Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Ивановой Т.В.,
судей Никитиной Т.А., Сергеева В.А.,
при секретаре Анохиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 02 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Департамента образования администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 01 декабря 2014 года, которым возложена обязанность на Департамент образования администрации города Перми предоставить В., ***2012 года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах территориальной доступности на территории города Перми, в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения прокурора Кузнецовой С.Н., исследовав материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Исполняющий обязанности прокурора города Перми, действуя в интересах несовершеннолетней В., ***2012 года рождения, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить несовершеннолетней место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории города Перми по месту проживания с учетом территориальной доступности, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Указал, что Департамент образования администрации г. Перми является органом, основной целью деятельности которого, является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Винокурова С.К. - законный представитель В., ***2012 г.р. обращалась в Департамент образования администрации г. Перми о предоставлении её дочери места в дошкольном образовательном учреждении. Согласно ответу Департамента образования N СЭД-08-01-13-И-1376 от 15.10.2014 г. Винокуровой СЮ. в предоставлении места ее дочери в дошкольной образовательной организации отказано. До настоящего времени место в детском саду не предоставлено. Орган местного самоуправления администрации г. Перми в лице Департамента образования обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. Возраст В. позволяет ей быть принятой в дошкольное образовательное учреждение. Отсутствие возможности предоставить место в детском саду не освобождает орган местного самоуправления от обязанности обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на образование. На основании Конституции РФ, Закона РФ от 29.12.2012 г. N 278-ФЗ "Об образовании", прокурор просит требования удовлетворить.
Судом постановлено приведенное выше решение. В апелляционной жалобе Департамент образования администрации г. Перми просит решение суда отменить, указывая на то, что не предоставление места в МДОУ конкретному ребенку в момент обращения его за путевкой не свидетельствует о неисполнении департаментом образования Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Комплектование МДОУ осуществляется ежегодно на учебный год, сроки предоставления места в МДОУ законодательно не установлены. Представление места в МДОУ повлечет за собой нарушение прав и охраняемых интересов детей, состоящих в регистре и имеющих дату рождения ранее, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в МДОУ. Кроме того, прием в дошкольное учреждение детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение прав детей, посещающих дошкольное учреждение, а также нарушение условий лицензии.
В представленных возражениях прокурор просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор поддержала решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласна.
Проверив законность принятого судом решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены по указанным доводам.
Судом первой инстанции установлено, что 23.10.2014 г. Винокурова СЮ. обратилась к прокурору г. Перми с заявлением о защите права на дошкольное образование несовершеннолетней дочери В., ***2012 года рождения. Ответом начальника Департамента образования администрации города Перми СЭД-08-01-13-И-1376 от 15.10.2014 г. Винокуровой С.Ю. указано, что комплектование дошкольных учреждений производится по дате рождения детей с учетом льгот, имеющихся у родителей, в связи с чем, место будет выделено с учетом движения детей в регистре, а также с учетом права на внеочередное либо первоочередное предоставление места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Как следует из пояснений представителя истца и ответчиком не оспаривается, до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении В. не предоставлено. Доказательств иного на день рассмотрения дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что малолетняя В. имеет право на получение бесплатного дошкольного образования. Законный представитель малолетней обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получила, что сторонами не оспаривается.
Согласно ч.1 ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Частью 2 указанной статьи гражданам гарантирована общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона РФ "Об образовании" от 29.12.2012 года N 273-ФЗ государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах:
1) признание приоритетности образования;
2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;
3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования.
Согласно ч.3 ст.5, ч.1 ст.67 Закона РФ "Об образовании" N 273-ФЗ в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Согласно ч. 1 ст. 64 Закона РФ "Об образовании" дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции на основании указанных норм права пришел к обоснованному выводу о нарушении права малолетней В. на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении.
Ответчиком не представлено в судебное заседание доказательств, подтверждающих принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению малолетней возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что удовлетворение заявленных требований по реализации права малолетней В. на получение дошкольного образования нарушит право на равный доступ в МДОУ других детей, состоящих в регистре, либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в МДОУ отмену решения суда не влекут. В соответствии с Положением о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного Постановлением администрации г. Перми от 01.03.2013 года N 112 комплектование МОУ осуществляется департаментом образования администрации города Перми (п.2.1).
Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П конституционное право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Для реализации этого права органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении услуги. При этом, предоставление места в детском саду должно учитывать требования территориальной доступности.
Закон РФ "Об образовании" N 273-ФЗ и "Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования" регулирующие права несовершеннолетних детей на получение дошкольного образования не содержат каких-либо ограничений на получение по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Соблюдение прав и интересов детей на предоставление возможности получать дошкольное образование лежит на Департаменте образования администрации города Перми в соответствии с п.2.2.1 Положения "О Департаменте образования". Оспариваемым решением права иных детей не нарушены. Действующим законодательством не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности.
Суд первой инстанции правильно установил юридически значимые для дела обстоятельства, выводы суда должным образом мотивированы, нарушений требований процессуального законодательства судом не допущено. Доводы апелляционной жалобы о том, что В. может быть представлено место в МДОУ, не могут быть признаны состоятельными. Данные доводы были предметом судебного исследования с последующей правовой оценкой и соответствующими выводами. Оценка судом обстоятельств дела и доказательств, в том числе отказа Департамента образования администрации г. Перми в предоставлении малолетней В. места в МДОУ, соответствует требованиям ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и доводами апелляционной жалобы не опровергается.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Департамента образования администрации города Перми на решение Ленинского районного суда г. Перми от 01 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.