Судья Московского городского суда Кучерявенко А.А., изучив кассационную жалобу Палий Л.И., поступившую в Московский городской суд 18.02.2015 г., на решение Басманного районного суда г. Москвы от 10.04.2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2014 г. по гражданскому делу по иску Палий Л.И. к Управлению социальной защиты населения Басманного района ЦАО г. Москвы о признании решения незаконным, об обязании назначить региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании денежных средств,
установил:
Палий Л.И. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Басманного района г. Москвы (далее - УСЗН Басманного района) о признании решения незаконным, об обязании назначить региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании денежных средств. Требования мотивированы тем, что истец с 1988 года проходила службу в ФГУ "****" в качестве медицинской сестры, при этом с указанного времени проживает в г. Москве и зарегистрирована по месту жительства с 02.07.2007 г. Истец уволена с военной службы и с 11.12.2012 г. ей назначена пенсия по выслуге лет, в связи с чем 22.02.2013 г. она обратилась в организацию ответчика с заявлением о назначении ей региональной социальной доплаты к пенсии до уровня городского социального стандарта, установленного в г. Москве, в чем ей было отказано, поскольку период ее постоянного проживания в г. Москве по месту жительства составляет менее 10 лет. Данный отказ истец считала незаконным, нарушающим ее пенсионные права, указывая, что непрерывно и постоянно проживает в г. Москве с 1988 года, а потому имеет право на назначение региональной доплаты к пенсии до уровня городского социального стандарта, установленного в г. Москве.
Решением Басманного районного суда г. Москвы от 10.04.2014 г. в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2014 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить указанные судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы или представления прокурора судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке. При этом кассационные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде кассационной инстанции;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Таких нарушений судом первой и апелляционной инстанции допущено не было.
Судом установлено, что Палий Л.И., ** года рождения, проживает по адресу: г. Москва, ул. ****, д. 3А, корп. 2, кв. 38 (войсковая часть ФГУ "****"), где с 10.10.1988 г. была зарегистрирована временно, по месту пребывания, а с 02.07.2007 г. - постоянно, по месту жительства.
10.12.2012 г. Палий Л.И. уволена с военной службы и исключена из списков личного состава госпиталя
18.02.2013 г. Палий Л.И. Военным комиссариатом г. Москвы было выдано пенсионное удостоверение, согласно которому с 11.12.2012 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении военнослужащих в размере 8575,84 руб. по состоянию на 01.01.2013 г.
22.02.2013 г. Палий Л.И. обратилась в УСЗН Басманного района г. Москвы с заявлением о назначении ей региональной социальной доплаты к пенсии по старости на основании Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" до уровня городского социального стандарта.
23.05.2013 г. УСЗН Басманного района г. Москвы отказало истцу в установлении данной доплаты, поскольку Палий Л.И. проживает в г. Москве менее 10 лет, а размер ее пенсии превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленного законом г. Москвы.
В силу п. 6 Постановления Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП "О региональной социальной доплате к пенсии" в редакции, действовавшей до 01.01.2013 г., неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
Пунктом 7 указанного постановления предусматривалось, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в г. Москве, региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом г. Москвы на соответствующий финансовый год.
Правительством Москвы 08.08.2012 г. принято постановление N 396-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП", в п. 3 которого предусмотрено, что оно вступает в силу с 01.01.2013 г.
Пункт 6 указанного Постановления предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным в г. Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в г. Москве по месту жительства не менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), устанавливается региональная социальная доплата, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта.
Пункт 7 обозначенного постановления с 01.01.2013 г. предусматривает, что неработающим пенсионерам, зарегистрированным по месту пребывания в г. Москве, а также зарегистрированным в г. Москве по месту жительства на день обращения за назначением региональной социальной доплаты к пенсии, при наличии регистрации в г. Москве по месту жительства менее 10 лет в общей сложности (включая время проживания на присоединенной к городу Москве территории), региональная социальная доплата устанавливается, если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом г. Москвы на соответствующий финансовый год.
