Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего Куницыной Т.Н.,
судей
коллегии Раднаевой Т.Н., Казанцевой Т.Б.
при секретаре Григорьевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению Стрекаловской И.П. об оспаривании действий должностного лица
по апелляционной жалобе Стрекаловской Ирины Петровны
на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 декабря 2014 г., которым
заявление Стрекаловской И.П.
оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Куницыной Т.Н., пояснения Стрекаловской И.П., её представителя Коротких В.И., представителя Военного комиссариата РБ Самолетовой В.К., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Стрекаловская И.П. просила признать незаконным решение военного комиссариата РФ по Кабанскому району от " ... " г. об отказе в выплате расходов на изготовление и установку надгробного памятника.
В обоснование требований указала, что " ... " г. умерла её мать " ... "., которая являлась участником Великой Отечественной войны. Поскольку в силу закона погребение участников Великой Отечественной войны производится за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, она обратилась с соответствующим заявлением в военный комиссариат РБ по Кабанскому району и предоставила все необходимые для оплаты расходов документы. " ... " г. она получила уведомление о том, что ей необходимо представить дополнительные документы, а именно, свидетельство о браке родителей. Полагала, что истребование дополнительных документов является необоснованным, так как по вине военного комиссариата своевременно не были внесены записи в военном билете " ... " о месте прохождения службы и документе, подтверждающем изменение фамилии с " ... " на " ... ".
В судебном заседании Стрекаловская И.П. и её представитель Коротких В.И. на требованиях настаивали, просили обязать Военный комиссариат РБ восстановить нарушенное право заявителя и взыскать в солидарном порядке с Военного комиссариата РБ и военного комиссариата РБ по Кабанскому району понесенные расходы на погребение " ... "
Представители Военного комиссариата РБ Попович А.А. и Самолетова В.К. не согласились с заявлением Стрекаловской И.П., указывая на то, что фактически в оплате расходов не было отказано, а лишь было предложено предоставить дополнительные документы. Пояснили, что в различных документах девичья фамилия " ... " указана по-разному; в книге регистрации выдачи удостоверений на имя " ... " сведения об изменении фамилии внесены другими чернилами, не имеется отметки о предоставлении свидетельства о браке, сведения о прохождении службы указаны иные, чем в архивной справке.
Районный суд оставил заявление Стрекаловской И.П. без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Стрекаловская И.П. просит решение суда отменить и удовлетворить её требования. Ссылается на нарушение судом норм материального и процессуального права.
В заседании судебной коллегии Стрекаловская И.П. и её представитель Коротких В.И. доводы жалобы поддержали, пояснив, что военный комиссариат необоснованно требует дополнительные документы. Стрекаловская И.П. кроме того пояснила, что она предпринимала меры к получению свидетельства о браке своих родителей, но получила ответ, что актовые записи сохранены неполностью, в том числе и за тот год, в котором заключили брак родители.
Представитель Военного комиссариата РБ Самолетова В.К. не согласилась с жалобой, просила оставить без изменения решение суда, полагая, что оно постановлено в полном соответствии с требованиями закона.
Выслушав указанных лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении заявления Стрекаловской И.П., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что военный комиссариат вправе был истребовать дополнительные документы в целях проверки обоснованности расходования денежных средств.
Судебная коллегия находит вывод суда ошибочным, не основанным на законе.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно подп. 37 п. 11 Указа Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" основными задачами военных комиссариатов являются организация погребения военнослужащих и иных категорий граждан в местностях, где нет военных гарнизонов, а также возмещение расходов на их погребение, изготовление и установку надгробных памятников в порядке и размерах, которые установлены законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В силу п. 35 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 г. N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 названного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п. 2 данного Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 названного Порядка.
По смыслу положений ст.ст. 5 и 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Согласно положениям п. 38 Порядка для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в п. 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы:
заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов;
документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ);
свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния;
справка о месте захоронения погибшего (умершего);
удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти;
фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Закон содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны представить родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по захоронению лица, имеющего право быть захороненным за счет средств федерального органа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, указанные документы Стрекаловской И.П. в военный комиссариат были представлены.
Довод представителя военного комиссариата о том, что Стрекаловская И.П. должна была предоставить документальное подтверждение изменения фамилии " ... ". в связи с вступлением в брак, а также подтвердить документально прохождение " ... " военной службы в годы войны в составе действующей армии, является несостоятельным, так как противоречит указанным выше положениям законодательства.
" ... " в установленном порядке выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны, она на протяжении длительного времени пользовалась всеми льготами, предоставленными законом лицам данной категории.
Право заявителя на оплату расходов по погребению " ... " не может быть поставлено в зависимость от ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей сотрудником военного комиссариата, которым при выдачи удостоверения не были истребованы у " ... " копии документов для личного дела.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене.
Разрешая требования Стрекаловской И.П. по существу, судебная коллегия полагает, что они подлежат удовлетворению частично.
При этом судебная коллегия, также как и суд первой инстанции, считает, что заявление Стрекаловской И.П. подлежит рассмотрению как дело, вытекающее из публичных правоотношений. Тем более что и из самого заявления следует, что обжалуются действия (бездействие) должностного лица.
В силу положений ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Исходя из приведенной нормы, судебная коллегия, удовлетворяя заявление Стрекаловской И.П., считает необходимым возложить на заинтересованное лицо обязанность произвести оплату расходов на погребение участника Великой Отечественной войны " ... ".
Руководствуясь изложенным и ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 5 декабря 2014 г. отменить.
Заявление Стрекаловской И.П. удовлетворить.
Обязать Военный комиссариат РБ возместить Стрекаловской И.П. расходы на изготовление и установку надгробного памятника " ... ".
Председательствующий Куницына Т.Н.
Судьи Раднаева Т.Н.
Казанцева Т.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.