Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,
судей Бланару Е.М. и Хмара Е.И.,
при секретаре Анисимовой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 04 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 03 декабря 2014 года, которым постановлено:
"иск Прокопьева О.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно, удовлетворить.
Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Прокопьеву О.В..
Признать за Прокопьевым О.В. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 03 февраля 2014 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области назначить Прокопьеву О.В. трудовую пенсию по старости с 03 февраля 2014 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области в пользу Прокопьева О.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 рублей 00 копеек.".
Заслушав доклад судьи областного суда Бланару Е.М., суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Прокопьев О.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее - ГУ УПФ РФ в г.Северодвинске) о признании недействительным решения ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N, которым ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа медицинской деятельности. Считал данный отказ незаконным. Полагал, что ответчик необоснованно не включил в его специальный стаж (в том числе в льготном исчислении) периоды работы в должности "данные изъяты" ГБУЗ " "данные изъяты"", директора "данные изъяты", обучения на курсах повышения квалификации, отпусков без сохранения заработной платы, командировок, учебных отпусков, прогул. Полагал, что на дату подачи заявления 03.02.2014 его специальный стаж медицинской деятельности, требуемый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, составил более 30 лет. Просил признать недействительным решение в части отказа в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 03.02.2014 и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с указанной даты.
В судебном заседании истец Прокопьев О.В. на исковых требованиях настаивал, просил удовлетворить по изложенным основаниям.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в отсутствие представителей ответчика и третьего лица ГБУЗ Архангельской области " "данные изъяты"", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, представитель ответчика просил рассмотреть дело без его участия, с иском не согласился, представитель третьего лица ходатайствовал об удовлетворении требований истца.
Судом постановлено указанное решение, с которым не согласился ответчик ГУ УПФ РФ в г.Северодвинске. В апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судом решения, ввиду неправильного применения судом норм материального права, представитель учреждения Павлюк И.В. просит его отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать.
Указывает, что суд, удовлетворяя исковые требования Прокопьева О.В., дал в решении суда оценку только периоду работы истца в качестве врача-интерна, однако другие периоды, включенные судом в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении, не мотивированы, основания их учета в таком порядке не приведены, а часть периодов вообще не рассмотрена судом.
При этом ответчик не согласен с выводом суда о включении в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении периода работы врачом-интерном, поскольку они не являются врачами-специалистами, чья деятельность может быть исчислена при определенных условиях в льготном исчислении. Врач-интерн проходит обучение, его нагрузка согласно учебному плану не должна превышать 50 % нагрузки врача-специалиста. Свои функции врач-интерн осуществляет под руководством врача-специалиста. Специальность врач-интерн получает после окончания интернатуры, только с этого момента он может относиться к врачам-специалистам. Вывод суда о том, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлял лечебную деятельность как врач "данные изъяты" в отделении "данные изъяты" профиля, считает бездоказательным. В материалах дела приказ о назначении истца в этот период на штатную должность врача "данные изъяты" отсутствует.
Включая в стаж медицинской деятельности в льготном исчислении периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, командировок, учебные отпуска, суд не учел, что часть указанных периодов приходится на медицинскую деятельность истца, учтенную пенсионным органом в календарном, а не льготном порядке. Кроме того, судом допущена арифметическая ошибка при подсчете стажа в указанные периоды в льготном исчислении.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчика и третьего лица ГБУЗ Архангельской области " "данные изъяты"", надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, представитель третьего лица просит рассмотреть дело без своего участия. При таких обстоятельствах в соответствии с частями 3-5 статьи 167, частью 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав истца, не согласившегося с доводами апелляционной жалобы, считающего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 статьи 27 названного Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Список N781), предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность в родильном доме, в психоневрологическом интернате.
В силу пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 (далее - Правила N 781), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы: в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев.
Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, предусмотрены, среди прочего, отделения хирургического профиля стационаров родильных домов, в том числе акушерское, акушерское физиологическое, акушерское обсервационное, акушерское патологии беременности, гинекологическое, родовое (родильное) и должности оперирующих врачей-специалистов всех наименований.