Пункт 13 постановления N 1268-ПП (в ред. Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 г. N 396-ПП) содержит предписание о том, что неработающим пенсионерам назначение региональной социальной доплаты производится управлением социальной защиты населения г. Москвы по месту жительства (пребывания) пенсионера на основании письменного заявления, необходимых документов и сведений об установлении пенсии, других денежных выплат и предоставлении мер социальной поддержки, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера; согласно п. 14 постановления назначение региональной социальной доплаты производится со дня назначения (начала выплаты) пенсии в г. Москве, если обращение за указанной выплатой с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами последовало в течение шести месяцев с даты утверждения решения о назначении (начала выплаты) пенсии в г. Москве, а при превышении этого срока - с месяца обращения за региональной социальной доплатой.
При этом п. 2 Постановления Правительства Москвы от 08.08.2012 г. N 396-ПП "О внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17.11.2009 г. N 1268-ПП" предусмотрено, что неработающим пенсионерам, получающим региональную социальную доплату к пенсии до величины городского социального стандарта по состоянию на 31.12.2012 г. и зарегистрированным на указанную дату по месту жительства в г. Москве менее 10 лет в общей сложности, выплата указанной региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется на условиях и в порядке, установленных до дня вступления в силу настоящего постановления.
В соответствии со ст. 1 Закона г. Москвы от 10.10.2012 г. N 47 "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в г. Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2013 год" величина прожиточного минимума пенсионера в г. Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2013 год установлена в размере 7137 руб.
Постановлением Правительства Москвы от 01.11.2011 г. N 514-ПП с 01.01.2012 г. величина городского социального стандарта в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии установлена в сумме 12000 руб.
Таким образом, условия для определения размера региональной социальной доплаты к пенсии в г. Москве установлены в зависимости от оснований проживания пенсионера в г. Москве (по месту жительства - если общая сумма материального обеспечения не достигает величины городского социального стандарта, по месту пребывания - если общая сумма их материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленного законом г. Москвы).
С 01.01.2013 г. введено новое условие для назначения региональной социальной доплаты к пенсии в зависимости от длительности проживания в г. Москве по месту жительства.
Истец обратилась с заявлением о назначении доплаты к пенсии после 01.01.2013 г., до указанной даты региональная социальная доплата к пенсии ей не назначалась. На момент обращения в органы социальной защиты населения, истец не проживала в г. Москве по месту жительства 10 лет, а размер ее пенсии превышает величину прожиточного минимума пенсионера, установленного законом г. Москвы.
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств, на основании собранных по делу доказательств, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца, поскольку основания для установления истцу региональной социальной доплаты к пенсии отсутствовали.
Проверяя законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда с выводами суда первой инстанции согласилась.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании закона и направлены на оспаривание выводов суда, а также иную оценку доказательств, они не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, основанием к отмене решения суда и определения районного суда служить не могут.
Необходимо обратить внимание заявителя на то, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. ст. 387, 390 ГПК РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций.
При вынесении обжалуемых судебных постановлений нормы материального права применены правильно, существенных нарушений норм процессуального права не установлено.
Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, который, среди прочего, требует, чтобы принятое судами окончательное решение не могло быть оспорено.
Правовая определенность предполагает уважение принципа недопустимости повторного рассмотрения однажды решенного дела, который закрепляет, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного и вступившего в законную силу решения только в целях проведения повторного слушания и принятия нового решения. Полномочие вышестоящего суда должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
По настоящему делу указанных обстоятельств не установлено.
В таком положении основания к передаче кассационной жалобы Палий Л.И. для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 2 ст. 381, ст. ст. 383, 387 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Палий Л.И. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 10.04.2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02.09.2014 г. по гражданскому делу по иску Палий Л.И. к Управлению социальной защиты населения Басманного района ЦАО г. Москвы о признании решения незаконным, об обязании назначить региональную социальную доплату к пенсии, о взыскании денежных средств - для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Кучерявенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.