Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Миграновой Д.Р.,
с участием представителя ФИО4, действующего в интересах специалиста - эксперта отделения УФМС России по Республике Башкортостан в г. Ишимбай ФИО3,
в отсутствие Рахматуллина Р.Р. - лица, привлеченного к административной ответственности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рахматуллина Р.Р. на постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2015 г., которым:
гражданин Республики ... Рахматуллин Р.Р. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации,
УСТАНОВИЛА:
11 февраля 2015 г. судья Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан вынес вышеприведенное постановление.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, Рахматуллин Р.Р. просит изменить постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан путем исключения из него указания на назначение ему административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ФИО4, действующий в интересах специалиста - эксперта отделения УФМС России по Республике Башкортостан в г. Ишимбай ФИО3, полагал, что постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2015 г. законно и обоснованно.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ... был выявлен гражданин Республики ... Рахматуллин Р.Р., который уклонился от выезда с территории Российской Федерации по истечении установленного срока пребывания (до
... г.), тем самым нарушив пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: докладной запиской (л.д. 4), протоколом об административном правонарушении (л.д. 5), объяснением Рахматуллина Р.Р. и иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, совершенное Рахматуллиным Р.Р. деяние, а именно: нарушение им режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом данное административное правонарушение представляет собой длительное непрекращающееся невыполнение предусмотренной законом обязанности, то есть является длящимся.
Постановление о привлечении Рахматуллина Р.Р. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Оснований для освобождения Рахматуллина Р.Р. от административной ответственности не имеется.
Вместе с тем при вынесении постановления о назначении Рахматуллину Р.Р. административного наказания судьей первой инстанции, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положения части 2 статьи 4.1 данного Кодекса, учтены не были, фактические обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения, а также сведения о личности Рахматуллина Р.Р. правовой оценки не получили.
Согласно части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Как следует из материалов дела, Рахматуллин Р.Р. с регистрации по прежнему месту жительства в адрес снят, с ... проживает в адрес Республики Башкортостан вместе с супругой ФИО5, уроженкой адрес Республики Башкортостан, и несовершеннолетней дочерью ФИО6, ученицей 11 класса ...
Со слов Рахматуллина Р.Р., он приобрел дом по адресу: адрес, д. ... , адрес, где он проживает со своей семьей, при этом в материалах дела отсутствуют доказательства данного утверждения. Но факт того, что правонарушение было зафиксировано по адресу: адрес,
д. ... , адрес, косвенно свидетельствует о соответствии действительности данной информации.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела следует, что Рахматуллин Р.Р. проживает вместе с семьей с 2004 г., имеет на иждивении несовершеннолетнюю дочь, на должном уровне владеет русским языком, преступления на территории России не совершал.
В силу ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации Рахматуллин Р.Р. несет ответственность за воспитание и развитие своей дочери ФИО6, ученицы 11 класса средней школы. Он обязан заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своего ребенка. Кроме того, он обязан обеспечить получение ею общего образования.
Таким образом, Рахматуллин Р.Р. обладает высокой степенью интеграции в социальную среду Российской Федерации и не представляет угрозы национальной безопасности и общественному порядку. При этом необходимо учесть права и законные интересы ФИО6 на обучение и воспитание.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Рахматуллина Л.Р. на уважение личной и семейной жизни.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П и др.).
С учетом сведений о личности лица, в отношении которого ведется производство по делу, конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, назначение Рахматуллину Р.Р. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 г. N 1-П и от 14 февраля 2013 г. N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2015 г. подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Рахматуллину Р.Р. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В то же время нахожу необходимым разъяснить Рахматуллину Р.Р., что последующее нарушение миграционного законодательства будет являться отягчающим административную ответственность обстоятельством, и наличие международного права на уважение личной и семейной жизни не позволяет никому злоупотреблять данным правом. В связи с чем предлагаю принять оперативные меры в целях соблюдения миграционного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Жалобу Рахматуллина Р.Р. удовлетворить.
Постановление судьи Ишимбайского городского суда Республики Башкортостан от 11 февраля 2015 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из него указание на назначение Рахматуллину ... административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В остальной части состоявшийся по делу судебный акт оставить без изменения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Совина О.А.
дело N 12-123/2015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.