещений и работе с извещениями безосновательно и противоречит исследованным в судебном заседании документам, регламентирующим деятельность этого должностного лица.
Порядок действий по распределению жилых помещений уполномоченным органом при поступлении сведений о жилых помещениях, которые могут быть распределены, а также порядок действий военнослужащих, состоящих на учёте нуждающихся в жилых помещениях, определен пунктами 12 и 13 Инструкции, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280. В соответствии с названным документом уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим, принятым на учёт нуждающихся в жилых помещениях, извещения о распределении жилых помещений по рекомендуемому образцу. Копии извещений о распределении жилых помещений направляются уполномоченным органом командиру воинской части по месту прохождения военнослужащими военной службы. Военнослужащие после получения данных извещений, при их согласии с предоставлением распределённых жилых помещений в пятидневный срок с даты получения извещения направляют в уполномоченный орган согласие, оформленное в корешке N 1 к извещению и в тридцатидневный срок с даты получения извещения направляют сведения, указанные в подпункте "и" пункта 1 настоящей Инструкции.
В случае непоступления от военнослужащих, которым направлены извещения о распределении жилых помещений, согласия с распределением распределённых жилых помещений, в течении пяти дней с даты поступления в уполномоченный орган уведомления о вручении извещений военнослужащим указанные жилые помещения распределяются между другими военнослужащими, принятыми на учёт нуждающихся в жилых помещениях.
Как видно из материалов дела и установлено в суде первой инстанции, Филиппову дважды были вручены извещения о распределении жилых помещений: 21 марта 2014 года в рабочей группе войсковой части N - копия извещения от 14 марта 2014 года N о распределении жилья по адресу: "адрес", которое заявитель, после ознакомления с ним, получить отказался (л.д. 67), а затем 24 марта 2014 года посредством почтовой связи по адресу указанному заявителем в документах учётного дела.
На 22 апреля 2014 года заполненный Филипповым корешок N 1 извещения в 4 отдел (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ не поступал. В связи с этим Филиппову, как военнослужащему, состоящему в реестре нуждающихся в жилом помещении, повторно 30 апреля 2014 года согласно извещению N ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ 4 отдел ЦРУЖО (г. Оренбург) было распределено другое жилое помещение по адресу: "адрес".
Поскольку каких-либо данных о согласии либо отказе от указанного распределённого жилого помещения от Филиппова в 4 отдел ЦРУЖО (г. Оренбург) в установленный Инструкцией срок не поступило, 4 июня 2014 года жилое помещение и по указанному адресу было откреплено в личной карточке заявителя в ПИРО "Алушта", о чём Филиппов был поставлен в известность письмом 1 августа 2014 года начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ.
Таким образом, гарнизонный военный суд, установив, что в уполномоченный орган - 4 отдел (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ Филиппов своё согласие в установленный Инструкцией пятидневный срок на распределённые жилые помещения по адресам: "адрес" не давал (что не оспаривается и заявителем), пришёл к обоснованному выводу, что оспариваемые Филипповым действия должностных лиц по перераспределению жилых помещений по указанным адресам правомерны, и совершены в соответствии с требованиями Инструкции.
Направление Филипповым своего согласия на распределённые жилые помещения в адрес ДЖО МО РФ в г. Москву и ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ в г. Екатеринбург, не влияет на правильность принятого судом решения, так как в судебном заседании установлено, что до Филиппова доводилось куда и в какие сроки необходимо направлять соответствующие документы, что, как видно из протокола судебного заседания, подтверждено наряду с письменными доказательствами, показаниями свидетелей - военнослужащих войсковой части N и сотрудников 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ: М.А.П., Ш.А.Н., Г.А.Н., Л.Л.М.
Более того, вопреки утверждению заявителя, на самих бланках полученных им извещений (л.д. 36, 38) указан уполномоченный орган - ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ (4 отдел ЦРУЖО (г. Оренбург), что опровергает заявление Филиппова об не указании на извещении адреса уполномоченного органа.
Не влияет на правильность принятого судом решения и ссылка Филиппова в своих дополнениях к апелляционной жалобе на п. 5 приказа Министра обороны Российской Федерации от 27 августа 2010 года N 1135 "Об утверждении перечней территорий, закрепляемых за федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министра обороны Российской Федерации", в соответствии с которым якобы руководители ЦРУЖО и 4 отдела ЦРУЖО не имеют полномочий распределять жилые помещения находящиеся в г. Москве.
Данное утверждение Филиппова ошибочно, поскольку пункт названного приказа не наделяет уполномоченные органы какими-либо полномочиями, а закрепляет за ними территории на которых на эти органы возложены обязанности по сбору и обработке документов военнослужащих воинских частей, дислоцирующихся на этих территориях. Поскольку Филиппов проходит военную службу на территории Оренбургской области, а названная территория, согласно этому приказу закреплена за ЦРУЖО, то каких-либо нарушений в подведомственности при принятии решения в отношении него не усматривается.
Безосновательной является и ссылка Филиппова на Федеральный закон "О персональных данных", препятствующий, по его мнению, должностным лицам ЦРУЖО и ДЖО направлять документы, содержащие персональные данные Филиппова, в 4 отдел ЦРУЖО для работы с ними. Вопреки этому мнению, начальник 4 отдела (г. Оренбург) ЦРУЖО является должностным лицом уполномоченного органа, и соответственно вправе работать с персональными данными военнослужащего, принятого установленным порядком нуждающимся в жилом помещении.
Иные приведенные в апелляционной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании закона и по существу направлены на переоценку правильно установленных судом обстоятельств дела, в связи с чем не могут быть признаны убедительными и не ставят под сомнение законность принятого решения.
Таким образом, принимая во внимание изложенное, не согласиться с решением суда первой инстанции у судебной коллегии оснований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 327.1, пунктом 1 статьи 328 и статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Оренбургского гарнизонного военного суда от 24 октября 2014 года по гражданскому делу по заявлению Филиппова М.А. об оспаривании действий директора Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, начальника Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и начальника 4 отдела (г. Оренбург) ФГКУ "Центррегионжилье" МО РФ, связанных с распределением жилого помещения, оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя Филиппова М.А. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда А.А. Леднёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.