Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Чубукова С.К., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Л.В.И. на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 23 декабря 2014 года по иску Л.В.И. к администрации Локтевского района Алтайского края, администрации Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края о признании права собственности на земельную долю,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд к ответчикам с требованиями о признании права собственности на земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения.
В обоснование своих исковых требований указала, что во исполнение Постановления Правительства РФ N86 от 29.12.1991 г. "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", Постановления Правительства РФ N708 от 04.09.1992 г. "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса", Указа Президента РФ N323 от 27.12.1991 г. "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Указа Президента Российской Федерации N213 от 02 марта 1992 года "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан" правом на получение земельной доли (пая) обладали в момент реорганизации колхоза или совхоза: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий; пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории; лица, занятые в социальной сфере на селе; временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы и другие лица, имеющие право вернуться; лица, уволенные по сокращению численности (штата) работников после ДД.ММ.ГГ). В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организации и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
На момент приватизации, то есть на ДД.ММ.ГГ, она являлась работником здравоохранения и имела право на получение земельной доли, расположенной на территории сельскохозяйственного предприятия.
Просит суд признать за ней право собственности на земельную долю по утвержденным размерам из числа земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории "адрес" Алтайского края.
В ходе рассмотрения спора представитель истца указал, что о своем праве на долю из указанной категории земель истец узнала осенью ДД.ММ.ГГ
Представитель ответчика администрации Масальского сельского Совета Локтевского района с исковыми требованиями не согласился, указав, что истица не была включена в список лиц, на которых распределялись земельные паи при реорганизации колхоза. Фонд перераспределения отсутствует. В настоящее время невостребованные земельные паи, право собственности на которые было установлено муниципалитетом через суд, проданы. У администрации Масальского сельсовета отсутствуют в наличии земельные участки. Просила также отказать в иске ввиду пропуска истцом срока исковой давности для обращения в суд.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 23 декабря 2014 года в удовлетворении иска отказано ввиду истечения срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком.
С решением суда не согласилась истец.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано, что решением суда она поставлена в неравное положение с теми гражданами, которые получили право на земельные доли в соответствии с Указами Президента Российской Федерации.
В решении суда не дана оценка тому обстоятельству, что невостребованные земельные доли были признаны муниципальной собственностью.
Не учел суд, что ответчик не оспаривал наличие свободных земель.
Суд неверно применил последствия пропуска срока исковой давности. Суд не учел, что истец не являлась членом колхоза, поэтому не могла знать о принятых колхозом решениях и не могла их обжаловать.
Истец считает, что при исчислении срока необходимо исходить из того, что только в сентябре 2014 года она узнала о своем нарушенном праве, поэтому срок для обращения в суд не пропустила.
В возражениях на жалобу администрация Масальского сельсовета Локтевского района Алтайского края просит решение суда оставить без изменения, указывая на то, что на территории муниципального образования отсутствует фонд перераспределения земель сельскохозяйственного назначения. Все земли сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования находятся в собственности конкретных лиц.
В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, заслушав явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 323 от 27.12.1991 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" (далее по тексту - Указ N 323) предписывалось приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством, устанавливалось правило, согласно которому колхозы и совхозы были обязаны в 1992 году провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и перерегистрироваться в соответствующих органах.
29.12.1991 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (далее по тексту - Постановление N 86), согласно п. 1 которого совхозы и колхозы были обязаны до 01.01.1993 провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Пунктом 6 указанного Постановления, предусматривалось, что для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создаются комиссии.
В соответствии с п. 9 Постановления N 86, все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан" установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.
В соответствии с п. 9 Положения "О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992 N 708, трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимали решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.
С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подавалась заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.
К заявке прилагались списки лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1992 N 213.
В данные списки включались: работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территориях; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий).
Согласно п.5 Указа Президента РФ от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" было предусмотрено включение в фонды перераспределения земель участков, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
В силу ст.80 Земельного кодекса Российской Федерации в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель. Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор, суд установил, что на момент распределения земельных паев, расположенных на территории колхоза " "данные изъяты"" (впоследствии реорганизованном в ТОО " "данные изъяты"", СПК " "данные изъяты""), то есть на ДД.ММ.ГГ, истец Л.В.И. являлась сотрудником "данные изъяты" - заведующей мед.пунктом, постоянно проживала на территории "адрес" Алтайского края и должна была быть включена в списки лиц на получение земельной доли в собственность бесплатно при реорганизации колхозов и совхозов.
Из имеющихся в материалах дела судебных актов о признании за муниципальным образованием Масальский сельсовет Локтевского района права собственности на невостребованные земельные паи из земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза " "данные изъяты"" следует, что в ДД.ММ.ГГ земля была разделена на земельные доли посписочно, в основном списке 857 долей, дополнительный список разделен в ДД.ММ.ГГ на 198 долей. Земельная доля составляет 14,8 га (12,4 га - пашни, 2,4 га - пастбища) с оценкой 306,7 баллогектаров.
Федеральным законом N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлены особенности оборота невостребованных земельных долей, согласно ст. 12.1 указанного закона (в ред. ФЗ N 435-ФЗ от 29.12.2010) орган местного самоуправлении поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке, невостребованными.
Вступившими в законную силу решениями Локтевского районного суда Алтайского края от 15.04.2013 и 27.09.2013, за муниципальным образованием "Масальский сельсовет" Локтевского района Алтайского края признано право собственности на невостребованные 75 земельных паев из земель сельскохозяйственного назначения бывшего колхоза " "данные изъяты"", принадлежавших поименно конкретным лицам.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, нарушенное право истца на получение в собственность бесплатно доли земель сельскохозяйственного назначения могло быть восстановлено за счет фонда перераспределения земель, который как установлено судом на территории муниципального образования отсутствует.
В судебном заседании представитель ответчика просил применить последствия пропуска срока исковой давности.
Отказывая в иске по причине пропуска срока для обращения в суд за защитой своего права, суд указал, что с момента реорганизации колхоза прошло более 20 лет, неосведомленность истца о сроках и порядке обращения, в том числе в суд за восстановлением нарушенного права, не может являться основанием для восстановления пропущенного срока.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда.
В соответствии со ст.195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу п.2 ст.199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Течение срок исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции до 01.09.2013 года).
Из материалов дела достоверно следует, что решением правления колхоза " "данные изъяты"" земли сельскохозяйственного назначения впервые были разделены в ДД.ММ.ГГ, дополнительно список пайщиков составлялся в ДД.ММ.ГГ, поэтому с указанного периода времени истец должна была знать о нарушении своего права.
Доводы жалобы истца о том, что от знакомых о нарушении своих прав она узнала только в ДД.ММ.ГГ, судебная коллегия не может принять во внимание, так как при достаточной степени заботливости о своих имущественных правах истец имела возможность своевременно обратиться с заявлением о включении ее в число пайщиков или с заявлением в суд о восстановлении своего нарушенного права.
При таких обстоятельствах, доводы жалобы о том, что истец не знала о нарушении своего права до ДД.ММ.ГГ, являются не обоснованными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо оснований для отмены или изменения решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца Л.В.И. на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 23 декабря 2014 года оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.