Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 5 марта 2015 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Муймаровой З.В. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Муймарова З.В. обратилась в суд с иском к ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия о взыскании единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения и ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала, что работала медицинской сестрой с "данные изъяты" в Доме ребёнка Учреждения ЖХ-385/2 ГУИН Минюста России (переименовано в ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия), расположенном "адрес", и с 1 июля 2013 года в Доме ребёнка ФКУЗ "МСЧ-13 ФСИН России".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 839) установлены меры социальной поддержки:
ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей с 1 января 2012 года по 31 декабря 2014 года;
единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 года по 31 декабря 2011 года из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году, а в качестве меры социальной поддержки.
По состоянию на 31 декабря 2004 года (согласно приказу Минздравсоцразвития России N 1556ан, Минфина России N 174н от 16декабря 2011 года "Об осуществлении денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях") она имела право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, так как работала в федеральном государственном учреждении в качестве медицинской сестры и проживала в рабочем поселке Явас.
В 2012 году ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия ей была выплачена единовременная денежная выплата за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения за период 2005-2006 годы "данные изъяты" рублей.
За период 2007-2011 годы денежные выплаты ей не произведены. Также за период с 2012 года по 30 июня 2013 года денежную выплату 1200 рублей ежемесячно не получала.
Отказ в выплате ежемесячной денежной выплаты за период с 1 января 2012 года по 30 июня 2013 года и единовременной денежной выплате за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года мотивирован тем, что она пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг по категории многодетная семья. Полагает отказ неправомерным.
Неисполнение ответчиком указанной обязанности вызвали у неё психоэмоциональный стресс, чем причинены нравственные и физические страдания, то есть моральный вред, который подлежит компенсации в размере "данные изъяты" рублей.
В связи с этим просила взыскать с ответчика в её пользу ежемесячную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 839, за период с 1 января 2012 года по 30 июня 2013 года в размере "данные изъяты" рублей, единовременную денежную выплату по оплате жилых помещений, отопления и освещения, предусмотренную пунктом 2 указанного постановления за период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2011 года в размере "данные изъяты" рублей, компенсацию морального вреда в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 2-3).
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2014 года иск удовлетворён частично, и суд постановил о взыскании с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия в пользу Муймаровой З.В. в счёт возмещения единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в размере "данные изъяты".
Распределяя судебные расходы суд постановил о взыскании с ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия в пользу Муймаровой З.В. расходы на оплату государственной пошлины в размере "данные изъяты". (л.д.54-63).
В апелляционной жалобе истец Муймарова З.В. просила решение суда отменить в части отказа во взыскания ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения за период с 1 января 2012 года по 30 июня 2013 года в размере "данные изъяты" рублей, ссылаясь на то, что постановление Правительства Российской Федерации N 839 не устанавливает ограничений по получению данной меры социальной поддержки в зависимости от получения иных подобных мер, а положения Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" не подлежат применению при реализации постановления Правительства Российской Федерации N 839.
В судебное заседание представитель ответчика ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия, представитель третьего лица ГКУ "Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (л.д. 83-85), начальник ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия предоставил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя, третье лицо о причинах неявки суд не известило, и отложить разбирательство дела суд не просило.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании истец Муймарова З.В. апелляционную жалобу поддержала по изложенным ней доводам.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что с "данные изъяты" Муймарова З.В. проживает по адресу: "адрес".
С 1 "данные изъяты" года Муймарова З.В. работала в качестве медицинской сестры в Учреждении ЖХ-385/2 ГУИН Минюста России (переименовано в ФГУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия), с 1 июля 2013 года переведена на должность медицинской сестры палатной дома ребенка ФКУЗ "МСЧ-13 ФСПН России".
Согласно протоколу заседания комиссии ФКУ ИК-2 УФСИН России по рассмотрению документов, подтверждающих право работников ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия на единовременные денежные выплаты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации N839 и определению сумм единовременной денежной выплаты, от 8 июня 2012 года N 1 Муймарова З.В. с 1 января 2007 года пользуется льготами по оплате коммунальных услуг по категории "Многодетная семья". Принято решение произвести единовременные выплаты за период с 1 января 2005 года до 1 января 2007 года.
