Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Рязанской А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Якутске
дело по заявлению Затеева Л.А. о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 03.11.2004 ГС N 793-III "О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска"
УСТАНОВИЛ:
Заявитель Затеев Л.А. обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 03.11.2004 ГС N 793-III "О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска", ссылаясь на то, что оспариваемым актом поселок Кангалассы без учета мнения населения, жителей этого поселка, был включен в состав территории города Якутска, в связи с чем был упразднен как самостоятельная административно-территориальная единица, утратил статус муниципального образования, переименован в микрорайон города Якутска, что привело к ограничению прав жителей поселка, в том числе заявителя, на осуществление местного самоуправления.
По мнению заявителя, оспариваемое решение законодательного органа субъекта Российской Федерации противоречит части 1 и части 2 статьи 130 Конституции РФ, части 1 и части 2 статьи 131 Конституции РС (Я), статье 13 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.03 г. N 131-ФЗ, статье 3 Закона Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)".
В судебном заседании заявитель Затеев Л.А. и его представитель Мыколаенко Е.Н., действующий на основании устного ходатайства, заявленного в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса РФ, требования поддержали, просят заявление удовлетворить.
Ссылаются на то, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта в пос. Кангалассы был образован местный представительный орган (Совет поселка), впоследствии постановлением городского собрания депутатов г. Якутска от 25.02.2003 г. было принято решение о создании внутригородского муниципального образования "Поселок Кангалассы".
Считают, что принятие оспариваемого нормативного правового акта нарушает установленный законодательством порядок упразднения муниципальных образований, требующий, в том числе, согласие населения соответствующих территорий на такое упразднение.
Представитель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников ВЮ., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 года N 1ГС-18, в судебном заседании с требованиями Затеева Л.А. не согласился. Суду пояснил, что обжалуемое постановление принято в соответствии с положениями Закона Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)" в редакции нормативного правового акта, действующей в период возникновения спорных правоотношений. Ссылается на статью 3 названного закона РС (Я), в соответствии с которой по состоянию на 03.11.2004 года изменение административно-территориального устройства республики осуществлялось Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) с согласия местных представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления по представлению Правительства республики.
Ссылается на часть 1 статьи 9 названного закона РС (Я), по правилам которой образование, преобразование, упразднение административно-территориальных единиц, решение вопроса об административном центре улуса производилось Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) и местных органов государственной власти в соответствии с настоящим законом.
Также указывает на Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), утвержденное Постановлением правительства РС (Я) от 29 апреля 1996 года N 194, устанавливающего порядок включения населенного пункта в состав другого населенного пункта, передачи населенного пункта из одной административно-территориальной единицы в другую.
Полагает, что обжалуемое постановление полностью соответствует указанным нормативным правовым актам. Считает, что требования заявителя основаны на противоречии постановления законодательным актам, действующим в редакции, вступившей в силу после возникновения спорных правоотношений.
Просит в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, заключение прокурора, полагавшего заявленные требования необоснованными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления по следующим основаниям.
Требования заявителя, касающиеся оспаривания постановления Закона на предмет проверки конституционности нормативного правового акта не подлежит рассмотрению верховным судом республики, так как разрешается в ином порядке, о чем вынесено определение Верховного суда РС (Я) от 15.01.2015 г.
Таким образом, заявление Затеева Л.А. об оспаривании Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 03.11.2004 ГС N 793-III рассматривается в рамках доводов заявителя о несоответствии его федеральному и региональному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
03.11.2004 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) принято постановление ГС N 793-III "О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска" (далее - Постановление ), опубликованное в печатных изданиях "Якутские ведомости", N 212, 13.11.2004,"Ил Тумэн", N 45, 12.11.2004.
Согласно статьям 71 и 72 Конституции Российской Федерации административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, а именно в редакции Федерального закона от 12.08.2004 N 99-ФЗ, в ч. 1 ст. 84 было установлено, что выборы органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях, образованных до вступления в силу 12 главы указанного Закона, проводятся в порядке и сроки, установленные уставами указанных муниципальных образований, за исключением случаев: изменения границ муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, повлекшего увеличение численности избирателей муниципального образования более чем на 10 процентов; преобразования муниципального образования в порядке, предусмотренном частью 3 настоящей статьи; продления или сокращения законом субъекта Российской Федерации или нормативным правовым актом органа местного самоуправления сроков полномочий органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах указанных органов и должностных лиц с днем голосования на иных выборах в порядке, установленном Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящей части, формирование органов местного самоуправления производится в порядке, установленном статьей 85 настоящего Федерального закона.
