Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Крицкой О.В.
судей Полыги В.А., Кутыревой О.М.
с участием прокурора Биенко Н.В.
при секретаре Куяновой Д.А.
рассмотрела в судебном заседании 25 февраля 2015 года
дело по апелляционной жалобе Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области на решение Одесского районного суда Омской области от 24 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Заявленные требования прокурора Одесского района Омской области в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования и обязывании устранить допущенные нарушения удовлетворить в полном объёме.
Признать бездействие Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования, расположенных по " ... ", " ... " незаконным.
Обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на " ... "".
Заслушав доклад судьи областного суда Полыги В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Одесского района Омской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, указав, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России "Одесский" проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований ФЗ "О безопасности дорожного движения", ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" и пункта 3.1.6 ГОСТа 50597-93 асфальтовое покрытие на " ... ", " ... " имеет снежный накат и зимнюю скользкость. Указанные дороги расположены в границах Лукьяновского сельского поселения, в связи с чем их содержание отнесено к компетенции сельского поселения. Выявленные нарушения законодательства нарушают права неопределенного круга лиц - участников дорожного движения в сфере безопасности дорожного движения, поскольку администрацией поселения не обеспечено надлежащее содержание дорог в " ... ".
Просил суд признать бездействие Администрации Лукьяновского сельского поселения по непринятию мер к содержанию автомобильных дорог общего пользования, расположенных по " ... ", " ... " незаконным; обязать Администрацию Лукьяновского сельского поселения устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия на указанных выше улицах в " ... ".
В судебном заседании помощник прокурора Одесского района Омской области Кузнецов Г.С. поддержал заявленные требования, указав, что на день рассмотрения дела выявленные недостатки не устранены в полном объёме.
Глава Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Мацюк Д.П. исковые требования не признал, указав, что на территории сельского поселения дороги содержатся в надлежащем состоянии, своевременно проводится очистка от снега, однако отсутствуют доказательства того, что выявленные недостатки устранены.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ОГИБДД МО МВД России "Одесский".
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области Бабина Н.А. просит решение суда отменить, ссылаясь на заключение " ... " договора N " ... " между Администрацией Лукьяновского сельского поселения и ГП " " ... "" на своевременную очистку дорог после снегопада. Указывает, что в связи с обильными и частыми осадками в виде снега накат и скользкость образуются вновь, но, не смотря на это, очистка улиц и переулков от снега производится своевременно.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Биенко Н.В., полагавшей постановленный судебный акт законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения.
На основании пункта 4 ст. 27, пункта 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор ссылался на то, что несоответствие дорожного покрытия установленным нормам отрицательно влияет на безопасность дорожного движения и создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения их имущества. Учитывая, что потерпевшим от дорожно-транспортного происшествия может стать любой гражданин, суд пришел к правомерному выводу, что прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту законных прав неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что прокуратурой района совместно с ОГИБДД МО МВД России "Одесский" проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации Лукьяновского сельского поселения.
В ходе проверки установлено, что в Лукьяновском сельском поселении в нарушение требований п. 3.1.6 ГОСТа 50597-93 дорожное покрытие на " ... " имеет снежный накат и зимнюю скользкость.
Рассматривая заявленные требования, суд правильно применил положения законов РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", "О безопасности дорожного движения", установил, что Администрация Лукьяновского сельского поселения не принимает должных мер к содержанию дорог, не обеспечивает надлежащее содержание дорог, соответствующее требованиям п. 3.1.6 ГОСТа 50597-93, пришел к верному выводу, что содержание данных дорог отнесено к компетенции сельского поселения, вследствие чего правомерно возложил на администрацию Лукьяновского сельского поселения обязанность устранить снежный накат и зимнюю скользкость дорожного покрытия по указанным выше улицам.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом районного суда.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона РФ от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно требованиям к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, установленные государственным стандартом РФ ГОСТ Р50597-93, нормативный срок ликвидации зимней скользкости принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, а окончание снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до момента завершения работ (п. 3.1.6).
Согласно пункту 3.1.9 ГОСТа Р 50597-93 не допускается формирование снежных валов на пересечениях дорог в одном уровне, ближе 5 м от пешеходного перехода, ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта.
Пунктом 5 статьи 3 Устава Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области, принятого Советом депутатов Лукьяновского сельского поселения (решение N 1 от 15.11.2005 года), к вопросам местного значения сельского поселения отнесено содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов, и иных транспортных инженерных сооружений в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и областного значения.
Указанные дороги расположены в границах Лукьяновского сельского поселения, в связи, с чем их содержание, исходя из требований ст. 14 Федерального закона РФ N131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесено к компетенции сельского поселения.
Администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области не представлено доказательств, что выявленные нарушения по надлежащему содержанию дорог устранены. Указанные недостатки дороги нарушают права неопределенного круга лиц, как водителей, так и пешеходов, ставят под угрозу возникновение чрезвычайных происшествий, дорожно-транспортных происшествий, причинение вреда здоровью.
Каких-либо условий, при которых орган местного самоуправления может быть освобожден от исполнения обязанности по содержанию в надлежащем состоянии автомобильных дорог общего пользования в границах сельского поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенных норм права, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Доводы жалобы о том, что Администрацией Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области заключен " ... " договор N " ... " с ГП " " ... "" на своевременную очистку дорог после каждого снегопада, не могут свидетельствовать о незаконности судебного постановления, поскольку данные договоры не освобождают Администрацию Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области от обязанности по надлежащему содержанию дорог. Доказательств, свидетельствующих о фактическом исполнении возложенных на ответчика обязанностей, не представлено, в связи с чем сам факт заключения договора по своевременной очистке снега не свидетельствует о надлежащем исполнении обязанностей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение при рассмотрении данного спора, и применил нормы права, подлежащие применению, в связи с чем оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает, решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Одесского районного суда Омской области от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Лукьяновского сельского поселения Одесского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.