Как указано в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", положения которого могут применяться к периодам работы истца с учетом Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 было установлено, что врачам-хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров один год работы считать за один год и шесть месяцев.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения СССР от 21 июля 1988 года N 579, Указанием Минсоцзащиты РФ от 26 марта 1993 года N 1-28-У врачи-акушеры-гинекологи по характеру выполняемой работы относятся к врачам-хирургам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 01 августа 1989 года по дату подачи заявления в пенсионный орган (за исключением периода работы директором "данные изъяты" с 19.11.2001 по 18.06.2003) - 03.02.2014 истец осуществлял лечебную деятельность в различных должностях в "данные изъяты" г.Северодвинска Архангельской области, реорганизованного в МУЗ " "данные изъяты"" Северодвинска Архангельской области, переименованного в ГБУЗ АО " "данные изъяты"", в том числе с 01.08.89 по 01.07.90 врачом-интерном, с 02.07.90 по 31.12.90 врачом "данные изъяты" отделения, с 01.01.91 по 25.10.92 врачом "данные изъяты" отделения "данные изъяты", с 26.10.92 по 25.12.92 исполняющим обязанности заведующего отделением - "данные изъяты", с 26.12.92 по 27.04.98 заведующим отделением - врачом акушером-гинекологом отделения патологии беременности, с 28.04.98 по 04.01.98 заведующим отделением - "данные изъяты", с 01.01.00 по 18.11.01 врачом "данные изъяты", с 16.07.03 по 15.05.05 врачом "данные изъяты", с 16.05.05 по 25.09.05 врачом "данные изъяты", заведующим "данные изъяты" отделения, с 26.09.05 по 02.02.14 заместителем "данные изъяты".
03 февраля 2014 года Прокопьев О.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N в назначении трудовой пенсии по старости истцу было отказано в связи с недостаточностью стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ N стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, был установлен продолжительностью 23 года 8 месяцев 18 дней.
При этом спорные периоды работы истца были учтены в стаж лечебной деятельности следующим образом: с 01.08.89 по 01.07.90 врачом-интерном календарно, с 02.07.90 по 31.12.90 врачом "данные изъяты" отделения календарно, с 01.01.91 по 25.10.92 врачом "данные изъяты" отделения "данные изъяты" календарно, с 26.10.92 по 25.12.92 исполняющим обязанности заведующего отделением - "данные изъяты" отделения "данные изъяты" календарно, с 26.12.92 по 27.04.98 врачом "данные изъяты" отделения "данные изъяты" календарно, с 28.04.98 по 04.01.99 заведующим отделением - врачом "данные изъяты" отделения "данные изъяты" календарно, с 05.01.99 по 31.12.99 врачом "данные изъяты" отделения "данные изъяты" календарно, с 01.01.00 по 18.11.01 врачом "данные изъяты" отделения "данные изъяты" 1 год как 1 год 6 месяцев, с 16.07.03 по 25.09.05 врачом "данные изъяты", заведующим "данные изъяты" отделения "данные изъяты" 1 год как 1 год 6 месяцев, с 26.09.05 по 02.02.14 заместителем "данные изъяты" календарно.
В специальный стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности не были учтены оспариваемые периоды обучения истца на курсах повышения квалификации 228 дней, командировок 53 дня, учебных отпусков 64 дня, всего 345 дней, в указанном учреждении, а также период работы директором "данные изъяты" с 19.11.01 по 18.06.03.
Разрешая спор и включая в стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении (1 год как 1 год 6 месяцев) спорные периоды работы истца в должности врача акушера-гинеколога в отделениях родильного дома, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что данные отделения относятся к отделениям хирургического профиля стационаров родильных домов, предусмотренных законодательством для исчисления такого стажа в льготном порядке.
Судебная коллегия согласна с таким выводом суда, основанным на нормах пенсионного законодательства (в том числе действовавшего на момент спорных периодов) и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Положения о родильном доме, утвержденного Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N (утратившего силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12 ноября 2009 года N893), стационар родильного дома включает в себя приемно-смотровые помещения, помещения для выписки, родовое физиологическое отделение (помещения родового блока), отделения (палаты) патологии беременности, послеродовое физиологическое, обсервационное, для новорожденных, гинекологическое.