Содержанием статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 в названной редакции устанавливалось осуществление местного самоуправления на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
При этом частью 2 названной нормы предусматривалось установление и изменение границ территорий муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.
Положения части 1 статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 в названной редакции определяли, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Часть 2 той же статьи указывала на необходимость преобразования муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
В силу пункта "л" части 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Осуществляя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законом правовое регулирование вопроса административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия), отнесенного к ведению субъекта Российской Федерации, законодательный орган Республики Саха (Якутия) принял Закон Республики Саха (Якутия) от 06.07.1995 З N 77-I "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)".
Согласно части 2 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 06.07.1995 З N 77-I в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, а именно в редакции от 11.12.2002 г., изменение административно-территориального устройства республики осуществляется Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) с согласия местных представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления по представлению Правительства республики.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 06.07.1995 З N 77-I в той же редакции образование, преобразование, упразднение административно-территориальных единиц, решение вопроса об административном центре улуса производится Палатой Республики Государственного Собрания (Ил Тумэн) по представлению Правительства Республики Саха (Якутия) и местных органов государственной власти в соответствии с настоящим законом.
Как видно из материалов дела и установлено в ходе судебного разбирательства, на основании Закона РС(Я) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)" и постановления Правительства РС(Я) от 13.05.2000 N 270 "О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке решения вопросов административно - территориального устройства Республики Саха (Якутия)" постановлением главы администрации г. Якутска от 07.02.2001 N 35п были согласованы административные границы г. Якутска, наслегов и поселков, расположенных на административной территории, подчиненной администрации г. Якутска, в том числе границы пос. Кангалассы (приложение N 2 к названному постановлению).
Постановлением Палаты Республики Саха (Якутия) Государственного Собрания (Ил Тумэн) от 05.07.2001 ПР N 306-П "Об установлении административно-территориальной границы города республиканского значения Якутска" были установлены границы города республиканского значения Якутска по смежеству с Горным, Мегино-Кангаласским, Намским и Хангаласским улусами, включавшие в себя г. Якутск и территории пригородных населенных пунктов, что соответствовало ст. 131 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. При этом территория поселка Кангалассы находилась внутри территории города республиканского значения Якутска, что было закреплено в Уставе Муниципального образования "Город Якутск".
29.09.2002 по решению местного референдума образовано муниципальное образование "Город Якутск" в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутска, куда были отнесены населенные пункты, не являющиеся муниципальными образованиями: микрорайоны Марха, Кангалассы, село Табага, Тулагино-Кильдямский наслег (село Тулагино, село Капитоновка, село Кильдямцы, село Сырдах), Хатасский наслег (село Хатассы, село Владимировка), село Пригородное и муниципальное образование "Поселок Маган".
Указанное обстоятельство установлено, кроме прочего и вступившими в силу Определением Верховного Суда РФ от 22.06.2005 N 74-Г05-5, Определением Верховного Суда РФ от 19.04.2006 N 74-Г06-8, решением Верховного суда РС (Я) от 24.03.2005 N 3-20/05, и вопреки доводам заявителя означает отсутствие статуса муниципального образования у поселка Кангалассы.
На данный факт указывает и такое доказательство, как сведения Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я) от 17.02.2015 г. исх. N ... об отсутствии сведений о зарегистрированном уставе МО "Поселок Кангалассы" в государственном реестре уставов муниципальных образований, являющегося в соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" и части 5 Положения о порядке ведения государственного реестра уставов муниципальных образований и обеспечения доступности сведений, включенных в него (утв. Приказом Минюста России от 24.08.2005 г. 3 139) сводом сведений о прошедших государственную регистрацию уставах муниципальных образований и муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований.
При этом суд учитывает, что на указанный период действовали положения Федерального закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 которого предусматривалось наличие в муниципальном образовании устава, который принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Статьями 7 и 11 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.1998 З N 51-II "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований в Республике Саха (Якутия)" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, а именно в редакции от 15.06.2002, устанавливалось требование к государственной регистрации устава муниципального образования, внесении регистрирующим органом данных о муниципальном образовании в Реестр муниципальных образований Республики Саха (Якутия) и представлении необходимых документов для внесения муниципального образования в Федеральный реестр муниципальных образований в Российской Федерации. При этом вступление в силу устава муниципального образования, прошедшего государственную регистрацию, исчислялось со дня его официального опубликования.
