Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Ахкямова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания П.Н.В.,
с участием:
заявителя Ш.Р.Ф., его представителя Н.Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявление Ш.Р.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
УСТАНОВИЛ:
Ш.Р.Ф. обратился в Верховный Суд Удмуртской Республики с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной.
Данные требования заявителем обоснованы тем, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3149 кв.м., по адресу: Удмуртская Республика, "адрес". Использование земельного участка на праве аренды подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты", заключенного между Администрацией г.Ижевска и Ш.Р.Ф. По сведениям государственного кадастра недвижимости кадастровая стоимость земельного участка "данные изъяты" составляет "данные изъяты" руб. В то же время, согласно составленного по заказу истца отчету ООО " "данные изъяты"" N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость данного земельного участка, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, составила "данные изъяты" руб. Полагает, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что в свою очередь приводит к нарушению его прав как арендатора этого земельного участка. Поэтому просит установить кадастровую стоимость данного земельного участка площадью 3149 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" руб.
В судебном заседании Ш.Р.Ф. и его представитель Н.Л.И. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" Д.Н.В. в судебное заседание не явилась, представила пояснения согласно которым следует, что ФГБУ "ФКП Росреестра" не имеет заинтересованности к предмету иска, не является оценочной организацией, в том числе, осуществляющей определение кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. При этом не оспаривала достоверность представленного истцом отчета о рыночной стоимости земельного участка, одновременно указывая на то, что законодательством предусмотрена возможность определение кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости в судебном порядке.
Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель Управления Росреестра по Удмуртской Республике Т.Е.В.., представила суду пояснения, согласно которым следует, что что Управление является территориальным органом федерального органа государственной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и действует только в пределах компетенции, определенной действующим законодательством. Управление не возражает против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Представитель Правительства УР К.С.В. представил пояснения, согласно которым следует, что он возражает против удовлетворения заявленных требований, так как уменьшается налоговая база и соответственно уменьшаются налоговые поступления в местный бюджет. Просил рассмотреть дело в отсутствии представителя Правительства.
Представитель Администрации г.Ижевска в судебное заседание не явился был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судья рассмотрел дело при данной явке.
Дело рассмотрено в порядке главы 23 ГПК РФ.
В соответствующем порядке сторонам было разъяснены права и обязанности и распределено бремя доказывания.
Представители ФГБУ "ФКП Росреестра", Управления Росреестра по Удмуртской Республике, Правительства УР, Администрации г. Ижевска в судебное заседание не явились, представленный заявителем отчет рыночной стоимости земельного участка и экспертное подтверждение не оспаривали, ходатайств о проведении повторной оценки суду не заявили.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды N от ДД.ММ.ГГГГ Администрация г.Ижевска предоставила Ш.Р.Ф. в пользование земельный участок (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: для строительства кафе), с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 3149 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, "адрес".
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики.
Данным нормативным актом удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", предоставленный истцу по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ, определен в размере "данные изъяты". за кв.м., указанный участок отнесен к 5 виду разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, соответственно его кадастровая стоимость установлена в размере "данные изъяты" руб. Эти сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН).
Согласно отчета ООО " "данные изъяты"" N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 3149 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года составляет "данные изъяты" руб.
В соответствии с положительным экспертным заключением N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ, выполненным Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", членом которой является оценщик, следует, что отчет ООО " "данные изъяты"" N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости земельного участка общей площадью 3149 кв.м., с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес" соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в отчете расчет стоимости объекта оценки соответствует выбранным оценщиком подходам и методам.
Ш.Р.Ф., полагая, что кадастровая стоимость земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о государственном кадастре недвижимости установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно представленной кадастровой выписке из ГКН, кадастровой справке, кадастровая стоимость земельного участка на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" установлена в размере "данные изъяты" руб.
В соответствии с п.2 ст.66 Земельного Кодекса РФ (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей на момент проведения процедуры государственной кадастровой оценки спорного земельного участка, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Федеральный закон от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ) внесены изменения в п.3 ст.66 ЗК РФ.
Так, в соответствии с п.3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 июля 2007 года N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 275-О-О).
Данная позиция отражена и в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июня 2011 года N 913/11.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В подтверждение заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости истцом представлен отчет ООО " "данные изъяты"" N "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости спорного участка, которым подтверждается несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости. Экспертным заключением Некоммерческим партнерством " "данные изъяты"" подтверждено соответствие вышеназванного отчета требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральных стандартов оценки.
Возражений относительно достоверности содержащихся в указанном отчете сведений о рыночной стоимости спорного земельного участка и доказательств в подтверждение указанных возражений участвующими в деле лицами не представлено. Ходатайств о проведении повторной оценки рыночной стоимости ни кем из представителей заявлено не было.
Поскольку завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечет увеличение размера земельного налога, следует признать, что размер кадастровой стоимости непосредственно затрагивает интересы заявителя.
С учетом изложенного требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оснований для признания отчета об оценки и экспертного заключения недопустимым доказательством у суда не имеется. Отчет об оценки и заключение эксперта проведены в соответствии с требованиями Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N "данные изъяты".
С учетом изложенного требования заявителя в рамках заявленного предмета и оснований суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учета в ГКН сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Ш.Р.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью 3149 кв.м., расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Верховный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено судьей 5 февраля 2015 года.
Судья Верховного Суда
Удмуртской Республики Р.Р.Ахкямов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.