Как указано в Письме Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 1997 года N 2510/8568-97-32, структурные подразделения больничных учреждений, предназначенные для оказания родовспоможения, именуются акушерскими отделениями (акушерскими физиологическими, акушерскими обсервационными, акушерскими патологии беременности) и являются отделениями хирургического профиля.
Как следует из материалов дела, в связи с тем, что при формировании штатных расписаний должностными лицами "данные изъяты" г.Северодвинска были допущены ошибки в части наименований структурных подразделений и должностей, а именно наименования структурных подразделений и должностей не соответствовали действующим в то время нормативным документам, приказом главного врача МУЗ " "данные изъяты"" от ДД.ММ.ГГГГ N103-О с 1990 года приведены в соответствие с нормативными документами наименования структурных подразделений и должностей: физиологическое отделение переименовано в акушерское физиологическое отделение, отделение патологии переименовано в акушерское отделение патологии беременности без изменения функций отделений, в связи с чем внесены соответствующие изменения в штатное расписание, тарификационные списки, в лицевые счета, личные карточки работников, приказом учреждения от ДД.ММ.ГГГГ N в трудовую книжку истца также внесены подобающие записи.
Таким образом, работа истца в указанных отделениях родильного дома в должности врача "данные изъяты" правомерно отнесена судом к работе в отделениях хирургического профиля стационаров "данные изъяты", работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности 1 год как 1 год 6 месяцев, что дополнительно составит 4 года 7 мес. 9 дней.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о включении в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении спорного периода работы истца в должности врача-интерна в "данные изъяты" г.Северодвинска с 01.08.1989 по 01.07.1990 со ссылкой на то обстоятельство, что в указанный период Прокопьев О.В. осуществлял лечебную деятельность в качестве врача "данные изъяты" в отделениях хирургического профиля стационара (акушерском физиологическом отделении, акушерском отделении патологии беременности, родовом отделении, акушерском обсервационном отделении), то есть в той должности и в том структурном подразделении учреждения здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Однако такой вывод суда не соответствует фактическим обстоятельствам дела и сделан с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Одногодичная специализация (интернатура) врачей - выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских высших учебных заведений и медицинских факультетов университетов по основным клиническим специальностям непосредственно по окончании ими указанных учебных заведений была введена Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 05 июля 1968 года N 517 "О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране".
В соответствии с Положением об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44 "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре") одногодичная специализация (интернатура) является обязательной формой последипломной подготовки выпускников лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, по окончании которой врачам-интернам присваивается квалификация врача-специалиста. Основной задачей интернатуры является улучшение практической подготовки выпускников медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, повышение профессионального уровня и степени их готовности к самостоятельной врачебной деятельности. Срок подготовки в интернатуре 1 год: начало подготовки 1 августа, окончание 1 июля. По окончании срока подготовки в интернатуре врачи сдают выпускной экзамен по специальности. Врачам-интернам, после окончания интернатуры и сдачи выпускного экзамена по специальности, выдается удостоверение с указанием присвоенной квалификации врача-специалиста.
В номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 года N 377, должность врач-интерн выделена как самостоятельная должность, отличающаяся от врача-специалиста.
В соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников здравоохранения, утвержденными Постановлением Министерства труда РФ от 17 ноября 1992 года N 37, должностные обязанности врача-интерна и врача-специалиста не идентичны. Так, врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста, обладает правами и несет ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе, выполняет рабочую нагрузку по каждой специальности, устанавливаемой на основании типовых планов подготовки врачей-интернов.
Анализ приведенных норм права позволяет прийти к выводу о том, что врач-интерн не является врачом-специалистом, поскольку период прохождения интернатуры - это период послевузовского профессионального образования и обязательной профессиональной подготовки. Специальность по определенному разделу медицины врач-интерн получает после окончания интернатуры, только после этого он может относиться к врачам-специалистам, о чем ему выдается соответствующий документ.