По смыслу статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 42-З N 419-II "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Республике Саха (Якутия), установления и изменения их границ и наименований" устав муниципального образования вступает в силу после его государственной регистрации в установленном порядке и опубликования (обнародования) (часть 1). Факты образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований после государственной регистрации уставов муниципальных образований или изменений уставов муниципальных образований, а также прекращение действия уставов муниципальных образований отражаются в Реестре муниципальных образований Республики Саха (Якутия) в порядке, предусмотренном Законом Республики Саха (Якутия) "О порядке государственной регистрации уставов муниципальных образований" (часть 2). Правительство Республики Саха (Якутия) информирует органы государственной власти Российской Федерации об изменениях, вносимых в Реестр муниципальных образований Республики Саха (Якутия) (часть 3).
В силу статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 42-З N 419-II в случае решения вопроса об образовании муниципального образования на территории, не являющейся таковым образованием, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) назначает первые выборы представительного органа местного самоуправления в течение одного месяца со дня проведения местного референдума или принятия решения по вопросу образования муниципального образования собраниями (сходами) граждан населенных пунктов.
Согласно статье 10 Закона Республики Саха (Якутия) от 10.07.2002 42-З N 419-II при решении вопроса об образовании муниципального образования органы местного самоуправления в течение десяти дней со дня опубликования решения представительного органа местного самоуправления могут направлять в регистрирующий орган:
а) устав муниципального образования;
б) нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления об образовании муниципального образования или результаты соответствующего референдума, подтверждающие согласие населения соответствующей территории на образование муниципального образования.
Ссылка заявителя на состоявшиеся в поселке Кангалассы 10.06.1997 г. сход граждан и выборы представительного органа местного самоуправления (Совет поселка) на основании Указа Президента РС (Я0 от 08.04.1997 г. N 123 "Об организации местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)", Постановления Правительства РС (Я) от 28.04.1997 г. N 154, не указывает на приобретение поселком статуса муниципального образования в соответствии с действующим законодательством.
Содержанием статьи 15 Федерального закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривалось, что представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В отдельных поселениях названной нормой допускалась возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан при наличии соответствующих положений в уставе муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 24 Федерального закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ собрания (сходы) граждан могли созываться в муниципальном образовании для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливался уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Соответствующим законодательным актом в РС (Я) стал Закон Республики Саха (Якутия) от 27.11.1997 З N 211-I "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", в соответствии с частью 2 статьи 5 которого установление и изменение границ муниципальных образований должно осуществляться в порядке, установленном законом Республики Саха (Якутия) с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статьей 9 названного закона РС (Я) было установлено, что вопросы организации, экономические и финансовые условия осуществления местного самоуправления, структура, наименование, функции и полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц органов местного самоуправления определяются и устанавливаются уставом муниципального образования с учетом местных особенностей и традиций. В уставе муниципального образования указываются, в частности: структура и порядок формирования органов местного самоуправления; наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления; срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления. При этом устав муниципального образования подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, установленном законом Республики Саха (Якутия), и вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).
Из статьи 18 вышеназванного Закона РС (Я) следовало, что представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избранных на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании в соответствии с законом Республики Саха (Якутия).
Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В отдельных поселениях в соответствии с уставом муниципального образования на основе решения, принятого на общем собрании (сходе) граждан, полномочия представительного органа местного самоуправления могут осуществляться собранием (сходом) граждан (часть 2 статьи 18).
Деятельность представительного органа местного самоуправления регулируется уставом муниципального образования и регламентом представительного органа местного самоуправления (часть 3 стать 18).
По правилам статьи 32 названного закона РС (Я) в целях реализации положений Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия) о местном самоуправлении по формированию нормативной правовой базы и системы органов местного самоуправления в улусах (районах) и городе республиканского значения Якутске настоящим законом устанавливается переходный период к местному самоуправлению, действующий до формирования органов местного самоуправления, местного бюджета, муниципальной собственности в каждом муниципальном образовании и целостной системы органов местного самоуправления на всей территории Республики Саха (Якутия).
В переходный период решаются следующие задачи:
а) завершение формирования нормативной правовой базы, необходимой для становления местного самоуправления;
б) разработка и принятие к моменту вступления в силу настоящего закона республиканской программы государственной поддержки муниципальных образований и создание условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
в) принятие решений об образовании муниципальных образований и установление их границ и наименований;
г) разработка, принятие и регистрация уставов муниципальных образований;
д) выборы органов местного самоуправления;
е) формирование муниципальной собственности;
ж) подготовка кадров муниципальной службы.
