Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего Чербаевой Л.В.
судей Баранова В.В., Малининой О.Н.
при секретаре Ивановой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 марта 2015 года гражданское дело по заявлению Манухиной ФИО11 об оспаривании действий директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" по внесению неполных сведений в государственный кадастр недвижимости и кадастровый паспорт о земельном участке
по апелляционной жалобе Манухиной ФИО12 на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 ноября 2014 года
Заслушав доклад судьи Баранова В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Манухина Е.Ф. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" по внесению неполных сведений в государственный кадастр недвижимости и кадастровый паспорт о земельном участке расположенном по адресу: Тамбовская область, ***.
В обоснование требований представителем заявителя указано, что получив кадастровый паспорт N *** от 20 июня 2014 г. на земельный участок площадью 300 кв.м. без заполнения графы 13 - "сведения о правах" и посчитав данные действия незаконными, Манухина Е.Ф. обратилась с заявлением на имя руководителя "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" с просьбой устранить допущенное нарушение её прав и законных интересов. На данное обращение 16 июля 2014 г. был дан ответ за подписью директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" Воякиной Т.Ю., которым Манухиной Е.Ф. отказано в удовлетворении заявления в части внесения сведений о правах на названный земельный участок, со ссылкой на то, что сведения о правах на земельный участок площадью 300 кв.м. не могли быть внесены в государственный кадастр недвижимости, поскольку понятие "временное пользование" не относится к вещным правам на землю, которые определены законодательством. Полагая данный ответ незаконным, заявитель указал, что установленный на основании Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" порядок заполнения сведений в строке 13 предписывает указание сведений о правах на земельный участок, т.е. вида права, его правообладателе и доли в праве. Просил восстановить права Манухиной Е.Ф в части внесения в государственный кадастр недвижимости всех сведений о правах на земельный участок и получения копии кадастрового паспорта на земельный участок 300 кв.м., отвечающего требованиям федерального законодательства; обязать директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" Воякину Т.Ю. устранить допущенное нарушение путем внесения в государственный реестр сведений по сроке 13 кадастрового паспорта (сведения о правах на земельный участок, т.е. указать вид права, правообладателя, долю в праве); обязать выдать Манухиной Е.Ф. копию кадастрового паспорта на земельный участок.
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 17 ноября 2014 года заявленные Манухиной Е.Ф требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Манухина Е.Ф. просит данное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ею требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указала, что её заявление об оспаривании незаконного действия директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области", поданное с целью восстановления нарушенного права, судом фактически не рассмотрено. Доводы, изложенные в заявлении, поданном с учетом положений ст.ст. 255-258 ГПК РФ, ст.ст. 1-3 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий, решений, нарушающих права и свободы граждан" с учетом положений ст.ст. 45-46 Конституции РФ, судом оставлены без внимания. Предметом оспаривания явилась неполнота сведений о земельном участке, отраженных в кадастровом паспорте без соответствующей юридической аргументации и то, что должностное лицо уклоняется от исполнения обязанностей по рассмотрению заявлений. Далее в жалобе приведены доводы, аналогичные основаниям заявления, рассмотренного судом. Также дополнительно указано, что своим письмом должностное лицо Воякина Т.Ю. нарушает не только права заявителя как гражданина и собственника земельного участка общей площадью 1800 кв.м., но и право на доступ к информации, доступ к которой не может быть ограничен. Считает, что указанным должностным лицом созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав, в том числе, посредством уклонения от внесения требуемых сведений - в данном случае, как минимум, о правообладателе Манухиной Е.Ф. Полагает, что судом неправильно применен материальный закон, подлежащий применению, не в полной мере установлены обстоятельства по делу, а имеющимся доказательствам не дана надлежащая правовая оценка, а также допущено несоответствие выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела.
Выслушав участвующего в деле представителя заинтересованного лица Макова Р.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, для признания ненормативного акта, а также действий (бездействия) указанных выше органов, должностных лиц и муниципальных служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие акта либо действия (бездействия) закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этим актом, действием (бездействием) прав и законных интересов гражданина или организации.
Судом материалами дела установлено, что постановлением администрации Нижнешибряйского сельсовета Уваровского района Тамбовской области N 18 от 7 июня 1995 г. Манухиной Е.Ф. для ведения личного подсобного хозяйства передан земельный участок, расположенный по адресу: Тамбовская область, ***, общей площадью 1800 кв.м., из них 1500 кв.м. в собственность (бесплатно) и 300 кв.м. в пользование.
7 июня 1995 г. администрацией Нижнешибряйского сельсовета Уваровского района Тамбовской области выдано свидетельство о праве собственности на землю N ***, в соответствии с которым Манухиной Е.Ф. передано всего 0,18 га, из них 0,15 га в собственность и 0,03 га - вр. пользование.
Сведения о земельном участке площадью 1500 кв.м., принадлежащем Манухиной Е.Ф., содержатся в государственном кадастре недвижимости (кадастровый номер ***).
Манухина Е.Ф., получив кадастровый паспорт N *** от 20 июня 2014 г. на земельный участок площадью 300 кв.м. без заполнения графы 13 - "сведения о правах" и посчитав данные действия незаконными, обратилась с заявлением на имя руководителя "Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" с просьбой устранить допущенное нарушение её прав и законных интересов.
