Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Фомина В.И.,
судей Кузнецовой Г.Ю., Петуховой Е.В.,
при секретаре Кармановой Ж.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края на решение Большесосновского районного суда Пермского края от 01.12.2014 года, которым постановлено:
"Обязать Управление образования Администрации Большесосновского муниципального района предоставить Б., дата рождения место в первоочередном порядке в группе полного дня в муниципальной дошкольной образовательной организации по месту жительства на территории с. **** Большесосновского района Пермского края, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу".
Заслушав доклад судьи Фомина В.И., объяснения прокурора Пермской краевой прокуратуры Левыкиной Л.Л., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Большесосновского района Пермского края обратился в суд с иском в интересах малолетнего Б., дата рождения, к Управлению образования администрации Большесосновского муниципального района о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении. Заявленные требования мотивировал тем, что ст. 43 Конституции РФ гарантировано, что каждый имеет право на образование, гражданам РФ гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст.9 Федерального Закона РФ N 273-ФЗ от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", п. 11 ч. 1 ст. 15 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Для реализации данных полномочий органы муниципальных районов наделены правом создания муниципальных образовательных учреждений. Администрация Большесосновского муниципального района - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на котором лежит обязанность непосредственного исполнения полномочий по вопросам местного значения. Согласно Положению об Управлении образования администрации Большесосновского муниципального района от 25.01.2012 г. управление образования администрации Большесосновского муниципального района является самостоятельным структурным подразделением администрации Большесосновского муниципального района Пермского края, обеспечивающим государственную политику в области образования. Управление образования является юридическим лицом. Право заявителя на получение дошкольного образования Управлением образования администрации Большесосновского муниципального района не обеспечено. Место в дошкольном образовательном учреждении ребенку не предоставлено.
В судебном заседании прокурор и законный представитель несовершеннолетнего Бусова Ю.В. просили удовлетворить заявленные требования.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Управление образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края просит об отмене постановленного судом решения, как незаконного и необоснованного.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Большесосновского района просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании заявления Бусовой Ю.В. от 06.12.2012 года малолетний Б. поставлен в очередь для предоставления места в дошкольных образовательных организациях Большесосновского муниципального района за номером 417.
До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении Б. не предоставлено.
Суд обоснованно указал на то, что ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие принятие исчерпывающих мер по обеспечению малолетнего Б. возможностью получения дошкольного образования.
Данные выводы суда правомерны, они основаны на нормах права и установленных судом обстоятельствах дела.
Согласно ч. 1 ст. 43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона РФ "Об образовании в РФ" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно ч.3 ст.5 Закона РФ "Об образовании в РФ " N 273-ФЗ в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования.
Согласно ч.1 ст.67 Закона РФ "Об образовании в РФ" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии с п. 11 ч.1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно ч.1 ст. 64 Закона РФ "Об образовании в РФ" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Юридически значимые для дела обстоятельства установлены судом правильно, совокупности собранных по делу доказательств судом дана соответствующая оценка, выводы суда должным образом мотивированы, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено.
Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, представленных в их подтверждение, соответствует требованиям ст. 67 ГПК РФ и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку по своему содержанию сводятся к обстоятельствам, являвшимся предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой и соответствующими выводами.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд верно руководствовался положениями части 1 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" и п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", и пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что непредоставление несовершеннолетнему Б. места в дошкольном образовательном учреждении, при том, что он не имеет противопоказаний для посещения такого учреждения, достиг необходимого возраста, является бездействием органа местного самоуправления - Управления образования администрации Большесосновского муниципального района, обязанного обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения ребенком муниципального дошкольного образовательного учреждения. Указанная обязанность ответчиком не исполнена. В связи с этим, суд счел необходимым обязать Управление образования администрации Большесосновского муниципального района предоставить малолетнему Б. место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Поскольку родителями ребенка избрана форма дошкольного образования в виде посещения муниципального дошкольного учреждения, то доводы жалобы о том, что родители малолетнего могут воспользоваться иной формой в виде посещения в дошкольных учреждениях групп кратковременного пребывания детей, несостоятельны.
Ссылка в апелляционной жалобе ответчика на невозможность предоставления малолетнему Б. места в дошкольном учреждении ввиду недостаточности мест в дошкольных учреждениях и определенной очередности предоставления мест в дошкольные учреждения, не может служить основанием к отмене решения суда.
Действующим законодательством не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Абзацем четвертым пункта 2.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П определено, что применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
С учетом изложенного, судебная коллегия признает доводы апелляционной жалобы несостоятельными, поскольку все обстоятельства, на которые указано в жалобе, проверены судом первой инстанции, они учтены при постановке решения и не могут служить основанием к его отмене.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Оставить решение Большесосновского районного суда Пермского края от 01.12.2014 года без изменения, апелляционную жалобу Управления образования администрации Большесосновского муниципального района Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.