Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Полынцева С.Н.,
судей - Жихарева Ю.А., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Наумовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФГБУ "Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края о возложении обязанности по мониторингу окружающей среды
по апелляционной жалобе ФГБУ "Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"
на решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 октября 2014 года, которым постановлено:
"Обязать ФГБУ "Среднесибирское УГМС" обеспечить в срок до "дата" на территории городов: Ачинск, Назарово и Минусинск Красноярского края прогнозирования неблагоприятных метеорологических природных условий для отдельных направлений хозяйственной деятельности и предоставление этих сведений заинтересованным лицам данных городов.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края организовать работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории городов: Ачинск, Назарово и Минусинск Красноярского края".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноярский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском (с учетом вносившихся корректив) к ФГБУ "Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Среднесибирское УГМС") о возложении обязанности в срок до "дата" обеспечить на территории городов Красноярского края: Ачинск, Назарово, Минусинск - прогнозирование неблагоприятных метеорологических природных условий для отдельных направлений хозяйственной деятельности и предоставление органам местного самоуправления, юридическим лицам указанных городов сведений (данных) о неблагоприятных метеорологических природных условиях; к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края о возложении обязанности организовать работу промышленных предприятий городов Красноярского края: Ачинск, Назарово, Минусинск - в период наступления неблагоприятных метеорологических условий.
В обоснование своих требований сослался на то, что летом-осенью 2013 года сотрудниками Красноярской природоохранной прокуратуры проводилась проверка на предмет соблюдения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха в части организации и проведения мониторинга атмосферы на территории крупных промышленных городов Красноярского края. В ходе указанного мероприятия установлено, что ФГБУ "Среднесибирское УГМС" в нарушение возложенных на него обязанностей не предоставляет органам государственной власти края и органам местного самоуправления муниципальных образований - Города Ачинск, Назарово, Минусинск Красноярского края - сведения о прогнозировании неблагоприятных метеорологических природных условиях. Министерством же природных ресурсов и экологии Красноярского края не принимаются меры к организации работы по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории городов: Ачинск, Назарово и Минусинск Красноярского края. Устранение указанных нарушений является необходимым для обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель ФГБУ "Среднесибирское УГМС" Еремин В.В. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как необоснованного. В рамках аргументации своей позиции указал на то, что судом предложено неверное толкование норм права в сфере охраны атмосферного воздуха применительно к распределению обязанностей по прогнозированию неблагоприятных метеорологических природных условий и последующего предоставления соответствующей информации, а также не привлечен к участию в деле в качестве третьего лица Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ФГБУ "Среднесибирское УГМС" - Худоноговой А.Ю., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Красноярской краевой прокуратуры - Дозорцевой Е.Г., прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры - Бондаренко Е.Н., представителя Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края - Максимовой Л.А., полагавших решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Удовлетворяя заявленные природоохранным прокурором требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что имеются предусмотренные законом основания для возложения на ФГБУ "Среднесибирское УГМС" в целях обеспечения охраны атмосферного воздуха обязанности обеспечить на территории городов: Ачинск, Назарово и Минусинск Красноярского края прогнозирования неблагоприятных метеорологических природных условий для отдельных направлений хозяйственной деятельности и последующего предоставление этих сведений; на Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обязанности организовать работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории указанных населенных пунктов.
Выводы суда в решении подробного мотивированы, подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств и материалов дела, из которых видно, что в настоящее время прогнозирование неблагоприятных метеорологических условий и передача информации осуществляется ФГБУ "Среднесибирское УГМС" в Красноярском крае только в отношении территории г. Красноярска в соответствии с разработанной схемой получения сведений о неблагоприятных метеорологических условий. На территории же иных промышленных населенных пунктов - городов Ачинск, Назарово и Минусинск - подобная работа не проводится. Вместе с тем согласно полученным данным, которые не оспариваются сторонами, в третьем и четвертом кварталах 2013 года уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Ачинске характеризовался как "высокий" и "очень высокий", в г. Назарово - "повышенный" и "высокий", в г. Минусинске - "высокий" и "очень высокий".
В рамках аргументации своих доводов, изложенных в апелляционной жалобе, а также в судебном заседании представитель ФГБУ "Среднесибирское УГМС" указывал на несогласие с предложенным выводом суда, в том числе по той причине, что выполнение прогнозирования неблагоприятных климатических условий в обозначенных населенных пунктах при отсутствии разработанной схемы получения требуемых сведений невозможно. Однако данная мотивация признается судом апелляционной инстанции несостоятельной ввиду следующего.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.
В целях реализации данного положения ст. 1 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ предусмотрено проведение мониторинга одного из объектов охраны окружающей среды - атмосферного воздуха, то есть наблюдение за его состоянием, загрязнением, за происходящими в нем природными явлениями, оценка и прогноз его состояния. Выполнение указанных мероприятий возлагается на федеральные органы исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другие органы исполнительной власти в пределах их компетенции (ч. 2 ст. 23 Закона).
Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 года N 372, данный федеральный орган исполнительной власти создан для осуществления функций по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга окружающей среды, ее загрязнения, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы. Для выполнения поставленных задач Служба наделена полномочиями по формированию и обеспечению функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организации и прекращения деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определения их местоположения, а также по государственному мониторингу атмосферного воздуха в пределах своей компетенции (п.п. 5.4.3 и 5.4.4 Положения).
