Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего
судей
Дивина Н.В.
Гулевой Г.В. и Маслова Д.А.
при секретаре Мальцевой Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе представителя Управления Министерства внутренних дел России по городу Архангельску Старицына А.Г. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 9 декабря 2014 года, по которому постановлено: "Иск ФИО2 к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Архангельску о понуждении к предоставлению дополнительных дней отдыха - удовлетворить.
Обязать Управление Министерства внутренних дел России по городу Архангельску предоставить ФИО2 время отдыха продолжительностью 371 день в календарном исчислении за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и праздничные дни, в ночное время, за получение и сдачу оружия за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года".
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел ФИО1 по городу Архангельску (далее - УМВД России по городу Архангельску) с требованиями о понуждении к предоставлению времени отдыха продолжительностью 371 дня в календарном исчислении за период с 1 января 2012 года по 31 августа 2014 за несение службы сверх установленной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, в ночное время, а также и за время, затраченное на получение и сдачу табельного оружия, сославшись на то, что проходит службу в органах внутренних дел по занимаемой должности "данные изъяты" ему установлена сокращенная 30-часовая рабочая неделя и нормированный рабочий день, между тем согласно табелям учета служебного времени за период с 1 января 2012 года по 31 августа 2014 года он привлекался к несению службы за пределами нормальной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, в ночное время, кроме того, в указанный период он в течение 13 смен нес службу на КПП "данные изъяты" с табельным оружием, которое получал перед каждой сменой в дежурной части УМВД России по городу Архангельску и, соответственно, сдавал после сдачи смены, затрачивая для этого личное время. Между тем в нарушение требований законодательства о прохождении службы полагающуюся в данном случае компенсацию в виде дополнительных дней отдыха не получил.
В судебном заседании ФИО2 заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель УМВД России по городу Архангельску Андрианов И.В. иск не признал, также пояснил, что согласно табелям учета служебного времени, утвержденным нанимателем, истцу произведена компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени (15 дней), а также в ночное время (276 час.), в выходные и нерабочие праздничные дни (63 час.) за декабрь 2012 года и 2013 год, дополнительное время отдыха может быть предоставлено в количестве 150 дней.
Третье лицо без самостоятельных требований - УМВД России по Архангельской области своего представителя в суд не направило, своего отношения к исковым требованиям не высказало.
Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился представитель УМВД России по городу Архангельску Старицын А.Г., в поданной апелляционной жалобе просит его отменить в части предоставления времени отдыха продолжительностью 26 дней за работу в ночное время и 30.6 дней за работу в праздничные дни, а также внесения в общий расчет службы сверх нормальной - оружие - ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что рапортов от истца о предоставлении дополнительных дней отдыха или присоединении их к отпуску в 2012-2013 годах не поступало, в связи с чем стало возможным накопление переработки. Первый рапорт о предоставлении дополнительных дней отдыха поступил 02.06.2014, в указанном рапорте он о предоставлении компенсации отказался. В такой ситуации был подготовлен график предоставления дополнительных отпусков отдыха, в соответствии с которым истцу было предоставлено 30 дополнительных дней отдыха, а также было разъяснено, что в соответствии с п. 13 Порядка замена денежной компенсации дополнительными днями отдыха за работу в ночное время и нерабочие праздничные дни не допускается. Не согласился с произведенным судом расчетом дополнительных дней отдыха в количестве 371 дней, поскольку в соответствии с п. 9 Порядка компенсации подлежит только 308,7 дней в календарном исчислении (1312 часов / 4 часа 15 минут). Работа в праздничные дни (130 часов) и работа в ночное время (552 часа) уже включены в общий расчет равный 1312 часов. Обращает внимание, что одинарная часовая ставка и часовая ставка не равны окладу денежного содержания сотрудника и не могут быть переведены в дополнительные дни отдыха. Не обоснованно суд принял в качестве доказательства табеля, поскольку табеля специального приемника для содержания лиц, подвергнутых административному аресту УМВД, сотрудниками кадрового и правового отделений не проверялись, следовательно нельзя делать вывод о их точном соответствии действительности. В предоставленных табелях имеется прямое нарушение п. 11 Инструкции в части заполнения колонок 12 - 14, где указывается количество часов / дней, подлежащих компенсации, а не количество часов / ночных часов, подлежащий компенсации как указано в табелях. Также судом необоснованно внесены в общий расчет несения службы сверхнормальной продолжительности времени, время, затраченное на получения табельного оружия, в количестве 6,1 календарных дней. Так, табели учета рабочего времени содержат подписи истца, следовательно, истец знал о количестве часов сверхурочной работы по окончанию учетного периода - календарного месяца, он был согласен с данными учета в табелях, требований о включении в табель учета рабочего времени, времени получения и сдачи табельного оружия не выдвигал и только 10 сентября 2014 года обратился в суд. Таким образом, полагает, что исходя из даты подачи заявления в суд, не пропущенным может быть признан только срок по требованиям о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период, указанный в табелях учета рабочего времени. Кроме того, судом не учтено, что истец, проживая в "данные изъяты" минутах пути до здания УМВД не затрачивал заявленные 2 часа на получение и сдачу оружия, таким образом, судом в рабочее время включено время следования истца к месту несения службы и с нее, что согласно Правил внутреннего распорядка в служебное время не входит.
Изучив материалы дела, выслушав представителя УМВД России по городу Архангельску Старицына А.Г., а также ФИО2 и его представителя Суханова С.И., обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее от ФИО2, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не усматривает, исходя из следующего.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что "данные изъяты" ФИО2 проходит службу в органах внутренних дел в должности "данные изъяты" УМВД России по гор. Архангельску, ему установлена общая продолжительность рабочего времени - 30 часов в неделю.