Из справки ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия следует, что Муймаровой З.В. выплачено в 2012 году за периоды: 2005 "данные изъяты".
Согласно справке ФКУЗ "МСЧ-13 ФСПН России" от 3 декабря 2014 года Муймаровой З.В. с 1 июля 2013 года по настоящее время выплачивается ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским и фармацевтическим работникам в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 839.
Письмом ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия от 7октября 2014 года N 14/ТО/46/12-М-5 Муймаровой З.В. отказано в выплате единовременной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации N 839, поскольку она уже является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории "Многодетные матери", а также виду того, что дом ребёнка в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Мордовия с 1 июля 2013 ликвидирован.
Согласно сообщению ГКУ "Социальная защита населения по Зубово-Полянскому району Республики Мордовия" от 10 октября 2014 года N 4491 Муймарова З.В. является получателем ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг по категории "Многодетная семья" с 24апреля 2008 года.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами в деле не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что истица имеет право на единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения, предусмотренную пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 839, за период с 1 января 2007 года по 23 апреля 2008 года, то есть до получения меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия".
Данный вывод основан на правильном применении закона.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 года) в статье 63 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) предусматривали, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).
Частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено право медицинских и фармацевтических работников на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В части 2 этой статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" предписано осуществить в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 года) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчёта 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.
При таких обстоятельствах, Муймарова З.В., являясь работником со средним медицинским образованием, работая и проживая в рабочем посёлке до 31 декабря 2004 года, имела право на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением, поэтому в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации N 839 имеет право на единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы.
Вместе с тем, отказывая в удовлетворении части исковых требований о взыскании ежемесячной денежной выплаты за период с 1 января 2012 года по 30 июня 2013 года и единовременной денежной выплаты за период с 23апреля 2008 года по 31 декабря 2011 года, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истица не имеет право на получение указанных мер социальной поддержки, поскольку с 24 апреля 2008 года ей установлена мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг по категории "Многодетная семья" в соответствии с Законом Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия".
Судебная коллегия находит указанный вывод суда правильным, соответствующим установленным по делу обстоятельствам и не противоречащим закону.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2011 года N 839 "О мерах социальной поддержки в 2012-2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях" установлена с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.
В соответствии с пунктом 4 данного постановления меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 7 Закона Республики Мордовия от 28 декабря 2004 года N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия" многодетным семьям предоставляется ежемесячная денежная компенсация в размере 30 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, за исключением транспортных услуг для доставки топлива.
Согласно пункту 3 статьи 17 указанного Закона Республики Мордовия в случае, если гражданин имеет право на получение одинаковой меры социальной поддержки по разным основаниям, то ему предоставляется мера социальной поддержки только по одному основанию (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
Таким образом, по смыслу названных правовых норм следует, что не допускается предоставление сходных мер социальной поддержки дважды.
Отсутствие в пункте 4 постановления Правительства Российской Федерации N 839 указания на меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 1 данного Постановления, не свидетельствует о том, что вышеуказанное правило не распространяется на эти меры, в противном же случае при равных условиях обеспечения мерами социальной поддержки медицинские и фармацевтические работники, осуществлявшие трудовую деятельность до 1 января 2012 года, находились бы худших условиях обеспечения указанными мерами по сравнению с медицинскими и фармацевтическими работниками, осуществлявшими трудовую деятельность с 1 января 2012 года, что противоречит статье 19 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом.
Более того, подобная реализация вышеприведённых мер социальной поддержки предусмотрена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2014 года N 1607 "О ежемесячных денежных выплатах по оплате жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях", в соответствии с пунктом 3 которого ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам в случае, если они пользуются правом на предоставление аналогичных денежных выплат, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении части исковых требований о взыскании компенсации морального вреда, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для компенсации морального вреда.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам.
По этим основаниям отклоняются доводы апелляционной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую оценку.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда. Нарушения судом норм процессуального права, являющегося в соответствии положениями части четвёртой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции вне зависимости от доводов апелляционной жалобы, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 19 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Муймаровой З.В. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
судьи А.О. Бажанов
Ю.П.Тамаров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.