Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Ухановой Т.М.,
судей Васякина А.Н., Лебедевой Н.В.,
при секретаре Михалевой В.М.,
рассмотрев 14 января 2015 года в открытом судебном заседании в городе Оренбурге апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области на решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2014 года по гражданскому делу по иску администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об уменьшении размера и отсрочке взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛА:
администрация МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области обратилась в суд с иском к УФССП по Оренбургской области об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от (дата) и предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора. В обоснование иска указала, что (дата) судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП по Оренбургской области Махиня А.С. в отношении администрации возбуждено исполнительное производство N в целях исполнения исполнительного листа N *** от (дата), выданного Кувандыкским районным судом Оренбургской области по делу N об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства на скважине N 2, питьевого водоснабжения Сакмарского водозабора Кувандыкского района Оренбургской области. Постановление судебного пристава-исполнителя от (дата) получено администрацией (дата). В адрес УФССП России по Оренбургской области (дата) направлено письмо, в котором указывалось на частичное устранение нарушений санитарного законодательства с документальным подтверждением выполненных работ. Постановление судебного пристава от (дата) о назначении нового срока исполнения получено (дата). Судебным приставом-исполнителем (дата) вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере *** На момент возбуждения исполнительного производства администрацией предпринимались все возможные меры по исполнению требований решения суда в срок, а именно: (дата) между администрацией и ООО "Юнивест-Про" был заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по разработке проектов организации зон санитарной охраны скважин водозабора МО г. Кувандык, на основании которого был разработан проект зоны санитарной охраны скважины N Сакмарского водозабора; (дата) между администрацией и ООО "РемЖилСтрой" заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по обустройству зон санитарной охраны первого пояса всех водозаборов муниципального образования г. Куваныдк Оренбургской области. В настоящее время все работы выполнены, исполнительное производство окончено. Однако требования исполнительного документа не были исполнены в срок, установленный для добровольного исполнения, в связи с наличием обстоятельств, затрудняющих исполнение. Бюджет МО г. Кувандык дотационный, принят решением Совета депутатов N 397-2-СД от (дата) "О бюджете муниципального образования город Кувандык на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", на основании ч. 4 ст. 169 БК РФ. Дотационность бюджета составляет 72,5%. Выплата исполнительского сбора является незапланированным платежом, в связи с чем, взыскание сбора еще больше усугубит положение местного бюджета и спровоцирует рост кредиторской задолженности. Кроме того, выполнение работ по обустройству зон санитарной охраны первого пояса всех водозаборов муниципального образования г. Кувандык проводятся на основании одного муниципального контракта, выполнение работ производится одним подрядчиком, который по мере выполнения части работ предоставляет подтверждающие документы. Подрядчиком были нарушены сроки исполнения муниципального контракта, в связи с чем в его адрес проводилась претензионная работа. Факт намеренного уклонения исполнения требований исполнительного документа в действиях администрации отсутствует.
Просила уменьшить размер исполнительского сбора и предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора сроком на 6 месяцев.
В судебное заседание не явились представитель администрации МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области и представитель УФССП России по Оренбургской области, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Решением Промышленного районного суда г. Орнебурга от 28 октября 2014 года исковые требования администрации МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области удовлетворены.
Уменьшен размер исполнительского сбора, подлежащего взысканию с администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области в пользу УФССП по Оренбургской области по исполнительному производству N от (дата) до ***.
Администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области предоставлена отсрочка взыскания исполнительского сбора на шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
С указанным решением не согласилось УФССП России по Оренбургской области, в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В суд апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От администрации муниципального образования город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителя, просила апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение районного суда - без изменения.
Заслушав доклад судьи Ухановой Т.М., проверив решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 64 Федерального закона от 2 октября 2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1, 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (часть 2 статьи 112 Закона).
Согласно части 3 статьи 112 Федерального закона исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В части 6 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Согласно п. 11, 12 ст. 30 Закона должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30 июля 2001 года N 13-П, взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, (дата) судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП возбуждено исполнительное производство N на основании исполнительного листа от (дата), выданного на основании вступившего в законную силу решения суда. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Указанным решением на администрацию МО г. Кувандык возложена обязанность в срок до (дата) устранить выявленные нарушения санитарного законодательства на скважине N питьевого водоснабжения Сакмарского водозабора Кувандыкского района Оренбургской области с координатами 51°30.428' северной широты и 57°24.048' восточной долготы путем разработки и утверждения проекта зоны санитарной охраны скважины питьевого водоснабжения; планирования ее территории для отвода поверхностного стока за их пределы; ограждения зоны санитарной охраны I пояса скважины питьевого водоснабжения в соответствии с требованиями Строительных норм и правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СНИП 2.04.02.-84", оборудования дорожек к сооружению - скважин питьевого водозабора твердым покрытием.
