Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Высочанской О.Ю., судей Першиной Л.В., Рубан О.Н. при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 октября 2014 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ Департамента земельных отношений Администрации г. Перми в предоставлении земельного участка площадью 610 кв.м., расположенного по адресу: ****, восточнее жилого дома по ул. **** для размещения временного объекта некапитального типа сроком на 4 года 11 месяцев.
Обязать Департамент земельных отношений Администрации г. Перми принять решение о предоставлении Крепчуку В.С. земельного участка площадью 610 кв.м., расположенного по адресу: ****, восточнее жилого дома по ул. **** для размещения временного объекта некапитального типа сроком на 4 года 11 месяцев".
Заслушав доклад судьи Высочанской О.Ю., пояснения представителя истца Крепчука B.C. - Филипповой Ю.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Крепчук B.C. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент) о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в аренду, возложении обязанности предоставить земельный участок для размещения объекта некапитального типа сроком на 4 года 11 месяцев.
Судом постановлено решение об удовлетворении требований, об отмене которого в апелляционной жалобе просит ответчик, указывая со ссылкой на пункты 2.11 и 2.12 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков для целей, не связанных со строительством, утвержденного Решением Пермской городской Думы N 260 от 23.10.2007г., что действия ответчика полностью основаны на законе, права и законные интересы истца не нарушают.
Истцом представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения.
Проверив законность и обоснованность постановленного судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (часть 1 статьи 327.1. Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Судом правильно установлены юридически значимые обстоятельства.
Так, из материалов дела следует, что 28.06.2013 года Департамент земельных отношений на обращение Крепчука B.C. сообщил, что принято решение о возможности предоставления земельного участка в аренду на 4 года 11 месяцев. После получения Департаментом кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка будет издано распоряжение о предоставлении земельного участка в аренду (для указанных целей) и заключен договор аренды (л.д. 13).
03.06.2014 года Департаментом утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. 20.06.2014 года земельный участок поставлен на кадастровый учет.
24.06.2014 года после выполнения необходимых условий для предоставления земельного участка в аренду истец обратился в Департамент администрации г. Перми с заявлением о заключении договора аренды, приложив кадастровый паспорт земельного участка.
25.07.2014 года истцом получен ответ, из которого следует, что в соответствии с п.п. 2.12 прим. 1 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми было опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка. В течение 7 дней после опубликования в Департамент поступило заявление о предоставлении этого же участка, в связи с чем предоставление земельного участка будет проведено посредством проведения торгов (л.д. 14).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, анализируя содержание норм пунктов 2.9., 2.10., 2.11 Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми" (далее - Порядок), утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007г. N 260, пункта 2.9. указанного Порядка, принятого на основании решения Пермской городской Думы от 28.01.2014г., а также изменения, внесенные в названный Порядок решением Пермской городской Думы от 25.03.2014г. N 66, исходил из того, что условия предоставления испрашиваемого земельного участка изменились после того, как истцом были выполнены все требования, необходимые для предоставления земельного участка: он обратился в ООО "НПП "Центр геодезии и картографии" для выполнения геодезических и кадастровых работ, понес значительные материальные затраты, 20.06.2014г. земельный участок поставлен на кадастровый учет. Со ссылкой на ст. 4 Гражданского кодекса российской Федерации, суд указал, что после принятия решения о возможности предоставления истцу испрашиваемого земельного участка ответчик обязан был завершить процедуру предоставления земельного участка на тех же условиях, которые действовали на момент принятия решения.
Соглашаясь с итоговым выводом суда об удовлетворении требований Крепчука B.C., судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшему на день постановки оспариваемого решения суда, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определялся статьями 30 - 32 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответственно.
Статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулировался порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данной нормой предусматривалось, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривался заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривалось, поскольку земельный участок предоставлялся лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Анализ приведенных выше действовавших в юридически значимый период правовых норм в их системном единстве, с учетом того, что целью использования испрашиваемого истцом земельного участка является размещение временного объекта некапитального типа, свидетельствует о том, что земельный участок под указанный объект должен предоставляться в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть без проведения торгов.
После поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании этого заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Совершение указанных действий в месячный срок, определенный пунктом 4 статьи 34 названного Кодекса, является юридической обязанностью соответствующего органа.
В свою очередь, заявитель был обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка для размещения временного объекта некапитального типа подлежало рассмотрению в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, что не могло повлечь нарушение прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка, поскольку иным лицам, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка, могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка, следовательно, у должностных лиц органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для принятия решения об опубликовании сообщения о приеме заявлений о предоставлении испрашиваемого земельного участка, а также о проведении торгов на право заключения договора аренды земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении требований Крепчука B.C. следует признать законным, оснований для его отмены не имеется.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию ответчика, высказанную в суде первой инстанции в обоснование возражений против заявленного иска. Изложенные доводы отмену постановленного решения повлечь не могут, как основанные на неверном толковании норм материального права. В данном случае применению подлежат изложенные выше нормы Земельного кодекса Российской Федерации, обязывавшие органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления земельных участков принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, но не основания отказа в их предоставлении.
Учитывая изложенное, оснований для отмены либо изменения постановленного судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда г. Перми от 21 октября 2014 года по доводам апелляционной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.