На данное обращение 16 июля 2014 г. Манухиной Е.Ф. был дан ответ за подписью директора филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" Воякиной Т.Ю., которым заявителю отказано в удовлетворении заявления в части внесения сведений о правах на земельный участок с указанием на то, что поскольку сведения о земельном участке 1500 кв.м., принадлежащем на праве собственности Манухиной Е.Ф., уже содержались в государственном кадастре недвижимости, то по её заявлению от 17 июня 2014 г. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 300 кв.м., предоставленном ей в пользование. Сведения о правах на земельный участок площадью 300 кв.м. не могли быть внесены в государственный кадастр недвижимости, поскольку "временное пользование" не относится к вещным правам на землю, которые определены законодательством. В соответствии с Гражданским кодексом РФ и Земельным кодексом РФ вещными правами на землю наряду с правом собственности, является право пожизненного наследуемого владения, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитуты.
Полагая данный ответ незаконным, заявитель обратился в суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных Манухиной Е.Ф. требований, суд первой инстанции, проанализировав нормы Земельного кодекса РСФСР и Земельного кодекса РФ, Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", приказа Министерства экономического развития РФ "Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости", пришел к выводу, что спорный земельный участок подлежит передаче в собственность Манухиной Е.Ф., однако Федеральная кадастровая палата согласно Положению о ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" не наделена полномочиями по распоряжению муниципальным имуществом и наделению вещными правами граждан, а также правом регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, с проведением правовой экспертизы о приведении в соответствие ранее выданных документов на земельные участки и установлению вида права согласно действующему Земельному кодексу РФ. Данное право делегировано действующим законодательством Управлению Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, куда заявитель с требованием о регистрации права собственности на земельный участок не обращался.
Не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии оснований не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права и по существу доводами апелляционной жалобы не опровергаются.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Федеральный закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статья 45 Федерального закона N 221-ФЗ устанавливает, что государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных ст. 43 данного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган кадастрового учета, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в срок, установленный ст. 17 настоящего Федерального закона для постановки на учет объекта недвижимости, со дня получения органом кадастрового учета соответствующих документов обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости на основании, в том числе документа, указанного в п. 2 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета.
Согласно ч. 2 ст. 25.2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, является выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Пунктом 21 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 г. N 42 (в ред. приказа Минэкономразвития России от 12.03.2014 г. N 121) предусмотрено, что решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления заинтересованного лица и следующих документов: свидетельства о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю, оформленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения"; государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств, оформленного в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей"; свидетельства на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"; документа, содержащего решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданного уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания; выписки из похозяйственной книги, форма которой устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; договора аренды земельного участка, срок которого не истек на момент обращения в орган кадастрового учета; иных документов, устанавливающих или подтверждающих право на земельный участок.
Из приведенных норм следует, что основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости могут являться документы, содержащие описание ранее учтенного объекта, которые выданы уполномоченными органами и отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в момент их издания.
Поскольку Манухиной Е.Ф. в филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" не был предоставлен ни один из вышеуказанных документов на земельный участок площадью 300 кв.м., то сведения о правах на него не могли быть внесены в государственный кадастр недвижимости и, соответственно, указаны в графе 13 кадастрового паспорта. Свидетельством о праве собственности на землю N 1134 от 7 июня 1995 г., выданным администрацией Нижнешибряйского сельсовета Уваровского района Тамбовской области, подтверждена передача Манухиной Е.Ф. земельного участка площадью 0,18 га, из которых 0,15 га передано в собственность, а 0,03 га передано во временное пользование.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона 221-ФЗ кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости.
Форма кадастрового паспорта земельного участка, утверждена приложением N 3 к приказу Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2012 г. N 831 "Об утверждении форм кадастровых паспортов зданий, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, о здании, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории", действовавшего до 1 января 2015 г. В графе 13 указываются имеющиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о правах на земельный участок (вид права, правообладатель, доля в праве). Для земельных участков, права на которые возникли до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не были зарегистрированы в порядке, установленном указанным Федеральным законом, дополнительно указываются реквизиты документов, на основании которых в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения. Если в данной строке не умещается весь список правообладателей (например, при общей собственности), то последний оформляется на отдельном листе, а в строке указываются вид права и слова "список правообладателей прилагается на листе N". Данный лист удостоверяется подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета и заверяется оттиском печати данного органа.
Выводы суда первой инстанции о том, что кадастровый паспорт носит информационный характер об индивидуальных особенностях объекта недвижимости (месторасположение, площадь, кадастровый номер) и дополнительных сведений о нем (правообладателе, вид права и т.д.) и заполнение графы 13 не порождает возникновение, прекращение или изменение каких-либо имущественных прав граждан, судебная коллегия считает правильными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела и имеющихся доказательств.
Кроме того, правильными являются выводы суда о том, что согласно Положению о ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" кадастровая палата не наделена полномочиями по распоряжению имуществом и наделению вещными правами граждан, а также правом регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе, с проведением правовой экспертизы о приведении в соответствие ранее выданных документов на земельные участки и установлению вида права согласно действующему Земельному кодексу РФ.
При таких обстоятельствах судом верно не установлено оснований для признания действий должностного лица - директора ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области" Воякиной Т.Ю. по отказу во внесении сведений о правах на земельный участок в графу 13 кадастрового паспорта незаконными и нарушающими права Манухиной Е.Ф
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением правильных мотивов.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова 17 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Манухиной Екатерины Федоровны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.