Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.,
судей Борисихиной С.А., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Борисихиной С.А.
при секретаре Бондаренко Д.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Краснодарскому краю Дегтярева В.Е. на решение Первомайского районного суда г.Краснодара от 25 ноября 2014 г.,
УСТАНОВИЛА:
Висторопский С.И. обратился в суд с иском, в котором просил обязать ГУ МВД России по Краснодарскому краю, военный комиссариат Краснодарского края продлить ему выплату пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", поскольку ответчики незаконно отказывают ему в выплате пенсии как за счет средств Министерства обороны РФ, так и по линии МВД РФ.
В судебном заседании представитель Висторопского С.И. по доверенности Юрченко Е.Н. исковые требования поддержала, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю Дубонос Л.В. в судебном заседании иск не признала, просила отказать в его удовлетворении.
Представитель военного комиссариата Краснодарского края Ляшенко В.Н. в судебном заседании пояснил, что поскольку Висторопский С.И. службу в Министерстве обороны Кыргызстана не проходил, оснований для назначения ему пенсии за счет средств Министерства обороны РФ не имеется.
Обжалуемым решением исковые требования Висторопского С.И. удовлетворены, суд обязал ГУ МВД России по Краснодарскому краю продлить Висторопскому С.И. с " ... " выплату пенсии по выслуге лет на территории Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В апелляционной жалобе представитель ГУ МВД России по Краснодарскому краю Дегтярев В.Е. просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 25 ноября 2014 г. отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, приказом Управления пожарной безопасности " ... " от " ... " " ... " начальник Государственной противопожарной службы Военизированной противопожарной части " ... " " ... " Управления пожарной безопасности " ... " Агентства по пожарной безопасности " ... " подполковник Висторопский С.И. уволен в запас с действительной военной службы по статье 103 п. "а" (по возрасту -по достижении предельного возраста состояния на воинской службе).
Выслуга лет истца на день увольнения составила 25 лет 05 месяцев в календарном исчислении и 36 лет 08 месяцев в льготном исчислении.
На территории Кыргызской Республики Висторопский С.И. получал пенсию за выслугу лет, назначенную ФПО Агентства по пожарной безопасности при МЧС Кыргызской Республики с " ... "
После переезда на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, на территорию Краснодарского края, " Ф.И.О. "4 обращался к ответчикам заявлениями о продлении выплаты пенсии.
Письмом Центра социального обеспечения военного комиссариата Краснодарского края Министерство обороны РФ от " ... " истцу отказано в выплате пенсии за счет средств Министерства обороны РФ, поскольку он не проходил службу в Министерстве обороны Кыргызстана.
Письмом ГУ МВД России по Краснодарскому краю от " ... "г. N " ... " истцу также отказано в назначении пенсии со ссылкой на то, что Соглашением, а также иными международными правовыми актами на Министерства внутренних дел России обязанность пенсионного обеспечения лиц рядового и начальствующего состава, проходивших перед увольнением службу в структурных подразделениях других министерств и ведомств Содружества, не входящих в систему внутренних дел, при переезде их на постоянное жительство из одного государства в другое не возлагается.
На основании решения Первомайского районного суда г.Краснодара от 5 декабря 2012 г., вступившего в законную силу 12 февраля 2013 г., пенсионное дело Висторопского С.И. было принято Отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю для продления выплаты пенсии на территории Российской Федерации
В связи с отменой данного решения суда, Отделом пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения ГУ МВД России по Краснодарскому краю с 1 октября 2014г. выплата пенсии Висторопскому С.И. была приостановлена.
Согласно пункта 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация и Кыргызская Республика являются участниками Соглашений стран Содружества Независимых Государств от " ... "г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", от " ... " "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" и от " ... " "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств".
Указанные Соглашения устанавливают социальные и правовые гарантии военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, а в качестве основополагающих принципов предусматривают сохранение уровня прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей законодательством бывшего Союза ССР, и недопустимость их одностороннего ограничения. Государствам - участникам СНГ предоставлено право принимать меры, направленные на усиление социальной защиты, включая пенсионное обеспечение, указанной категории граждан. Соблюдение государствами - участниками СНГ принципа сохранения уровня ранее предоставленных прав и льгот в области пенсионного обеспечения обеспечивает реализацию права на получение пенсии за выслугу лет, возникшего в одном государстве - участнике, при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего на постоянное место жительства в любое из государств - участников СНГ.
Статья 1 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Гражданам государств - участников Соглашения пенсия назначается по месту жительства (пункт 1 статьи 6).
Статья 7 Соглашения предусматривает сохранение выплаты назначенной пенсии при переезде пенсионера на постоянное место жительства в другое государство - участник Соглашения. При этом пересмотрен может быть только размер пенсий, изменение таких оснований для назначения пенсии как возраст, трудовой стаж Соглашением не предусмотрено.
В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) действие закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 названного Закона пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами (соглашениями).
Согласно пункта "б" статьи 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N4468-1 МВД РФ осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Поскольку истец не проходил службу в Министерстве обороны Кыргызской Республики, вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для назначения и выплаты пенсии Висторопскому С.И. за счет средств Министерства обороны РФ является законным и обоснованным.
Принимая во внимание то, что истец является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации, выплата пенсии Кыргызской Республикой прекращена и действующее законодательство, регулирующее организацию и порядок выплаты пенсии пенсионерам, прибывшим в Российскую Федерацию из стран СНГ, сохраняет за гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы из Вооруженных Сил государств - участников СНГ, и по законодательству этих государств имеющими право на получение военной пенсии за выслугу лет, такое же право на выплату пенсии за выслугу лет и на территории Российской Федерации, истец имеет выслугу лет, установленную законодательством Российской Федерации, судебная коллегия полагает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на ответчика ГУ МВД России по Краснодарскому краю обязанности продлить истцу выплату пенсии по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с даты, следующей за днем прекращения выплаты пенсии, то есть с 1 октября 2014 г.
Данный вывод подтверждается также правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2012 г. N 16-ВПР12-11.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судом апелляционной инстанции состоятельными, поскольку они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, которая у судебной коллегии не вызывает сомнений в своей правильности.
Представленные в материалах дела доказательства судом первой инстанции были исследованы в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении данного дела районным судом допущено не было.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Первомайского районного суда г. Краснодар от 25 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.