На то обстоятельство, что организация и осуществление государственного мониторинга обеспечивается названной Службой с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, сделан акцент и в п.п. 3-5 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного Постановлением правительства РФ от 6 июня 2013 года N 477. Дополнительно отмечено, что государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды. Формирование и функционирование государственной наблюдательной сети обеспечивается упомянутой Службой, а территориальных систем наблюдений за состоянием окружающей среды - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, при осуществлении государственного мониторинга обеспечивает, в частности, проведение наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды, оценку происходящих в ней изменений, а также прогнозирование следующих опасных явлений и факторов: опасные природные явления, приводящие к стихийным бедствиям; неблагоприятные природные условия для отдельных направлений хозяйственной деятельности.
Кроме того, ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" предусмотрено, что порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время такой порядок утвержден Постановлением Правительства Красноярского края от 17 мая 2012 года N 195-п. Согласно данному нормативному правовому акту к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края относятся публикация перечня субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих оповещению о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, осуществление внеплановых мероприятий по государственному надзору за охраной атмосферного воздуха в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора. Реализация данного полномочия возможна лишь при условии наличия прогноза неблагоприятных метеорологических условий, обязанность по предоставлению которого прямо закреплена за ФГБУ "Среднесибирское УГМС" (п. 9 упомянутого Порядка, п. 10-11 Порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного Приказом Министерства природы РФ от 17 ноября 2011 года N 899).
При таких обстоятельствах, как правильно отметил суд первой инстанции, довод подателя жалобы об отсутствии схемы прогноза неблагоприятных условий, на основании которой должно осуществляться прогнозирование, не может служить основанием для освобождения ответчиков от выполнения возложенных на них законодательством обязанностей по мониторингу и охране окружающей среды. Вопросы разработки указанной схемы подлежат решению последними в рамках предоставленного им судом времени для устранения имеющихся недочетов до 31 декабря 2016 года. Более того, как следует из пояснений, предложенных представителем ФГБУ "Среднесибирское УГМС" в ходе рассмотрения дела, меры к разработке прогностических схем по городам Ачинску, Назарово, Минусинск уже принимались, подготовлен сметный расчет выполнения работ по данному направлению.
Выводы суда в указанной части соответствуют требованиям закона и материалам дела, оснований для признания их неверными у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вместе с тем судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, сузив круг лиц, которым подлежит предоставлению информация о неблагоприятных метеорологических условиях. С учетом положений упоминавшего Постановления Правительства Красноярского края от 17 мая 2012 года N 195-п, указанные сведения сообщаются Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края и органам местного самоуправления, которые в последующем оповещают о наступлении неблагоприятных метеорологических условий по режимам опасности субъектов хозяйствующей деятельности, согласно утвержденному перечню. То есть законодательством определена ступенчатая система доведения информации, что в полной мере согласуется с нормами, содержащимися в п. 10-11 Порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, предусматривающими доведение необходимых сведений до получателей первой из названных категорий на безвозмездной основе. Таким образом, на ФГБУ "Среднесибирское УГМС" надлежит возложить обязанность по предоставлению названной информации, исходя из установленного порядка и существа выдвинутых прокурором требований, не всем заинтересованным лицам, а Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края и органам местного самоуправления городов Ачинск, Назарово и Минусинск.
Кроме того, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости дополнить решение суда указанием о сроке исполнения возложенных на Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края обязанностей.
Это обусловлено тем, что в силу ч. 1 и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
То есть установление данного срока не зависит от того, ставил ли истец (заявитель) вопрос об его применении. В связи с этим суд апелляционной инстанции, принимая во внимание позицию участников процесса, принципы разумности, исполнимости судебного акта, фактические обстоятельства дела (значительный объем намеченных к проведению работ (с учетом времени, предоставленного ФГБУ "Среднесибирское УГМС"), полагает целесообразным определить срок для исполнения ответчиком обозначенных обязанностей - до 31 декабря 2016 года.
Ссылка же в апелляционной жалобе на нарушение прав Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу ввиду непривлечения к участию в деле, подлежит отклонению. В силу ст. 320 ГПК РФ лица, чьи права и законные интересы нарушены судебными постановлениями, вправе обжаловать их в апелляционном порядке. Анализ данной статьи позволяет сделать вывод, что не могут расцениваться как основания для отмены решения суда доводы жалобы с указанием на нарушения прав других лиц. Указанный Департамент, полагая, что состоявшимся судебным постановлением затрагиваются его права и законные интересы, вправе самостоятельно обратиться в суд с апелляционной жалобой, что и было сделано. Определением Центрального районного суда г. Красноярска от 12 февраля 2015 года в принятии обозначенного документа было отказано по мотиву, что оспариваемым решением не разрешался вопрос о правах и обязанностях названного государственного органа (т. 2 л.д. 16), Данный судебный акт не обжалован.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 октября 2014 года изменить в части:
- возложив на ФГБУ "Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" предоставлять сведения в форме прогнозов о неблагоприятных метеорологических природных условиях для отдельных направлений хозяйственной деятельности Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края и органам местного самоуправления городов Ачинск, Назарово, Минусинск Красноярского края;
- установив Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края срок для выполнения обязанности организовать работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории городов Ачинск, Назарово и Минусинск Красноярского края до 31 декабря 2016 года
В остальной части решение Центрального районного суда г. Красноярска от 31 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.