Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,
судей Сатыбалова С.К. и Абдуллаева М.К.
при секретаре судебного заседания Юсупове А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Мустапаева М.Д. по доверенности Абдуллаевой Б.А. на решение Советского районного суда г.Махачкалы от 25 декабря 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" об обязании перевести земельный участок в собственность и вернуть уплаченные денежные средства отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Зайнудиновой Ш.М., выслушав объяснения представителя МКУ "Управление архитектуры и градостроительство администрации г.Махачкалы" по доверенности - Заглиева Г.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мустапаев М.Д. обратился в суд с иском к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" в котором просит обязать МКУ "Управление Архитектуры я градостроительства г. Махачкалы" при МО "город Махачкала" перевести в собственность земельный участок площадью N кв.м., по адресу: г. Махачкала, МКР Эльтав, "адрес", "адрес" и вернуть ему уплаченную сумму в размере N руб. за выкуп земли и N руб. штраф за самовольное строительство.
Иск мотивирован тем, что 03.02.2014г. истец обратился в МФЦ г.Махачкалы для перевода в собственность земельного участка площадью 684,0 кв.м., расположенного по адресу: г. Махачкала, МКР Эльтав, "адрес" "адрес", которым он пользуется более 10 лет. На указанном земельном участке расположен жилой дом с общей площадью 168,2 кв.м., право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по РД на основании решения Кировского районного суда г. Махачкалы от "дата" г., о чем сделана запись в N от "дата" г.
В расписке, выданной "МФЦ г. Махачкалы" от 03.02.2014 г. п.1, указано о поступлении заявления на имя главы города о переводе в собственность земельного участка.
С момента обращения истца прошло более 9 месяцев. 21.10.2014 г. истец повторно обратился с заявлением на имя Главы г.Махачкалы Сулейманова М.В. с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о переводе в собственность вышеуказанного земельного участка.
Истцом была оплачена сумма N руб., как ему объяснил специалист МФЦ г.Махачкалы ФИО9 это кадастровая стоимость земельного участка, которую ему необходимо оплатить и штраф в сумме N руб. за самовольное строительство дома.
В действительности, стоимость земельного согласно Закону РД от 14.02.2014 г. N3 "О порядке определения цены и порядка оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан" составляет:
при продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности РД являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, цена выкупа определяется в размере пятикратной величины ставки земельного налога.
Ставка земельного налога установлена в соответствии со ст.387 главы 31 НК РФ Постановлением Махачкалинского городского Собрания N17-2в от 03.10.2005 г. "О земельном налоге", согласно которому на территории МО ГО "город Махачкала" установлены следующие налоговые ставки: - 0,3 процента в отношении земельных участков: занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства., садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в зависимости от удельного показателя кадастровой стоимости конкретного земельного участка для конкретного квартала (удельный показатель кадастровой стоимости умножаем на площадь земельного участка).
МКР Эльтав, ПАП-2, "адрес", расположена в кадастровом квартале N25, стоимость согласно Приложению к Постановлению Правительства N от 28,11.2007 г. "Об удельных показателях стоимости земель по МО "город Махачкала" составляет: 283,0 руб.- стоимость 1 кв.м. 684,0 кв.м. - общая площадь з\у 684,5 х283,0 = 193 714 руб. налогооблагаемая база 0,3 % - ставка земельного налога 193 714 х 0,3% = 581,2 руб. сумма земельного налога 581,2x5 = 2 906 руб. сумма к оплате за выкуп земельного участка
Кроме того, по требованию Управления архитектуры и градостроительства г.Махачкалы истцом оплачен штраф в размере N руб.
Таким образом, ответчик незаконно получил N за выкуп земли ( N и N руб. штрафа за самовольное строение.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Мустапаева М.Д. по доверенности Абдуллаевой Б.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ссылаясь на противоправность и необоснованность действий со стороны Управления Архитектуры и Градостроительства г.Махачкалы.
Извещенные надлежаще Мустапаев М.Д. и его представитель Саидов А.И. в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст.20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст.24 ЗК РФ.