Приказом Областного отдела здравоохранения N от ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев О.В. после окончания мединститута направлен для прохождения интернатуры в "данные изъяты" г.Северодвинска, руководителями производственной практики назначены врачи Абрамова Р.Н., Меньшикова В.И., Якимова Н.С.
Приказом "данные изъяты" N1 г.Северодвинска N от ДД.ММ.ГГГГ истец принят в учреждение на должность врача-интерна с 01.08.1989 без указания структурного подразделения учреждения.
Согласно трудовой книжке Прокопьев О.В. принят на работу в родильный дом на должность врача-интерна с 01.08.1989, на должность врача акушера-гинеколога физиологического отделения он был переведен лишь с 02.07.1990. Аналогично его должность "врач-интерн" поименована в личной карточке работника, лицевом счете.
Приказа учреждения о назначении истца на штатную должность врача-акушера-гинеколога в спорный период или о выполнении обязанностей по указанной штатной должности в материалах дела не имеется.
Учитывая, что занимаемая истцом в спорный период должность врача-интерна является самостоятельной, то правовых оснований для установления тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности в данной должности с иной самостоятельной должностью врача акушера-гинеколога (врача-специалиста) у суда первой инстанции не имелось.
Доказательства выполнения истцом в спорный период постоянно самостоятельно и фактически функциональных обязанностей оперирующего врача-специалиста, непосредственного участия в проведении оперативных вмешательств, то есть осуществления функций оперирующего врача-специалиста (врача-акушера-гинеколога) в отделениях хирургического профиля стационара, также не представлены.
То обстоятельство, что согласно справке ГБУЗ АО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ Прокопьев О.В., работая в должности врача-интерна, выполнял обязанности врача- "данные изъяты", проводя несколько родов у пациенток, не свидетельствует о выполнении истцом функций оперирующего врача-специалиста в полном объеме, учитывая, что имеются сведения о проведении родов только в 1989 году (30.08.1989, 08.09.1989, 17.09.1989, 18.09.1989, 26.09.1989).
Более того, интернатуру истец окончил лишь 01.07.1990, следовательно, квалификацию врача-специалиста в спорный период он еще не имел.
При таких обстоятельствах оснований для включения в стаж лечебной деятельности, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, периода работы истца в должности врача-интерна с 01.08.1989 по 01.07.1990 в льготном порядке 1 год как 1 год и 6 месяцев судебной коллегией не усматривается.
Включая в стаж лечебной деятельности истца периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в командировках и учебных отпусках, суд первой инстанции принял во внимание, что в указанные периоды трудовые правоотношения учреждения с Прокопьевым О.В. не прекращались, за ним сохранялось место работы и должность, выплачивалась средняя заработная плата, с которой производились в полном объеме отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с действующим законодательством, что соответствует материалам дела. При этом учитывая указанные периоды в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев, суд исходил из того, что в названные периоды он выполнял работу, подлежащую зачету в специальный стаж также в льготном исчислении.
Между тем, судом не учтено, что период работы истца с 26.09.2005 по 02.02.2014 в должности заместителя "данные изъяты" ГБУЗ АО " "данные изъяты"" учтен пенсионным органов в календарном порядке.
Таким образом, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в командировках после 26.09.2005 подлежат зачету в специальный стаж лечебной деятельности, требуемый для назначения трудовой пенсии досрочно, также в календарном исчислении.
С учетом изложенного, в льготном исчислении в стаж лечебной деятельности истца подлежат включению: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.09.91 по 22.09.91, с 14.03.94 по 27.03.94, с 10.05.95 по 22.06.95, с 08.01.01 по 03.02.01; в командировках с 17.05.93 по 21.05.93, с 13.05.96 по 17.05.96, с 05.12.96 по 05.12.96, с 04.10.03 по 10.10.03, с 12.10.04 по 14.10.04; в учебных отпусках с 16.10.00 по 31.10.00, с 17.04.01 по 24.05.01, с 17.11.03 по 27.11.03, всего 183 дня, что в льготном исчислении составит 9 мес. 4 дня.