За период с 1 января 2012 года по 31 августа 2014 года истец привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, в ночное время, при этом дополнительные дни отдыха ему предоставлены не были.
5 сентября 2014 года ФИО2 обращался с рапортом на имя начальника УМВД России по городу Архангельску о предоставлении, в том числе и при убытии в отпуск, дополнительных дней отдыха, согласно выполненным служебным обязанностям сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные, праздничные дни, в ночное время. Однако вопрос о предоставлении истцу дней отдыха ответчиком решен не был.
Согласно табелям учета рабочего времени за период с 1 января 2012 года по 31 августа 2014 года, составленных с нарастающим итогом, ФИО2 отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени 1312 часа, в выходные и праздничные дни - 130 часов, в ночное время - 552 часа.
Кроме того, истец нес службу на КПП "данные изъяты" УМВД России по городу Архангельску с табельным оружием, всего отработал 13 смен.
Его смена начиналась в 09 часов 00 минут в "данные изъяты", расположенном по адресу "адрес". Оружие перед сменой ФИО2 получал в дежурной части УМВД России по городу Архангельску, по адресу: "адрес" в 08 часов 00 минут, сдавал оружие после окончания смены в 10 часов 00 минут, а получение и сдача огнестрельного оружия входила в его должностные обязанности как полицейского "данные изъяты".
Истец каждую смену фактически отработал еще на 2 часа больше, что составляет 26 часов (13 смен *2) или 6,1 дней (13 /4 часа 15 минут = 6,1).
При таких обстоятельствах, удовлетворяя заявленный ФИО2 иск и возлагая обязанность на УМВД России по городу Архангельску предоставить ему время отдыха продолжительностью 371 день в календарном исчислении за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и праздничные дни, в ночное время, за получение и сдачу оружия за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года, суд первой инстанции правильно исходил из расчета: 1312 часов /4 часа 15 минут = 308,7 дней, 552 часа за работу в ночное время/5/4 часа 15 минут = 26 дней, 130 часов за работу в праздничные дни/4 часа 15 мин.=30,6 дней, 26 часов за получение и сдачу оружия/4 часа 15 минут=6,1 дней в календарном исчислении.
Судебная коллегия с решением и выводами суда согласна, поскольку они мотивированы, основаны на нормах материального права и представленных доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка, поэтому доводы подателя апелляционной жалобы находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 53 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона приказом МВД России от 19.10.2012 года N 961 был утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее - Порядок).
Согласно пунктам 9, 10 и 15-18 указанного Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и виде компенсации.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Суд правильно руководствовался указанными правовыми нормами при разрешении заявленного ФИО2 спора, поэтому ссылка подателя апелляционной жалобы на нарушение судом норм материального права необоснованна.
Является несостоятельным и довод жалобы представителя ответчика о том, что компенсации подлежат только 308,7 дней в календарном исчислении (1312/4 часа 15 минут) со ссылкой на то, работа истца в праздничные дни (130 часов) и в ночное время (552 часа) уже включены в общий расчет равный 1312 часов, поскольку пунктом 9 вышеупомянутого Порядка установлено, что сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха как за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, так и за работу в ночное время, а также предоставляется дополнительный день отдыха за привлечение к службе в выходной или нерабочий праздничный день. Не свидетельствует об ином либо об ошибочности произведенных судом расчетов также ссылка подателя апелляционной жалобы на пункты 61, 62,2 и 62.3 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 31.01.2013 N 65, поскольку указанными положениями правовых норм лишь предусмотрен порядок компенсационной выплаты за работу в нерабочие праздничные дни в размере одинарной ставки и в ночное время - 20% часов ставки сотрудникам, привлеченных к исполнению служебных обязанностей, в пределах нормальной продолжительности служебного времени.
Факт привлечения ФИО2 к исполнению служебных обязанностей за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 1312 часа, а также в выходные и праздничные дни - 130 часов, в ночное время - 552 часа подтвержден табелями учета его рабочего времени, которые в установленном законом порядке никем не оспорены, в отношении должностных лиц, их составивших служебная проверка не проводилась, как сами табеля, так и сведения, указанные в них в отношении истца недействительными не признавались. Не оспаривается представителем ответчика в жалобе и факт получения истцом табельного оружия в 8 часов утра, то есть за час до смены и его сдача в 10 часов утра следующего дня, то есть спустя час после смены, что составляет дополнительно исполнение служебных обязанностей ФИО2 в спорный период за 13 смен в количестве 26 часов (13х2=26), поскольку в указанный период времени истец не имел возможности использовать эти часы по своему усмотрению. Получение и сдача ФИО2 огнестрельного оружия входило в его должностные обязанности и это не было связано к затраченным им временем к месту следования истца на службу от места проживания, поскольку табельное оружие он получал в дежурной части УМВД России по городу Архангельску, расположенной по адресу: "адрес", а проходил службу в "данные изъяты", расположенном по адресу "адрес".
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора не может послужить основанием для отмены вынесенного судом решения, поскольку судья вправе применить последствия пропуска срока (отказать в иске), если о пропуске срока заявлено ответчиком до вынесения судом решения. Поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции довод о пропуске срока обращения в суд ответчиком заявлен не был, отсутствуют основания для его проверки и рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенного суд правильно произвел расчет компенсации дней отдыха истцу, возложив на УМВД России по городу Архангельску обязанность предоставить ФИО2 время отдыха продолжительностью 371 день в календарном исчислении.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, нарушений норм материального и процессуального закона не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 9 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления Министерства внутренних дел России по городу Архангельску Старицына А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Н.В.Дивин
Судьи:
Г.В.Гулева
Д.А.Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.