Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Параскун Т.И.,
при секретаре "данные изъяты".,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 октября 2014 года по делу
по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах П. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Алейская центральная районная больница" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы,.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах П. и на основании её заявления к КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Алейская ЦРБ")( с учетом уточнения исковых требований) о возложении обязанности установить П. с (дата) заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; обязать ответчика установить П. с (дата) районный коэффициент в размере 25%; обязать ответчика произвести перерасчет с (дата) по день вынесения решения заработной платы П. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в РФ с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
В обоснование иска ссылался на то, что П. работает в КГБУЗ "Алейская ЦРБ" на основании трудового договора сестрой - хозяйкой.
Начисление и выплата заработной платы П. производилась в нарушение положений Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", статьи 133 ТК РФ, размер районного коэффициента был ниже 1,25 и включался в минимальный размер оплаты труда.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 20 октября 2014 года исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворены.
На Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алейская центральная районная больница" возложена обязанность установить с (дата) П. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента, районный коэффициент в размере 25%, произвести перерасчет заработной платы П. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1, 25.
В апелляционной жалобе (повторяя доводы возражений на иск) ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая, что судом не учтено, что ответчик является бюджетным учреждением.
Положение об оплате труда КГБУЗ "Алейская ЦРБ" учитывает, что работники учреждения работают в особых климатических условиях, в связи с чем им производится доплата за работу в особых климатических условиях (ст.129 ТК РФ). При начислении П. заработной платы в обязательном порядке производится доплата за работу в особых климатических условиях (ст.129 ТК РФ), - применяется коэффициент 1,20 к начисленной заработной плате, установленный на территории г. Алейска распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от (дата) ***.В связи с тем, что размер месячной заработной платы П. с учетом доплаты за работу в особых климатических условиях меньше размера минимальной заработной платы, установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы для работников бюджетного сектора экономики, ей дополнительно начисляется и выплачивается доплата до МРОТ. Доплата до МРОТ не является оплатой за труд, соответственно к ней не может быть применен районный коэффициент. При этом размер месячной заработной платы П., с учетом обязательной доплаты до МРОТ составляет не менее размера минимальной заработной платы установленного в Алтайском крае для работников бюджетного сектора экономики, что подтверждается справкой о заработной плате П. Кроме того, Федеральный закон от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (редакции от (дата) г.) не предусматривает применение районного коэффициента к МРОТ. Согласно ст.ст. 146, 148 Трудового кодекса РФ труд П., занятой на работах в местности с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере, в порядке не ниже установленных трудовым законодательством, в связи с чем производится доплата за работу в особых климатических условиях (ст.129 ТК РФ), применяется коэффициент 1,20 к оплате за труд. При этом размер начисленной заработной платы П. с учетом доплаты до МРОТ, как было отмечено ранее, составляет не меньше размера минимальной заработной платы установленного Региональным соглашением о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы для работников бюджетного сектора экономики.
Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями, не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 (в редакции от 3 марта 2012 г.). Отдельные районы Алтайского края, в том числе г. Алейск, расположены в местности с особыми климатическими условиями, подвергающейся засухе, недостаточно обеспеченных питьевой водой.Считает, что содержащиеся в постановлении Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" положения о принятии предложения администрации Алтайского края, о повышении с 01 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края, носят рекомендательный характер.
Кроме того, полагает, что порядок и сроки реализации на территории Алтайского края положений постановления Правительства РФ от 27.12.1997 N 1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" были определены Соглашением от 21 декабря 2001 г. между краевыми объединениями работодателей, краевым Советом профсоюзов и Администрацией Алтайского края на 2002 - 2004 годы, пунктом 2.19 которого работодатели и администрация Алтайского края брали на себя обязательства в течение 2002 года провести подготовительную работу по введению с 2003 года районного коэффициента к заработной плате в размере 1,2 и 1,25 (для отдельных районов края, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе) в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Дополнительным Соглашением от 31 декабря 2003 года пункт 2.19 Соглашения на 2002 - 2004 годы был исключен. Также, по мнению ответчика, положения вышеназванного постановления Правительства РФ противоречат постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237, в приложении к которому установлены размеры коэффициентов, а также районы, в которых они применяются. Согласно пункту 8 приложения к постановлению Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1237 районы, в которых применяется коэффициент 1,25: г. Славгород; пункту 9 приложения районы, в которых применяется коэффициент 1,2: в том числе, Алейский, гг. Алейск.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивал, прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
Как усматривается из материалов дела, КГБУЗ "Алейская ЦРБ" является юридическим лицом - Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается уставом.
П. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ "Алейская ЦРБ" с (дата), в соответствии с Положением об оплате труда работников КГБУЗ "Алейская ЦРБ" ей установлен оклад (тарифная ставка) на 1 ставку в размере "данные изъяты", доплата за непрерывный стаж работы - 30% оклада в размере "данные изъяты"., р/к 20% - "данные изъяты", и доплата до МРОТ - "данные изъяты", а также происходит доплата за совмещение и совместительство.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, районный суд обоснованно исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в указанном районе.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК Российской Федерации).
Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.
ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 г. принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,5.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 г. N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для "адрес" Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 г. районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для Михайловского района. Расходы, согласно Постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу о том, что указанное Постановление не носит рекомендательный характер и для его реализации не имеется необходимости издания соответствующего нормативного правового акта краевого уровня.
Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. районный коэффициент к заработной плате на территории "адрес" определен в размере 1,25.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.
Судебная коллегия полагает, что довод жалобы о рекомендательном характере Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г., несостоятелен, поскольку, в силу ст. 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановление N 1631 от 27 декабря 1997 г. "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом Постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 г. является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого Постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с Положением об оплате труда КГБУЗ "Алейская ЦРБ" работникам учреждения производится доплата за работу в особых климатических условиях - применяется коэффициент 1,20 к начисленной заработной плате, установленный на территории г. Алейска распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20 января 1975 года N39-р; поскольку размер месячной заработной платы П. с учетом доплаты за работу в особых климатических условиях меньше размера минимальной заработной платы, ей дополнительно начисляется и выплачивается доплата до МРОТ, которая не является оплатой за труд, соответственно к ней не может быть применен районный коэффициент; Федеральный закон от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (редакции от 02.12.2013 г.) не предусматривает применение районного коэффициента к МРОТ признаются судебной коллегией несостоятельными.
В силу ст. 129 ТК РФ в заработную плату включены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, тогда как при исчислении заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, районный коэффициент применяется свыше этого размера.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из системного толкования положений части 1 статьи 129, части 3 статьи 133, статьи 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2000 года N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от 02.12.2013 года N336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 01 января 2014 года установлен в размере 5 554 рубля в месяц.
Поскольку действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента за работу в неблагоприятных климатических условиях, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ, а в данном случае размер заработной платы П. по трудовому договору составляет менее 5 554 рубля на 1 ставку уже с учётом районного коэффициента, судебная коллегия приходит к выводу, что начисление заработной платы истцу происходит с нарушением действующего законодательства.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно признано право П. на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента к заработной плате, поскольку это соответствует действующему законодательству.
Таким образом, доводы жалобы в указанной части не влияют на законность решения, а имеющаяся система оплаты труда, в свою очередь, не должна противоречить действующему законодательству и нарушать права работника.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 20 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.