Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего
Москаленко Ю.П.,
судей
Морозовой С.Б.,
Ильиной О.В.
с участием прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров вгражданском процессе прокуратуры Свердловской области Волковой М.Н.
при секретаре Аникиной Е.В. рассмотрела в помещении суда в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело
по иску прокурора Туринского района, действующего в интересах Филипповой Анастасии Павловны, к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, ТОИОГВ СО Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району о предоставлении жилого помещения в специализированном жилищном фонде Свердловской области, возложении обязанности по подписанию договора найма,
по апелляционной жалобе ответчика ТОИОГВ СО Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Туринскому району в лице представителя Прибавкиной И.В. на решение Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2014.
Заслушав доклад судьи Ильиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Туринского района, действуя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в суд с указанным иском в интересах лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Филипповой Анастасии Павловны, 04.12.1991 года рождения, просил возложить:
- на ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" обязанность по приобретению жилого помещения для Филипповой А.П. и подготовке договора найма специализированного жилого помещения со Филипповой А.П. и направлению его для подписания в Управление социальной политики Министерства социальной политики по Туринскому району;
- на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области зачислить приобретенное жилое помещение в специализированный жилищный фонд Свердловской области;
- на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность распределить приобретенное жилое помещение специализированного жилого фонда Филипповой А.П.;
- на Управление социальной политики Министерства социальной политики по Туринскому району известить Филиппову А.П. в десятидневный срок о поступлении договора, подготовленного ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", направив его в пятидневный срок после подписания Филипповой А.П. в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства".
Решением Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2014 исковые требования прокурора Туринского района, действующего в интересах Филипповой А.П., удовлетворены.
Не согласившись с данным решением, представитель ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району - Прибавкина И.В. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда в части возложения на Управление обязанности извещения Филипповой А.П. в десятидневный срок о поступлении договора и направления его в пятидневный срок после подписания в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", в удовлетворении данных требований истцу отказать.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что, удовлетворяя требования прокурора в части касающейся Управления социальной политики по Туринскому району суд ссылается на пункт 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП. Однако, указанный пункт не содержит 10-дневного срока, в течение которого Управление должно известить лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В решении суда отсутствуют выводы об установлении именно такой продолжительности этого срока. Пункт 9 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП содержит требование о передаче договора в Фонд в течение 5 дней с момента его подписания, однако требование о защите нарушенного права у прокуратуры возникнет только в том случае, если Управление не предоставить договор в течение 5 дней. Таким образом, указанное требование у Управлению заявлено преждевременно, Управление является ненадлежащим ответчиком по данному иску.
В возражении на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Туринского района Зиганшина Е.А. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным. Полагает, что оснований для отмены решения не имеется, поскольку судом на Управление обоснованно возложена обязанность обеспечить подписание соответствующего договора и вернуть его в ГКУ "Фонд жилищного строительства" в установленный срок. Десятидневный срок для уведомления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является разумным. Отсутствие регламентированного Порядком срока для уведомления детей-сирот может привести к затягиванию процесса заключения договора с указанными лицами и нарушению их прав.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора Туринского района - прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Волкова М.Н. возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, сведений об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы представителя ответчика ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району - Прибавкиной И.В. назначено на 27.03.2015 определением от 25.02.2015, лица, участвующие в деле, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела 25.02.2015. Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения всех участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в том числе посредством публикации соответствующей информации на официальном сайте Свердловского областного суда в сети "Интернет", судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Филипповой А.П., представителей ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району.
Заслушав возражения прокурора, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Филиппова А.П., ( / / ) года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать истца - ( / / )8 умерла в ( / / ) году, а отец - ( / / )9 решением суда от ( / / ) лишен родительских прав.
Закрепленное за Филипповой А.П. распоряжением главы муниципального образования Туринский район от 10.06.2004 N 694-р жилье по адресу: ... заключением межведомственной комиссии признано непригодным для проживания. Иного жилья у Филипповой А.П. не имеется.
В соответствии с приказом ТОИОГВ СО - УСП МСП СО по Туринскому району N 337-ОП от 29.11.2013 Филиппова А.П. принята на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что у Филипповой А.П. возникло право на получение жилья из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Суд исходил из того, что жилье за счет средств областного бюджета на момент вынесения решения истцу не предоставлено, факт неисполнения обязанности по обеспечению жильем Филипповой А.П., относящейся к особой категории, достигшей совершеннолетия, ответчиками не оспаривается.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, основанными на материалах дела, подробно мотивированными судом, и полагает, что спор разрешен правильно, в соответствии с положениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), Постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 N 491-ПП "Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Оспаривая законность постановленного решения в части возложения на Управление обязанности извещения Филипповой А.П. в десятидневный срок о поступлении договора и направления его в пятидневный срок после подписания в ГКУ СО "Фонд жилищного строительства", представитель Управления ссылается на отсутствие направленного в их адрес договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с истцом, а также на то обстоятельство, что Порядок, установленный постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП, не содержит указание на десятидневный срок, в течении которого истец должен быть извещен о поступлении договора в Управление.
Согласно пункту 9 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является ГКУ СО "Фонд жилищного строительства".
Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Таким образом, указанным постановлением определены функции каждого из государственных органов в вопросе обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Руководствуясь указанной правовой нормой, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что на ТОИОГВ СО - УСП МСП по Туринскому району лежит обязанность после получения договора найма специализированных жилых помещений из ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" обеспечить его подписание с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и возвратить обратно в Фонд. Данная обязанность Управления социальной политики является составной частью процедуры предоставления жилья детям-сиротам, определенной областным Правительством в указанных выше нормативных актах. Без возложения на ответчика такой обязанности исполнение судебного решения об обеспечении истца жильем будет затруднено.
Доводы Управления социальной политики по Туринскому району о том, что поскольку договор найма специализированного жилого помещения ответчику не направлялся и выполнить функцию подписания договора невозможно, то у суда отсутствовали основания для удовлетворения исковых требований, не свидетельствуют об ошибочности решения суда, поскольку возложенная судом обязанность должна быть исполнена Управлением после получения из ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" договора найма специализированного жилого помещения.
Довод апелляционной жалобы о том, что Порядком предоставления жилых помещений не предусмотрен десятидневный срок для извещения лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может быть принят во внимание, так как само по себе отсутствие нормативно закрепленного срока не может препятствовать суду установить срок в порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, который будет способствовать исполнению судебного постановления.
Иными лицами, по иным мотивам решение суда не обжалуется.
Руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Туринского районного суда Свердловской области от 25.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Ю.П. Москаленко
Судьи С.Б. Морозова
О.В. Ильина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.