Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Петрова О.А.,
при секретаре Кирилловой М.А.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью " ... " на постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО " ... ", ...
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2014 года ООО " ... " привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации резервуара N 1 для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и сливоналивной железнодорожной эстакады, входящих в состав опасного производственного объекта склада ГСМ ООО " ... ", расположенных по адресу: ... , на срок 90 суток.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, ООО " ... " просит отменить постановление судьи, считая его незаконным.
Выслушав объяснения защитников Молоствова В.Н., Черкасова М.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Приволжского управления Ростехнадзора Петровой Н.В., Крыловой Е.М., полагавших, что оснований для отмены постановления судьи не имеется, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
25 декабря 2014 года старшим государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Ростехнадзора в отношении ООО " ... " составлен протокол N 43-07-0246 об административном правонарушении, согласно которому в результате проведения мероприятия по контролю за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации склада ГСМ ООО " ... " (регистрационный N ... ) был установлен факт эксплуатации резервуара N 1 для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и сливоналивной железнодорожной эстакады, входящих в состав опасного производственного объекта, с нарушениями требований промышленной безопасности, выразившимися в прохождении через резервуарный парк хранения нефтепродуктов и над сливоналивной железнодорожной эстакадой паропровода, принадлежащего другому юридическому лицу (в 2 метрах от резервуара и на высоте 3 метров от площадки обслуживания эстакады).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО " ... " к административной ответственности по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
При этом в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Диспозиция указанной нормы является бланкетной. Следовательно, для решения вопроса о наличии в совершенном ООО " ... " деянии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, необходимо установить нарушения каких именно установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденных в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность, были допущены.
Как следует из содержания протокола N 43-07-0246 об административном правонарушении от 25 декабря 2014 года, в нем имеется указание о нарушении ООО " ... " требований пункта 3.1. Федеральных норм и правил взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 года N 96, части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; заключения экспертизы на соответствие требованиям промышленной безопасности документации, связанной с эксплуатацией склада ГСМ.
Указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" обязанности организаций, эксплуатирующих опасный производственный объект по обеспечению выполнения требований промышленной безопасности, в том числе обязанность соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности также носят бланкетный характер.
Согласно пункту 3.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств", утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 марта 2013 года N 96, для каждой технологической системы должны предусматриваться меры по максимальному снижению взрывоопасности технологических блоков, входящих в нее, направленные на: предотвращение взрывов и пожаров внутри технологического оборудования; защиту технологического оборудования от разрушения и максимальное ограничение выбросов из него горючих веществ в атмосферу при аварийной разгерметизации; исключение возможности взрывов и пожаров в объеме производственных зданий, сооружений и наружных установок; снижение тяжести последствий взрывов и пожаров в объеме производственных зданий, сооружений и наружных установок.
Каких либо норм, устанавливающих запрет на размещение резервуара для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и сливоналивной железнодорожной эстакады на территории ООО " ... " при условии прохождения через нее паропровода, принадлежащего другому юридическому лицу, ни пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", ни пункт 3.1. 3.1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств" не содержат. Заключение экспертизы на соответствие требованиям промышленной безопасности документации, связанной с эксплуатацией склада ГСМ, по смыслу части 1 статьи 9.1 КоАП РФ не относится к требованиям промышленной безопасности, за несоблюдение которых предусмотрена ответственность указанной нормой.
В протоколе N 43-07-0246 об административном правонарушении от 25 декабря 2014 года отсутствует указание на нарушение конкретных требований промышленной безопасности, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами в области обеспечения промышленной безопасности, а также на то, какие меры, зависящие от ООО " ... ", не были предприняты обществом по соблюдению требований промышленной безопасности. В ходе рассмотрения данного дела этот вопрос в нарушение положений статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ также исследован не был. Анализ нарушений, перечисленных в протоколе об административном правонарушении, не позволяет прийти к выводу о том, что они образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.1 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2014 года подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в связи с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку срок давности привлечения ООО " ... " к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело подлежит направлению в Медведевский районный суд Республики Марий Эл со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 30.6-30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 30 декабря 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО " ... " отменить.
Дело направить в Медведевский районный суд Республики Марий Эл.
Судья О.А.Петрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.