Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.Р. Фатхутдинов при секретаре судебного заседания А.Р. Габдульхакове рассмотрел протест прокурора Аксубаевского района Республики Татарстан И.Г. Хайруллина (далее - прокурор) и жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском районах Д.К. Андаровой (далее - заявитель) на решение судьи Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 26 января 2015 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации), в отношении Н.З. Шакировой.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском районах Д.К. Андаровой от 31 октября 2014 года директор ООО "Грант"
Н.З. Шакирова признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 5000 рублей.
Решением судьи Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 26 января 2015 года вышеуказанное постановление должностного лица отменено, производство по делу об административном правонарушении в отношении Н.З. Шакировой прекращено в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.
В протесте и жалобе в Верховный Суд Республики Татарстан прокурор и заявитель просят решение судьи районного суда отменить.
Изучение материалов дела, доводов прокурора и заявителя свидетельствует о наличии оснований для отмены указанного решения судьи районного суда и возврата данного дела на новое рассмотрение.
Согласно статье 30.6 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным.
В статье 24.1 КоАП Российской Федерации указано, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Статьей 26.11 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Закона Республики Тататрстан от 22 ноября 2010 года N 80-ЗРТ "Об установлении ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции на территории Республики Татарстан" на территории Республики Татарстан организациям, осуществляющим розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную продажу пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (далее - организации, индивидуальные предприниматели), запрещается розничная продажа алкогольной продукции с 22.00 часов до 10.00 часов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В ресторанах, барах, кафе розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в соответствии с режимом работы организации, индивидуального предпринимателя.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 9 октября 2014 года в 22 часа 20 минут в ходе проведения прокуратурой Аксубаевского района Республики Татарстан соблюдения требований законодательства, регулирующего правила продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания, в кафе-баре "Юлдаш", расположенном в доме N 2 "г" по улице Шоссейная поселка городского типа Аксубаево Республики Татарстан и принадлежащем ООО "Грант", установлено следующее: С.Е. Шайхнурова, являясь продавцом в указанном кафе-баре, реализовала алкогольную продукцию, а именно водку "Усадская хлебная" в количестве 1 бутылки, емкостью 0,5 литра, крепостью не менее 40 % алкоголя, по цене 220 рублей, в запрещенное время (с 22 часов до 10 часов), в помещении, не подпадающее под категорию "бар", определенную ГОСТ Р 50762-2007. "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания".
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, в связи с отсутствием в действиях Н.З. Шакировой состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что лицензией N 16РПА0006609 от 2 июля 2014 года, была разрешена розничная продажа алкогольной продукции в баре "Юлдаш", принадлежащем ООО "Грант".
С таким выводом судьи районного суда согласиться нельзя.
Согласно пункту 4.4 ГОСТ Р 50762-2007. "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 года N475-ст, определено понятие бар, под которым понимается предприятие общественного питания, оборудованное барной стойкой и реализующее в зависимости от специализации алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, коктейли, холодные и горячие закуски и блюда в ограниченном ассортименте, покупные товары.
В соответствии с пунктом 3.1 указанного ГОСТ Р 50762-2007. "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания", предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия.
Как следует из дела об административном правонарушении, в ходе осмотра помещения кафе-бара "Юлдаш" установлено, что ООО "Грант" в данном помещении реализацию коктейлей, холодных и горячих закусок, кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий не осуществляет. Также в указанном помещении отсутствует кухня, помещение для мытья посуды, помещение для приготовления пищи, вешалки, барные стойки с табуретами, скатерти и салфетки на столах, металлическая либо керамическая посуда, а также меню, оформленное компьютерным способом, обслуживание клиентов официантами и барменами не осуществляется, ввиду их отсутствия.
Кроме того, помещение кафе-бара "Юлдаш", расположенное в доме
N 2 "г" по улице Шоссейная поселка городского типа Аксубаево Республики Татарстан, используемое ООО "Грант" для осуществления услуг общественного питания, не соответствует требованиям пункта 6.1 ГОСТ Р 50762-2007. "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" и пункту 5.2 СП 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", что подтверждается экспертным заключением N 2519 от 30 октября 2014 года.
Однако судья районного суда указанные обстоятельства не исследовал и не дал им надлежащей правовой оценки, что привело к существенному нарушению процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая то, что Н.З. Шакировой вменяется нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, предусмотренных Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, составляет один год со дня совершения (обнаружения) административного правонарушения.
Событие административного правонарушения имело место 9 октября 2014 года.
Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Татарстан протеста прокурора и жалобы заявителя срок давности привлечения Н.З. Шакировой к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации не истек, то в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации обжалуемое решение судьи районного суда подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение в тот же суд в связи с существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При новом рассмотрении дела судье необходимо учесть вышеизложенное и вынести по делу решение в соответствии с требованиями КоАП Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение судьи Аксубаевского районного суда Республики Татарстан от 26 января 2015 года по данному делу отменить, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.16 КоАП Российской Федерации, в отношении Н.З. Шакировой возвратить на новое рассмотрение в тот же суд.
Протест прокурора Аксубаевского района Республики Татарстан
И.Г. Хайруллина и жалобу начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Татарстан в Нурлатском, Аксубаевском районах Д.К. Андаровой удовлетворить.
Судья Р.Р. Фатхутдинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.