СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.
судей Жуковской С.В. и Пунегова П.Ф.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 23 марта 2015 года
дело по апелляционной жалобе администрации МР "Вуктыл" на решение Вуктыльского городского суда от 30 января 2015 года, по которому отказано в удовлетворении требований администрации муниципального района "Вуктыл" об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 08 декабря 2014 года по исполнительному производству "Номер обезличен".
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация муниципального района "Вуктыл" обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора в сумме ... руб. по постановлению судебного пристава-исполнителя от 05 декабря 2014 года по исполнительному производству "Номер обезличен", указав, что решение Вуктыльского городского суда Республики Коми от 16 мая 2014 года в части восстановления Исаевой И.Н. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий было исполнено. Исполнить решение суда в части предоставления Исаевой И.Н. единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения невозможно из-за отсутствия средств в бюджете муниципального образования.
В судебном заседании представитель администрации МР "Вуктыл" заявленные требования поддержал.
Представитель ОСП по г. Вуктылу УФССП России по Республике Коми в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, не просил рассмотреть дело в его отсутствие, об уважительных причинах неявки суд не известил
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО МР "Вуткыл" с решением суда не согласен и просит его отменить, указывая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение по делу и неверно применены нормы материального права.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Судом установлено, что 16 мая 2014 года Вуктыльским городским судом вынесено решение "Номер обезличен" по иску прокурора "Адрес обезличен" в интересах Исаевой И.Н., согласно которому администрация МР "Вуктыл" обязана восстановить Исаеву И.Н. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить Исаевой И.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 10 июля 2014 года указанное решение оставлено без изменения.
На основании соглашения "Номер обезличен" от 20 января 2014 года между администрацией МО МР "Вуктыл" и Агентством Республики Коми по социальному развитию о предоставлении бюджету МО МР "Вуктыл" субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами от 12 января 1995 года N 5 - ФЗ "О ветеранах" и от 24 ноября 1995 года N 181 - ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", за счет средств, поступающих из федерального бюджета бюджету МО МР "Вуктыл" на обеспечение жильем отдельных категорий граждан предоставляется субвенция.
31 июля 2014 года, на основании исполнительного листа "Номер обезличен" "Номер обезличен" от 24 июля 2014 года, выданного Вуктыльским городским судом по делу "Номер обезличен", судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Вуктылу УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство "Номер обезличен" об обязании администрации МР "Вуктыл" восстановить Исаеву И.Н. в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставить Исаевой И.Н. единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.
Вышеуказанным постановлением о возбуждении исполнительного производства должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.
16 июня 2014 года и.о. руководителя администрации МР "Вуктыл" обратился к руководителю Агентства Республики Коми по социальному развитию с письмом о возможности направить информацию о предоставлении администрации дополнительных субвенций на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в рамках Соглашения "Номер обезличен" от 20 января 2014 года.
19 сентября 2014 года и.о. руководителя администрации МР "Вуктыл" в адрес руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию направлена информация о рассмотрении возможности увеличения субвенции на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральными законами N 5 от 12 января 1995 года и N 181 от 24 ноября 1995 года на ... рублей.
03 октября 2014 года и 04 декабря 2014 года в адрес министра труда и социальной защиты Республики Коми администрацией МР "Вуктыл" направлялись отчеты о расходовании субвенций за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предоставленной бюджету МО МР "Вуктыл" на обеспечение жильем отдельных категорий граждан.
В соответствии с Постановлением "Номер обезличен" от 12 ноября 2014 года администрации МР "Вуктыл" "О постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) исключен п.п. "а" п.2 постановления администрации МР "Вуктыл" "Номер обезличен" от 18 февраля 2013 года "Об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения" в отношении Исаевой И.Н..
Согласно постановления судебного приставом-исполнителем ОСП по "Адрес обезличен" УФССП России по Республике Коми от 08 декабря 2014 года установлено, что по исполнительному производству "Номер обезличен", исполнительный документ должником- администрацией МР "Вуктыл" в срок, установленный для добровольного исполнения не исполнен.
08 декабря 2014 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Вуктылу УФССП России по Республике Коми вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей с должника - администрации МР "Вуктыл" в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок.
На основании решения Совета МР "Вуктыл" 5 созыва "Номер обезличен" от 10 декабря 2014 года "О внесении изменений в Решение Совета муниципального района "Вуктыл" от 10 декабря 2013 года "Номер обезличен" "О бюджете муниципального образования муниципального района "Вуктыл" на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов" дефицит бюджета МР "Вуктыл" составил на 2014 год ... рублей.
Отказывая в удовлетворении требований администрации МР "Вукыл" о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, суд указал, что при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем требования закона не нарушены.
Данный вывод суда соответствует требованиям закона и основан на исследованных в судебном заседании доказательствах.
Частью 2 статьи 13 ГПК РФ, в пункте 1 ст. 6 Федерального Конституционного закона от 31.12.1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" закреплены принципы обязательности вступивших в законную силу постановлений федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, подлежащие неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Согласно ч. 1 и 2 ст. 6 вышеназванного закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона в случае, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов. При этом срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если
Из постановления судебного пристава-исполнителя от 31.07.2014 года о возбуждении исполнительного производства следует, что администрации МР "Вуктыл" в пятидневный срок с момента получения копии данного постановления предлагалось добровольно исполнить требования исполнительного документа и представить доказательства, подтверждающие его исполнение, при этом ей были разъяснены последствия, наступающие за неисполнение без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, предусмотренные ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Также администрация МР "Вуктыл" была предупреждена о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с нее может быть взыскан исполнительский сбор как с должника-организации.
Порядок взыскания исполнительского сбора определен ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
В силу ст. 112 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч.1). Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Как правильно указал суд, исходя из анализа вышеприведенной нормы права, исполнительский сбор является мерой ответственности за виновное неисполнение либо ненадлежащее исполнение в установленный срок требований исполнительного документа.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 N 13-П, такого рода взыскание установлено в качестве санкции (меры административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами, а размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. При наличии уважительных причин, должник не может быть подвергнут взысканию.
При этом должник вправе надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний исполнительного документа.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию уважительности причин, по которым требования исполнительного документа своевременно не могут быть исполнены, либо не были исполнены, возложена на должника.
Однако, должником администрацией МР "Вуктыл" в материалы дела не представлено и судом не добыто доказательств отсутствия вины администрации МР "Вуктыл" или иных оснований для освобождения ее от ответственности за неисполнение в добровольном порядке выше названного судебного акта, в установленный пятидневный срок.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что постановление судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Вуктылу о взыскании исполнительского сбора в размере ... рублей от 8 декабря 2014 года принято в соответствии с законом в пределах полномочий судебного пристава-исполнителя и прав должника не нарушает.
Ссылка администрации МР "Вуктыл" в жалобе на отсутствие вины в несвоевременном исполнении решения суда из-за недостаточности выделяемых муниципальному образованию субвенций для исполнения государственных полномочий, недостаточность в бюджете муниципального образования собственных денежных средств для исполнения решения суда, судебной коллегией не может быть принята во внимание, поскольку она не является основанием для отмены обжалуемого постановления.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает. Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вуктыльского городского суда от 30 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации МР "Вуктыл" -без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.