В соответствии с ч.2 ст.28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В соответствии с ч.1 и ч.1.1 ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, -органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно ч.5ст.36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 ст.36 ЗК РФ заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, согласно свидетельству о государственной регистрации права N "адрес" дела Мустапаеву М.Д. на праве собственности принадлежит жилой дом с общей площадью 168,2 кв.м., литер "а", этажность: 1+мансарда, по адресу: РД, г. Махачкала, мкр. Эльтав, "адрес", "адрес", о чем в ЕГРП сделана запись N от 07.11.2014 г.
Указанный жилой дом возведен на земельном участке площадью 684,0 кв.м., расположенном по адресу: г. Махачкала, МКР Эльтав, ПАП-2, "адрес" и находящемся в муниципальной собственности.
Из представленной расписки в получении документов N от 03.02.2014 г. усматривается, что истец обратился в МФЦ г. Махачкалы за получением услуги по переводу в собственность земельного участка (для микрорайонов).
Из заявления истца на имя главы администрации г. Махачкала Сулейманова М.В. от 21.10.2014 г. усматривается, что истец обратился с заявлением в администрацию г. Махачкалы с просьбой ускорить рассмотрение вопроса о переводе в собственность вышеуказанного земельного участка.
Разрешая спор, суд исходил из того, что истец с требованием о переводе в собственность земельного участка и заявлением с просьбой об ускорении перевода в его собственность земельного участка обращался в администрацию г. Махачкалы, которая является уполномоченным органом на осуществление перевода в собственность земельных участков находящихся в муниципальной собственности.
Несмотря на это, как обоснованно указано в решении суда, исковые требования об обязании перевести в его собственность земельный участок, истцом заявлены к УАиГ г. Махачкалы, который в соответствии с законодательством не имеет полномочий по переводу муниципальных земельных участком в собственность, а лишь осуществляет подготовку проектов постановлений администрации г. Махачкалы, в связи с чем, доводы истца в этой части суд правомерно признал необоснованными и не соответствующими закону.
Согласно материалам дела, судом представителю истца было предложено привлечь в качестве ответчика Администрацию г. Махачкалы, на что истец не согласился, и дело рассмотрено в соответствии с предъявленными требованиями.
При таких обстоятельствах обоснованны выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" об обязании перевести земельный участок в собственность.
Вместе судебная коллегия приходит к выводу о необоснованности решения суда в части отказа в удовлетворении иска о взыскании с ответчика сумм, перечисленных на его счет.
Из представленных истцом квитанций усматривается, что им 02.02.2013 г., то есть до подачи заявления о переводе земельного участка в его собственность, осуществлены платежи в размере 160 000 руб. за перевод вышеуказанного земельного участка в собственность и N руб. за самострой на счет УАиГ г. Махачкалы.
Суд обосновал свои выводы тем, что истец осуществил перевод денежных средств самостоятельно по собственной воле, с просьбой возвратить уплаченные им денежные средства к ответчику не обращался, отказа не получал, каких-либо иных действий для возврата денег до подачи иска в суд не произвел.
Между тем, как следует из материалов дела, в частности письма и.о начальника УАиГ Гитинова М.А., Мустапаеву М.Д. для перевода земельного участка в собственности предложено перевести плату в размере N руб. на р/с ответчика: N, куда им же ранее были переведены платежи, предъявленные к возмещению.
Эти обстоятельства опровергают выводы суда о том, что истец самостоятельно без предложения ответчика перевел платежи на его счет.
Вывод суда о том, что Мустапаев М. не обращался к ответчику с просьбой возвратить перечисленные им деньги, не может являться основанием для отказа ему, поскольку эти правоотношения не предусматривают досудебного порядка обращения.
С учетом этих обстоятельств, решение суда в этой части подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.328- 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 25 декабря 2014 года в части отказа Мустапаеву М.Д. о взыскании денежных сумм - отменить.
В отмененной части принять новое решение. Удовлетворить иск Мустапаева М.Д. к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" о взыскании денежных сумм. Взыскать с к МКУ "Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкалы" в пользу Мустапаева Магомеда Даудовича N руб. за перевод вышеуказанного земельного участка в собственность и N руб. за самострой, всего N руб.
В остальном это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.