Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р. Р.,
судей Алексеенко О. В.,
Пономаревой Л. Х.,
при секретаре Фатхутдиновой Г. И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Уфа Республики Башкортостан гражданское дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Сухановой К. С. на решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от
20 ноября 2014 года, которым постановлено:
заявление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора в размере ... рублей, взысканного в рамках исполнительного производства N ... постановлением от дата судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Сухановой К. С.
Заслушав доклад судьи Алексеенко О. В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилась в суд с заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора, мотивируя свои требования тем, что постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РБ от дата возбуждено исполнительное производство N ... в отношении заявителя о предоставлении в собственность Р. А. О. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в городе Уфа, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв.м. В рамках указанного исполнительного производства взыскан исполнительский сбор в размере ... рублей. Во исполнение судебных решений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма в ... году из бюджета Республики Башкортостан в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан выделено 43 056 519 тысяч рублей. В целях освоения данных денежных средств у ООО "УКЗ "ОАО КПД" приобретено 16 однокомнатных квартир в строящемся жилом доме N 4 в микрорайоне Инорс-4, которые будут предоставлены детям - сиротам в марте-апреле 2015 года. В 2014 году субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлялось. Полагает, что отсутствие специально выделенных субвенций является уважительной причиной неисполнения решения суда.
Судом постановлено приведённое решение, об отмене которого просит судебный пристав-исполнитель Суханова К. С. по мотиву незаконности и необоснованности принятого решения. В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда с указанием на то, что суд не исследовал вопрос о наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда.
В силу требований статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229 - ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Федерального закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно частям 2, 3 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные администрацией требования, суд первой инстанции исходил из того, что решение суда не исполнено должником по уважительным причинам, поскольку на момент вынесения оспариваемого постановления о взыскании исполнительского сбора, субвенции из бюджета Республики Башкортостан для обеспечения вне очереди жилым помещением Р. А. О. выделено не было.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он противоречит материалам дела.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного производства N ... , возбужденного дата на основании исполнительного листа серия ВС N ... от дата, выданного Октябрьским районным судом г.Уфы, должнику Администрации городского округа г.Уфа установлен срок для добровольно исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - пять дней с момента получения должником копии настоящего постановления.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП по РБ Сухановой К. С. от дата ввиду неисполнения должником Администрацией городского округа г.Уфа в установленный для добровольного исполнения срок решения Октябрьского районного суда г.Уфы взыскан с должника Администрации городского округа г.Уфа исполнительский сбор в размере ... рублей.
Доказательств уважительности несоблюдения сроков исполнения требований судебного пристава-исполнителя, а также невозможности исполнения указанного исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, администрацией представлено не было.
Так, в силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Статьёй 12 вышеуказанного Федерального закона к числу исполнительных документов наряду с исполнительными листами судов и судебными приказами отнесены, в том числе судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, а также постановления судебного пристава-исполнителя.
Действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые бы устанавливали льготы в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников - администраций районов и городов. Как и прочие должники, они обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную, в том числе статьёй 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, ответственность за их неисполнение в добровольном порядке.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определённую дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершённым им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Принимая во внимание изложенное, решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2014 года законным быть признано не может и подлежит отмене. В соответствии с пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции, отменяя указанное выше судебное решение, принимает по делу новое решение об отказе в удовлетворении данных требований заявителя.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере ... рублей, взысканного в рамках исполнительного производства N ... на основании постановления судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Башкортостан Сухановой К. С. от дата, отказать.
Председательствующий Р. Р. Абубакирова
Судьи СОГЛАСОВАНО О. В. Алексеенко
Л. Х. Пономарева
Справка: федеральный судья Шамсетдинова А. П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.