Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу истца Максакова В.Н., поступившую в суд кассационной инстанции 18 февраля 2015 года, на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 18 марта 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 августа 2014 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах Максакова В.Н., к Военному комиссариату Московской области о признании незаконными действий по исчислению пенсии за выслугу лет, обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, взыскании долга и процентов,
установил:
Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах Максакова В.Н., обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области о признании незаконными действий по исчислению пенсии за выслугу лет, обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, взыскании долга и процентов, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Зюзинского районного суда города Москвы от 18 марта 2014 года в удовлетворении заявленных Военным прокурором 231 военной прокуратуры гарнизона, действующим в интересах Максакова В.Н., исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 августа 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец Максаков В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что Максаков В.Н. проходил военную службу на различных должностях, последняя занимаемая должность советник отдела авиационной техники и вооружения управления контроля государственно-оборонного заказа в части НИОКР в области вооружения и военной техники, прикомандированный к Федеральной службе по оборонному заказу, с окладом по воинскому званию "_" руб., окладом по воинской должности "_" руб., в звании полковник; приказом Министра обороны Российской Федерации от 09 марта 2007 года Максаков В.Н. уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; с марта 2007 года Максаков В.Н. является получателем пенсии по линии Министерства обороны, которая рассчитывалась в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" N 4468-1; на неоднократные обращения Максакова В.Н. в компетентные органы по вопросу перерасчета пенсии по выслуге лет был получен отказ.
Обратившись в суд с настоящим иском, Военный прокурор 231 военной прокуратуры гарнизона, действующий в интересах Максакова В.Н., исходил из того, что Максаков В.Н. является получателем пенсии за выслугу лет, однако, расчет пенсии произведён без учета права на повышение должностного оклада лицам, замещающим определенные должности, в том числе должность федерального государственного гражданского служащего в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 04 января 2012 года N 12дсп, от 03 мая 2012 года N 572 и от 17 октября 2013 года N 781.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Военным прокурором 231 военной прокуратуры гарнизона, действующим в интересах Максакова В.Н., исковых требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии с ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; в соответствии с п. 8 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года пенсии уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исчисляются из суммы их денежного довольствия, указанного в пунктах 9 и 10 настоящего Постановления, с повышением (индексацией) этого денежного довольствия по состоянию на день назначения или перерасчета им пенсии; в силу пп. "а" п. 9 постановления в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий в порядке, предусмотренном пунктом 8 настоящего Постановления, включать: уволенным с военной службы военнослужащим (кроме указанных в подпунктах "в", "г" и "д" настоящего пункта) - оклад по последней штатной должности (с учетом абзаца второго настоящего подпункта), оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов; до 01 января 2012 года размер пенсии Максакова В.Н. составлял "_" руб. из расчета 74 % от: "_" руб. должностной оклад с увеличением на персональный коэффициент 1,5; "_" руб. оклад по воинскому званию; "_" руб. процентная надбавка за выслугу лет; согласно п. 8 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, подлежат пересмотру с 01 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; пунктом 9 ст. 12 Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ предусмотрено, что при пересмотре указанных в части 8 настоящей статьи размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для указанных целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 01 января 2012 года; законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (в редакции Федерального закона от 08 ноября 2011 года N 309-ФЗ) не предусмотрен иной порядок исчисления пенсий и ее составляющих, кроме установленного статьей 43 данного Закона, включая ограничение размера учитываемого при этом денежного довольствия; гарантированное каждому статьей 39 Конституции Российской Федерации право на социальное обеспечение, неотъемлемым элементом которого является право на пенсионное обеспечение, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законом; как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П, от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.); внесение изменений в порядок пенсионного обеспечения военнослужащих было обусловлено принятием Федерального закона от 07 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", установившим повышенные размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих; изменяя порядок исчисления пенсии военнослужащим, законодатель руководствовался основополагающим принципом законотворческой деятельности в социальной сфере согласно которого, новое правовое регулирование не должно влечь снижение уровня социальных гарантий, размеров денежного и пенсионного обеспечения; с 01 января 2012 года Максакову В.Н. произведен перерасчет пенсии и ее размер с 2012 года составил - "_" руб.; - размер социальной пенсии: "_" руб.; - должностной оклад (нетиповой/специальный): "_" руб.; - персональный коэффициент 1,5: "_" руб.; - уволенный из высших органов государственной власти: "_" руб.; - оклад по воинскому званию (полковник): "_" руб.; - процентная надбавка за выслугу 25 лет 40%: "_" руб.; учитывается при исчислении пенсии 54 %: "_"; основной размер пенсии 74 % (выслуга 28 лет) : "_" руб.; таким образом, размер выплачиваемой Максакову В.Н. пенсии с 01 января 2012 года, с учетом ее пересмотра и применительно к ее размеру, выплачиваемому до указанной даты, увеличен в 1,7 раза, что повлекло улучшение пенсионного обеспечения Максакова В.Н., и не противоречит нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат"; ссылки Максакова В.Н. на то, что при исчислении пенсии необходимо сохранить размер оклада, указанного с учетом повышения в денежном аттестате при увольнении, не могут быть приняты; изменение порядка исчисления пенсий и размера денежного содержания военнослужащих потребовало в том числе уточнения размера должностных окладов лиц, уволенных с нетиповых должностей; в соответствии с указанием Директора департамента финансового планирования Минобороны России от 05 марта 2012 года N180/6/9 Военным комиссариатом Московской области в адрес Центра финансирования за исх. NЦСО-1198 от 26 марта 2012 года направлен список пенсионеров Министерства обороны для уточнения размера должностного оклада; под номером 36 в данном списке числился Максаков В.Н.; после уточнения, пенсия Максакову В.Н. с 01 января 2012 г. пересмотрена исходя из оклада по должности федеральной гражданской службы "советник" - 5 411 руб. с применением повышающих коэффициентов: 5,7 и 1, 5 = "_" руб.; каких-либо объективных доказательств, могущих с достоверностью свидетельствовать об установлении иного размера должностного оклада по должности "советник", суду представлено не было; указание же в приказе Директора Рособоронзаказа от 11 февраля 2005 года N 9-лс о назначении Максакова В.Н. на должность с размером оклада "_" руб. (с учетом повышения), не свидетельствует о размере самого оклада в указанном размере, так как применен повышающий коэффициент, что не тождественно установлению оклада в подобном размере; в противном случае, указание на применение повышающего коэффициента утрачивало бы правовой смысл; поскольку размер пенсионного обеспечения Максакова В.Н. исчислен правильно, постольку правовых оснований для перерасчета размера пенсии Максакова В.Н. в настоящем случае не имеется; таким образом, в удовлетворении заявленных Военным прокурором 231 военной прокуратуры гарнизона, действующим в интересах Максакова В.Н., исковых требований должно быть отказано.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в апелляционном определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Данные выводы суда и судебной коллегии в судебных постановлениях мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из представленных документов по доводам кассационной жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и апелляционное определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы истца Максакова В.Н. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы истца Максакова В.Н. на решение Зюзинского районного суда города Москвы от 18 марта 2014 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 20 августа 2014 года по гражданскому делу по иску Военного прокурора 231 военной прокуратуры гарнизона, действующего в интересах Максакова В.Н., к Военному комиссариату Московской области о признании незаконными действий по исчислению пенсии за выслугу лет, обязании произвести перерасчет пенсии за выслугу лет, взыскании долга и процентов - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.