Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.
судей Смирновой О.В.
Фроловой Т.Е.
при секретаре Аюповой Р.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП по Республики Башкортостан Сухановой К.С. на решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2014 года, которым постановлено:
заявление администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора в размере ... руб., взысканного в рамках исполнительного производства N ... , постановлением от дата судебного пристава-исполнителя специализированного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РБ Сухановой К.С.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация городского округа г. Уфа Республики Башкортостан обратилась в суд с заявлением об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований указав, что постановлением от дата судебным приставом-исполнителем специализированного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РБ возбуждено исполнительное производство N ... в отношении заявителя о предоставлении в собственность Сайфиевой Д.Р. во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в г.Уфе, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв.м. В рамках указанного исполнительного производства взыскан исполнительский сбор в размере ... руб. Администрация городского округа г.Уфа Республики Башкортостан ссылается на то, что во исполнение судебных решений по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма в дата из бюджета Республики Башкортостан в бюджет городского округа г.Уфа РБ выделено ... тыс.руб. В целях освоения данных денежных средств у ООО ... приобретено ... однокомнатных квартир в строящемся жилом доме N ... в адрес, которые будут предоставлены детям - сиротам в дата. В дата субвенций для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлялось. Полагает, что отсутствие специально выделенных субвенций является уважительной причиной неисполнения решения суда.
Просит освободить администрацию городского округа г.Уфа Республики Башкортостан от уплаты исполнительского сбора в размере ... руб., взысканного в рамках исполнительного производства N ... постановлением от дата судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по РБ Сухановой К.С.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе судебный пристав - исполнитель специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП России по РБ Суханова К.С. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, указав, что должником администрацией городского округа г. Уфа не подтверждено, что нарушение установленного срока для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника. Исполнительский сбор является одной из мер принуждения должника к выполнению обязательств по судебным решениям.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно п.1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании действий должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействие) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей (ч.3 ст. 441 ГПК РФ).
В соответствии с правилами ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997г. N118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту - Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 6 Закона об исполнительном производстве законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229 - ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор согласно части 1 статьи 112 указанного Федерального закона является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно части 2, 3 статьи 112 названного Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, решением Октябрьского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от дата на администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан возложена обязанность предоставить Сайфиевой Д.Р. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте г. Уфы Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее 14 кв.м.
Данное судебное решение вступило в законную силу, в связи с чем, исходя из закрепленного в ст. 13 ГПК РФ принципа обязательности судебных постановлений подлежит неукоснительному исполнению.
Во исполнение указанного решения суда от дата Октябрьским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан дата выдан исполнительный лист серия N ... , на основании которого постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по исполнению особых исполнительных документов УФССП по РБ от дата возбуждено исполнительное производство N ... в отношении должника администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в пользу взыскателя Сайфиевой Д.Р.
При этом пунктом 2 указанного постановления должнику в соответствии с п. 12 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Однако в указанный срок требования исполнительного документа в добровольном порядке администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не исполнены, в связи с чем, дата судебным приставом-исполнителем принято постановление в отношении должника о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей.
Удовлетворяя заявленные требования администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан и освобождая должника от уплаты исполнительского сбора, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование расходов на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется выделяемыми из федерального и республиканского бюджетов субвенций. Поэтому отсутствие достаточного финансирования из бюджета указанных расходов и принятие должником необходимых мер по исполнению судебных решений, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии вины должника в несвоевременном исполнении им требований исполнительных документов, при этом суд признал подтвержденными документально указанные доводы заявителя. Указав, что взыскание из казны городского округа денежных средств, не предусмотренных бюджетом Республики Башкортостан на дата, может ущемить интересы граждан, поставить под угрозу финансирование социальных программ, оказание помощи малообеспеченным слоям населения.
Судебная коллегия полагает выводы суда являются незаконными и необоснованными.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В связи с тем, что в нарушение ст. 13 ГПК РФ требования вступившего в законную силу судебного решения от дата и постановления судебного пристава-исполнителя от дата, администрацией городского округа г. Уфа Республики Башкортостан не выполнены, судебным приставом-исполнителем обосновано и правомерно вынесено постановление о взыскании с администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан исполнительского сбора в размере ... рублей, поскольку администрация не представила судебному приставу-исполнителю доказательства того, что исполнение вступившего в законную силу решения районного суда было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (п.2 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве").
Ссылка представителя заявителя администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на то, что обязанность у администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан РБ предоставить по договору найма специализированных жилых помещений возникает только после получения целевых денежных средств (субвенций), судебная коллегия находит несостоятельным.
Поскольку освобождающим от ответственности обстоятельством, предусмотренным ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", является лишь действие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, то указанные должником причины неисполнения судебного постановления не могут быть отнесены к указанной категории.
Отсутствие бюджетного финансирования достаточного для исполнения решения суда, незавершенное строительство дома, предназначенного для исполнения решения суда, само по себе не может признаваться уважительной причиной неисполнения судебного решения. Поэтому не исключает виновность должника в неисполнения требований исполнительного документа и не может служить основанием освобождения его от уплаты исполнительского сбора.
Указанные ссылки заявителя не относятся к обстоятельствам, исключающим ответственность должника за неисполнение обязательства в соответствии со ст. 401 ГК РФ. Данные обстоятельства могут иметь значение при разрешении вопроса об отсрочке исполнения судебных решений либо о снижения размера исполнительского сбора, с которыми должник не обращался.
Совокупность изложенного свидетельствует об отсутствии предусмотренных п. 7 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного решение суда первой инстанции как постановленное с неправильным применением норм материального права не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия апелляционной инстанции,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 20 ноября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявленных требований администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об освобождении администрации городского округа Уфа Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству N ... от дата отказать.
Председательствующий О.Ф Железнов
Судьи О.В. Смирнова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Шамсетдинова А.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.