Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Магомедовой А.М.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников образовательного учреждения к муниципальному бюджетному образовательному учреждению "Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа N 2" (далее МБОУ "Карабудахкентская СОШ N 2" об обязании оборудовать в здании школы, расположенной по адресу: с.Карабудахкент, Карабудахкентский район, кнопкой тревожной сигнализации в соответствии с п.5.39 СНиП 31-06-2009, по апелляционной жалобе главы администрации МО МР "Карабудахкентский район" Г.А. на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 22 июля 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан М.А., представителя МБОУ "Карабудахкентская СОШ N 2" Г.Г., возражавших против доводов жалобы, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан обратился в порядке ст.45 ГПК РФ с указанным исковым заявлением, мотивируя тем, что прокуратурой Карабудахкентского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в части технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений Карабудахкентского района, в ходе которой установлено, что в МБОУ "Карабудахкентская СОШ N2", не ведутся мероприятия, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений. В частности, здание образовательного учреждения не оборудовано кнопкой тревожной сигнализации, для своевременной передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел, что является нарушением требований, предъявляемых к системам физической защиты и охраны детей, находящихся в учреждении, и противоречит ст.2 Конституции Российской Федерации, ст.ст.2, 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", ст. 32, 51 Закона РФ "Об образовании", ч. 13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", п.5.39 СНИП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения" (утв. приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 1 сентября 2009 года N 390) и позиции, выраженных в письмах Минобрнауки России "О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году" от 12 марта 2008 года N АФ-102/09, 43-828-19 и 01/2050-8-23, от 04 июня 2008 года N 03-1423, от 16 июня 2010 года N ЮС-343/09 и N ЮС-350/09.
Считает, что выявленные нарушения - отсутствие кнопки тревожной сигнализации не позволяет обеспечить постоянный контроль и предупреждение террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью как учащихся, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение.
Судом определением от 14 июля 2014 года в качестве соответчика привлечена администрация МО МР "Карабудахкентский район", как учредитель школы.
Решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 22 июля 2014 года постановлено:
"Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района РД удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Карабудахкентская СОШ N2" оборудовать в здании школы, расположенной по адресу: селение Карабудахкент Карабудахкентского района, кнопкой тревожной сигнализации в соответствии с п. 5.39 СНИП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения (утв. Приказом Министерства регионального развития РФ от 01.09.2009 года N390). с выводом на пульт дежурного ОМВД по Карабудахкентскому району РД, установив срок до 01.12.2014 года.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Карабудахкентская СОШ N2", государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей".
В апелляционной жалобе глава администрации МО МР "Карабудахкентский район" Г.А. оспаривает постановленное судом решение и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении требований.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не имеется.
МО МР "Карабудахкентский район", прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции надлежаще извещены, однако в судебное заседание их представители не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, в силу чего, настоящее дело рассмотрено, согласно ст.167 ГПК РФ, в их отсутствие.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Республики Дагестан М.А., представителя МБОУ "Карабудахкентская СОШ N 2" Г.Г., возражавших против доводов жалобы, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что МБОУ "Карабудахкентская СОШ N2" не оборудовано кнопкой тревожной сигнализации со специализированными организациями (не выведена на пульт охраны дежурного ОМВД по России в Карабудахкентском районе).
Согласно п.п.1.3, 1.4 Устава МБОУ "Карабудахкентская СОШ N 2" находится в ведомственном подчинении (подотчетно и подконтрольно) администрации МО МР "Карабудахкентский район", который выступает его учредителем, и является собственником имущества МБОУ.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, на основании совокупности всех представленных суду доказательств, и руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Пунктом 3 ст.3 "Конвенции о правах ребенка" определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
В соответствии с п.п.1 и 7 ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с ч.1 ст.42 указанного Федерального закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
В целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия "свод правил", принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно п.6.48 "СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года N 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры "Службы 112".
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.2 ч.3 ст.28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Согласно п.7.1 ст. 4, п.6.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района, в границах поселения - к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 года N 2013 "О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие кнопки тревожной сигнализации в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения.
Осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие кнопки тревожной сигнализации не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.
Учитывая, что наличие кнопки тревожной сигнализации в образовательной организации является обязательной в силу закона, и в настоящее время МБОУ "Карабудахкентская СОШ N 2" такой системой не оснащено, судебная коллегия, исходя из приоритета обеспечения безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, считает выводы суда правильными.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда. В связи с этим судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете муниципального образования денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора.
Влекущих отмену решения нарушений материального либо процессуального права при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционных жалоб отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 22 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.М. Магомедова
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.