В календарном исчислении подлежат учету: периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 30.10.06 по 23.12.06, с 29.10.07 по 02.11.07, с 14.01.08 по 08.02.08, с 02.07.08 по 04.07.08, с 30.10.11 по 18.11.11, с 28.01.13 по 22.02.13; в командировках с 12.10.05 по 15.10.05, с 01.10.07 по 06.10.07, с 28.09.09 по 01.10.09, с 27.09.10 по 30.09.10, с 31.05.11 по 03.06.11, с 24.09.12 по 28.09.12, с 25.08.13 по 27.08.13, с 18.09.13 по 20.09.13, всего 162 дня, что в календарном исчислении составит 5 мес.12 дней.
Таким образом, при смешанном льготном исчислении вышеуказанных периодов до 26.09.2005 и в календарном исчислении после указанной даты, стаж лечебной деятельности истца всего составит 1 год 2 мес. 16 дней.
Относительно периода работы истца в качестве директора "данные изъяты" с 19.11.2001 по 18.06.2003 и периода работы в должности заместителя "данные изъяты" ГБУЗ АО " "данные изъяты"" с 26.09.2005 по 02.02.2014 судебная коллегия полагает следующее.
Вышеуказанным Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность, в том числе в психоневрологическом интернате.
Положениями пункта 4 вышепоименованных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, установлено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., а в качестве главной медицинской сестры - независимо от времени, когда выполнялась эта работа, засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей.
Согласно пункту 5.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N377 (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.10.1999 N1943), действовавшего до 01.12.2008, врачам - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям - врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности. Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.
По сообщениям ГБСУ СО ССЗН АО " "данные изъяты"" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ (ранее до переименования - "данные изъяты") в спорный период работы истец врачебную деятельность не осуществлял, что подтверждается актом документальной проверки ГУ УПФ РФ в Приморском районе Архангельской области N от 23.04.2012, отсутствием сведений персонифицированного учета с указанием льготного характера работы, представленных учреждением, и не оспаривается истцом в судебном заседании апелляционной инстанции.
Доказательств выполнения истцом работы в должности и в структурном подразделении, предусматривающих возможность учета лечебной деятельности в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев в режиме предусмотренной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки для данной должности, с 26.09.2005 по 02.02.2014 в материалах дела не имеется, сведений персонифицированного учета с указанием данного периода для льготного исчисления, работодателем также не представлено, что само по себе не оспаривается истцом в судебном заседании апелляционной инстанции.
С учетом изложенного, оснований для включения спорного периода работы в качестве директора "данные изъяты" с 19.11.2001 по 18.06.2003 в стаж лечебной деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не имеется, равно как и для учета в такой стаж периода работы в должности заместителя "данные изъяты" ГБУЗ АО " "данные изъяты"" с 26.09.2005 по 02.02.2014 в льготном порядке 1 год как 1 год и 6 месяцев, что признается истцом в судебном заседании апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N173-ФЗ определено, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой же статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть трудовой пенсии).
Принимая во внимание вышеизложенное, стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности, на дату обращения за назначением такой пенсии, то есть на 03.02.2014 составляет 29 лет 6 мес. 13 дней (23 года 8 мес.18 дней учтенных пенсионным органом + 4 года 7 мес. 9 дней работа истца в отделениях хирургического профиля родильного дома в должности врача акушера-гинеколога дополнительно + 1 год 2 мес. 16 дней при смешанном льготном исчислении до 26.09.2005 и в календарном исчислении после указанной даты периодов нахождения на курсах повышения квалификации, командировках и учебных отпусках = 29 лет 6 мес. 13 дней), что менее требуемых 30 лет.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для признания незаконным решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании за истцом права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 03 февраля 2014 года, обязании назначить ему трудовую пенсию по старости досрочно с указанной даты.
При таких обстоятельствах с учетом требований пунктов 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Прокопьева О.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 03 декабря 2014 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Прокопьева О.В. к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 03 февраля 2014 года, обязании назначить трудовую пенсию по старости досрочно с 03 февраля 2014 года отказать.
Председательствующий |
М.В. Кожемякина |
Судьи |
Е.М. Бланару |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.