Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Блинова В.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Быхуне Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2014 года по делу
по иску Косиновой Т. В. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, Территориальному отделу N 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности в порядке приватизации жилого помещения,
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Косинова Т.В. обратилась в суд с иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истец указала, что в апреле 1988 года на состав семьи из четырех человек (ордер на вселение в жилое помещение *** от ДД.ММ.ГГ) её бывшему мужу прапорщику "данные изъяты". была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГ брак между ней и "данные изъяты" был расторгнут. Бывший муж снялся с регистрационного учета и уехал к новому месту жительства в "адрес". Дочери также снялись с регистрационного учета по месту жительства и проживают по иным местам жительства.
На основании Приказа Министра Обороны РФ от 17 декабря 2010 года N 1871 ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ является правопреемником Алейской квартирно-эксплуатационной части, в оперативном управлении которой находился жилой фонд закрытого военного городка города Алейска Алтайского края (распоряжение Правительства РФ N 752-р от 01 июня 2000 года). Распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1779-р военный городок города Алейска Алтайского края исключен из перечня закрытых военных городков, поэтому в соответствии со статьей 6 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд". Статьей 7 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
В порядке статьи 2 Закона РФ от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в РФ" истец обратилась к начальнику ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ, начальнику ФГКУ "Центральное региональное управление имущественных отношений" МО РФ с заявлением о передаче ей в собственность в порядке приватизации занимаемого жилого помещения по договору социального найма по адресу: "адрес".
От начальника ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (исх. *** от ДД.ММ.ГГ) в её адрес поступил ответ, из которого можно сделать вывод об отсутствии полномочий на заключение договора на передачу им жилого помещения в собственность.
От начальника ФГКУ "Центральное региональное управление имущественных отношений" МО РФ ответ так и не поступил, что она расценивает как отказ в передаче ей жилого помещения в собственность.
Просит признать за ней право собственности в порядке приватизации на двухкомнатную "адрес" по адресу: "адрес".
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2014 года исковые требования Косиновой Т. В. удовлетворены.
За Косиновой Т. В. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В апелляционной жалобе ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения городского суда.
В обоснование доводов ответчик ссылается на то, что судом неправильно определены обстоятельства по делу и применены нормы права. Спорное жилое помещение было предоставлено "данные изъяты" в качестве служебного на срок военной службы в г.Алейске, спорное жилое помещение является служебным, предоставленным на время исполнения должностных обязанностей, по окончанию которых работник не имеет никаких прав на него, и жилое помещение не подлежит приватизации. Исключение военного городка из числа закрытых военных городков не влечет за собой снятие с жилых помещений статуса "служебных". Только Министерство обороны Российской Федерации вправе принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд, а также об исключении из указанного фонда. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем военнослужащих, в отношении которых подлежат применению специальные нормы Федерального закона "О статусе военнослужащих". Истица в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состояла и не состоит, к членам семьи семей военнослужащих не относится, в связи с чем, у не самостоятельное право на пользование спорным жилым помещением не возникло, а обеспечение жилыми помещениями лиц гражданского персонала в обязанности Министерства обороны не входит.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит жалобу ответчика оставить без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции истец Косинова Т.В. и ее представитель Жуков А.А. возражали против доводов апелляционной жалобы ответчика.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении не представили, в связи с чем, судебная коллегия в силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ч.1 ст.3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения истца и ее представителя, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения по доводам жалобы.
В соответствии с п.6 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Согласно ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
В силу ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В соответствии с ч.1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.
Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Как усматривается из материалов дела, истец Косинова Т.В. зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной в городе Алейске Алтайского края по "адрес", что подтверждается выпиской из поквартирной карточки (домовой книги) от ДД.ММ.ГГ, справкой *** от ДД.ММ.ГГ, копией её паспорта.
По данным ордера *** от ДД.ММ.ГГ указанное жилое помещение было предоставлено "данные изъяты" на состав семьи из четырех человек ( "данные изъяты"., его жена - Т. В., дочери - "данные изъяты" (так в документе).
Согласно ст. 5 ФЗ от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР, утратившего силу с 01 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местны...
В силу ст. 10 ЖК РСФСР граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
При этом в силу положений ст. ст. 101, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделялись, как правило, отдельные квартиры. С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключался письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которым ему было предоставлено это помещение.