Установлено, что постановлением судебного пристава - исполнителя от 18 августа 2014 года должнику администрации МО г. Кувандык установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа 5 дней с момента получения данного постановления. В тот же день (дата) судебным приставом - исполнителем взыскан с должника исполнительский сбор в размере ***.
Из материалов дела следует, что (дата) между администрацией МО г. Кувандык Кувандыкский район и ООО "Юнивест - Про" заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по разработке проектов организации зон санитарной охраны скважин водозабора муниципального образования г. Кувандык Оренбургской области.
Также судом установлено, что проект зоны санитарной охраны скважин разработан, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N от (дата).
(дата) между администрацией и ООО "РемЖилСтрой" посредством электронного аукциона заключен муниципальный контракт N на выполнение работ по обустройству зон санитарной охраны первого пояса всех водозаборов муниципального образования г. Кувандык Оренбургской области.
Суду было представлено решение Совета депутатов МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области от (дата) N N, из которого следует, что общая прогнозируемая сумма доходов муниципального образования (адрес) на 2014 года составляет ***, из которых безвозмездные поступления составляют *** и являются дотациями от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, дотационность бюджета составляет 72,5%.
Установив изложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца об уменьшении исполнительского сбора до ***.
С учетом вышеупомянутой правовой позиции Конституционного Суда РФ, принимая во внимание наличие уважительных причин несвоевременного исполнения вступившего в законную силу судебного акта, судебная коллегия соглашается с выводом суда в части снижения размера исполнительского сбора. Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией МО г. Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области предпринимались должные меры для устранения нарушения санитарного законодательства в соответствии с решением суда, однако данная возможность не была реализована своевременно в силу объективных обстоятельств, поскольку процедура устранения нарушения санитарного законодательства исключает возможность исполнения требований исполнительного документа в 5-дневный срок, что существенно снижает степень вины должника.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе об отсутствии оснований для снижения размера исполнительского сбора не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, по существу сводятся к переоценке доказательств, которым судом первой инстанции была дана надлежащая правовая оценка. Основания для их переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Вместе с тем выводы суда о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения постановления о взыскании исполнительского сбора судебная коллегия полагает ошибочными.
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявления сторон и представление судебного пристава - исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно требованиям ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Основанием для отсрочки исполнения решения суда в силу закона являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что имущественное положение не позволяет исполнить решение суда в установленные законом сроки. Такими обстоятельствами могут быть болезнь должника, стихийное бедствие, изменение условий жизни, переезд на другое место жительства, а также то, что в скором времени у должника появится реальная возможность исполнить решение суда в срок, на который он просит предоставить рассрочку.
Удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки сроком на шесть месяцев, суд учел имущественное положение должника. Однако суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что для положительного разрешения вопроса о предоставлении отсрочки заявитель должен подтвердить наличие конкретных исключительных обстоятельств, имеющих временный характер, а также то, что по истечении срока, на который заявитель просит предоставить отсрочку, у должника появится реальная возможность исполнить постановление судебного пристава-исполнителя.
Между тем в исковом заявление истцом не указано, в связи с чем он просит предоставить отсрочку, а также не представлены доказательства того, что через шесть месяцев должник сможет исполнить постановление судебного пристава-исполнителя и выплатить исполнительский сбор.
Поскольку заявленное требование о предоставлении отсрочки не мотивировано истцом, суд не имеет оснований для его удовлетворения. В соответствии с решением Совета депутатов МО г. Кувандык от (дата) прогнозируется увеличение дефицита местного бюджета, следовательно, не имеется оснований полагать, что по истечении срока предоставления отсрочки у должника изменится к лучшему имущественное положение.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ судебное решение в части удовлетворения требования о предоставлении отсрочки уплаты исполнительского сбора подлежит отмене. В удовлетворении требования администрации МО г.Кувандык Кувандыкский район о предоставлении отсрочки взыскания исполнительского сбора на срок шесть месяцев надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Промышленного районного суда г. Оренбурга от 28 октября 2014 года в части удовлетворения иска администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об отсрочке взыскания исполнительского сбора отменить, принять в этой части требований новое решение, которым в удовлетворении иска администрации МО город Кувандык Кувандыкского района Оренбургской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области об отсрочке взыскания исполнительского сбора отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.