Вышеисследованные правовые нормы в их взаимосвязи и совокупность материалов дела дают суду основания полагать, что в переходный период в отношении поселка Кангалассы не предпринимались соответствующие меры и не проводились необходимые мероприятия для возникновения у поселения статуса муниципального образования в соответствии с действующим на тот период законодательством. Устав муниципального образования как такового в отношении поселка Кангалассы не принимался и не регистрировался в установленном законом порядке, выборы представительного органа местного самоуправления в порядке, установленном нормативными правовыми актами. имеющими большую юридическую силу по отношению к Указам Президента РС (Я) и постановлениям Правительства РС (Я), не проводились. Законодательным нормативным правовым актом РС (Я) границы территории муниципального образования согласно части 2 статьи 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 27.11.1997 З N 211-I, а также части 2 статьи 5 принятого впоследствии Закона Республики Саха (Якутия) от 30.11.2004 171-З N 349-III "О местном самоуправлении в Республике Саха (Якутия)", в отношении поселка Кангалассы не устанавливались, никаких процедур по организации муниципальных образований на территории поселка Кангалассы со дня вступления в силу главы 12 Закона N 131-ФЗ и до момента принятия оспариваемого постановления не проводилось.
Следовательно, вопреки утверждению заявителя правовые нормы, регулирующие вопросы образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления или изменения их территорий, не распространяются на рассматриваемые судом правоотношения, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках законодательства об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации и в пределах его компетенции.
При этом суд учитывает, что Постановление городского Собрания депутатов г. Якутска от 25.02.2003 ПГС N 3-7/2 "Об образовании внутригородского муниципального образования "Поселок Кангалассы", на которое ссылается заявитель в обоснование своих доводов, и которым был установлен численный состав представительного органа внутригородского муниципального образования "Поселок Кангалассы" первого созыва в количестве ... депутатов, и назначены выборы в представительный орган внутригородского муниципального образования "Поселок Кангалассы" на 15 июня 2003 года (Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 29.04.2003 ПГС N 5-1/2 дата указанных выборов перенесена на 14.12.2003 г.), впоследствии было отменено Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 23.09.2003 ПГС N 9-2/2.
Постановлением городского Собрания депутатов г. Якутска от 03.08.2004 ПГС N 20-2 на основании наделения муниципального образования "Город Якутск" статусом городского округа "Город Якутск", в соответствии с Конституцией Республики Саха (Якутия), ст. 10 Закона Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)", Уставом муниципального образования "Город Якутск", городское Собрание депутатов города Якутска поселок Кангалассы, находящийся в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия), включен в городскую черту города Якутска.
Из содержания оспариваемого заявителем Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 03.11.2004 ГС N 793-III следует, что вопрос о включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска был решен законодательным органом субъекта с учетом постановления городского Собрания депутатов города Якутска от 3 августа 2004 года ПГС N 20-3 "О включении поселка Кангалассы, находящегося в составе города республиканского значения Якутск Республики Саха (Якутия), в городскую черту города Якутска", на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 14 октября 2004 года N 471 "О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутск Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска", а также статьи 9 Закона Республики Саха (Якутия) "Об административно-территориальном устройстве Республики Саха (Якутия)".
Данные действия Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) полностью соответствуют вышеприведенным положениям регионального законодательства об административно-территориальном устройстве субъекта РФ, не нарушают компетенции и полномочий нормотворческой деятельности органа государственной власти Республики Саха (Якутия).
При издании указанного постановления законодательного органа субъекта РФ согласия населения на решение соответствующего вопроса не требовалось. Положения Закона Республики Саха (Якутия) от 06.07.1995 З N 77-I в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, а именно в редакции от 11.12.2002 г., не предусматривали учет мнения населения по вопросам административно-территориального устройства Республики Саха (Якутия).
Более того, в силу п. 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, решение представительного органа власти и является одной из форм учета мнения населения.
Доводы заявителя о нарушении его прав на участие в местном самоуправлении не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства. До объединения и после объединения территориальных единиц сохраняется право заявителя на осуществление местного самоуправление в рамках одного и того же муниципального образования: Городского округа "Город Якутск".
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Оценивая вышеисследованные обстоятельства дела в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Затеева Л.А. о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Затеева Л.А. о признании недействующим и не подлежащим применению Постановления Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 03.11.2004 ГС N 793-III "О включении поселка Кангалассы в составе города республиканского значения Якутска Республики Саха (Якутия) в городскую черту города Якутска" отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья Л.А.Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 25.02.2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.