Как следует из положений статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР, выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
В представленном ордере *** от ДД.ММ.ГГ указано, что "данные изъяты". предоставляется служебное жилое помещение, также в ордере присутствует "Красная полоса", присущая ордерам на служебные квартиры.
По данным архивной справки Архивного отдела Администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в документах архивного фонда Администрации города Алейска "Постановления главы администрации города" за 2005 год постановлением главы Администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "адрес" по адресу: "адрес", включена в число служебных жилых помещений на основании ходатайства 63 КЭЧ от ДД.ММ.ГГ *** о включении свободных жилых помещений в число служебных, предложений общественной комиссии по жилищным вопросам, руководствуясь статьями 15, 101 ЖК РСФСР (так в документе).
Постановлением Администрации города Алейска от ДД.ММ.ГГ *** постановление Администрации города от ДД.ММ.ГГ *** "О включении свободных жилых помещений в число служебных" было отменено.
Согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
Распоряжением Правительства РФ от 01 июня 2000 года N 752-р город Алейск Алтайского края включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 11 октября 2011 года N 1079-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ Алтайский край исключен.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что жилое помещение по адресу: "адрес", к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма. На момент вселения и передачи жилого помещения "данные изъяты" данных о предоставлении спорной квартиры в качестве служебной не имелось, из Перечня жилищного фонда закрытых военных городков "Алтайский край" исключен, что свидетельствует о том, что занимаемое истцом жилое помещение к служебному жилищному фонду и жилищному фонду закрытого военного городка не относится. Фактически истец Косинова Т.В. с момента предоставления и по настоящее время проживает в спорном жилом помещении на условиях социального найма, несет бремя содержания жилого помещения.
Согласно справке Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** в реестре объектов муниципальной собственности "адрес" жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: "адрес", отсутствует.
По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ N АИ-433 по состоянию на ДД.ММ.ГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае учтено здание жилого дома, расположенное по адресу: "адрес", правообладателем которого являлась Алейская КЭЧ, реорганизованная во исполнение приказа Министра обороны РФ от 17 декабря 2010 года N 1871.
Пунктом 7 Приказа Министерства обороны РФ N 1871 от 17 декабря 2010 года "О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации" с 20 декабря 2010 года приказано реорганизовать ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений и государственных учреждений Минобороны РФ, указанных в приложении N 5 к настоящему приказу.
В приложении N 5 к Приказу Министерства обороны РФ N 1871 от 17 декабря 2010 года значится Алейская квартирно-эксплуатационная часть.
В Свидетельстве о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по городу Чите внесена запись о прекращении деятельности путем реорганизации в форме присоединения Алейской КЭЧ в соответствии с приказом Министра обороны РФ N 1871 от 17 декабря 2010 года.
Оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных статьей 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" судом первой инстанции не установлено, а именно: спорное жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не является комнатой в общежитии, в доме, расположенном в закрытом военном городке, а также не является служебным жилым помещением; ранее Косинова Т.В. участия в приватизации не принимала, перечень документов, предусмотренный Примерным Положением о бесплатной приватизации жилищного фонда РФ, утв. решением коллегии Комитета Российской Федерации по муниципальной хозяйству от ДД.ММ.ГГ, имеется в материалах дела и ответчика, в связи с чем, у суда имелись правовые основания для удовлетворения требований истца о признании за ней права собственности в порядке приватизации.
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную) о чем указано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Исходя из вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о невозможности приватизации спорной квартиры в связи с наличием у нее статуса служебного жилья не основан на фактически установленных обстоятельствах дела, предоставленных сторонами доказательствах и толковании норм материального права, изложенных выше.
В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что жилое помещение предоставлено истцу на иных условиях, чем на условиях договора социального найма.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Министерства обороны РФ обязанности в обеспечении жильем гражданского персонала, не имеющего связи с Министерством обороны, также не может служить основанием для отмены вышеуказанного решения, поскольку спорная квартира была предоставлена прапорщику "данные изъяты". и членам его семьи (в том числе и истице) в 1988 году в связи с военной службой в войсковой части в г. Алейске, законность заселения и проживания истца в указанном жилом помещении не оспаривается ответчиками.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и обоснованно признанных несостоятельными. Доказательств, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства установил правильно, нарушений норм материального и процессуального права не допустил.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене либо изменению обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Алейского городского суда Алтайского края от 19 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.