Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Ковалевой Т.И.,
судей Ишенина Д.С., Седых Е.Г.,
при секретаре Зуевой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 26.03.2015 гражданское дело по иску Смарыгиной С.Ю. к Администрации городского округа Краснотурьинск Свердловской области о признании незаконным постановления, возложении обязанности по включению в Список участников мероприятий - получателей социальных выплат, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29.12.2014.
Заслушав доклад судьи Седых Е.Г., объяснения истца Смарыгиной С.Ю., её представителя Алексеевой Н.Б., третьего лица Смарыгина Ю.Н., представителя ответчика Силантьевой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Смарыгина С.Ю. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа Краснотурьинск о признании постановления незаконным, возложении обязанности по включению в Список участников мероприятий - получателей социальных выплат. В обоснование иска указала, что постановлением ответчика от ( / / ) она вместе с членами своей семьи - супругом и сыном, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в Список участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". В 2013 году у них родился второй сын. На основании постановления ответчика от ( / / ) она была снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, что привело к тому, что она не может быть участником Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий в периоды 2014-2017 г.г. и до 2020 года". Просила признать незаконным постановление Администрации ГО Краснотурьинск от ( / / ) N в части снятия её с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении; возложить обязанность на ответчика включить её в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, включить её и членов её семьи в сводный список участников программы - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий в периоды 2014-2017 г.г. и до 2020 года", установив первоочередной порядок предоставления социальных выплат.
Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 29.12.2014 исковые требования Смарыгиной С.Ю. удовлетворены. Признано незаконным постановление Администрации ГО Краснотурьинск Свердловской области от ( / / ) N в части снятия Смарыгиной С.Ю. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, на ответчика возложена обязанность по включению Смарыгиной С.Ю. в список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в порядке очередности с учетом даты подачи заявления, включить её и членов её семьи в сводный список участников программы - получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий в периоды 2014-2017 г.г. и до 2020 года", установив первоочередной порядок предоставления социальных выплат.
Оспаривая законность и обоснованность постановленного судом решения, представитель ответчика обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Выражает несогласие с выводом суда о том, что истец была лишена права на участие в новой программе. Указывает на ошибочность позиции истца в том, что она была исключена из состава участников предыдущей программы, поскольку по окончании 2013 года программа закончила свое действие. Условия для участия в новой программе изменились, ранее гражданину требовалось проживать в сельской местности, по новой программе появилось новое обязательное требование - осуществление трудовой деятельности в сельской местности, поэтому настаивает на том, что истец не соответствует условиям новой целевой программы, поскольку не работает в сельской местности, а находится в отпуске по уходу за вторым ребенком. Указывает на невозможность исполнить обязанность по включению Смарыгиной С.Ю. в целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года", поскольку программа закончила свое действие в 2013 году.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Силантьева А.В., действующая на основании доверенности от 12.01.2015, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда.
Истец Смарыгина С.Ю. и её представитель Алексеева Н.Б., третье лицо Смарыгин Ю.Н. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на их необоснованность. Истец и её представитель поддержали представленные ранее возражения на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
Как следует из материалов дела, суд правильно определил характер правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 N 3858 была утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года". Срок данной программы был продлен до конца 2013 года. По условиям данной программы право на предоставлением социальных выплат имели граждане: постоянно проживающие в сельской местности, имеющие собственные или заемные средства в размере 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья и признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что в 2011 году Смарыгина С.Ю. вместе с членами своей семьи постановлением Главы Администрации городского округа Краснотурьинск на основании ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку при учетной норме в г. Краснотурьинске 14 кв.м., они семьей из 3-х человек проживали в 1-комнатной квартире, общей площадью 37 кв.м. в пос. ... Истец Смарыгина С.Ю. с семьей из 3-х человек были включены в список участников мероприятий - получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" было утверждено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. По условиям нового Положения (п. 5 ч. 2) право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении следующих условий: постоянное проживание и осуществление трудовой деятельности в сельской местности, наличие собственных или заемных средств в размере не менее 30% и признание нуждающимися в улучшении жилищных условий.
( / / ) в семье Смарыгиных родился второй ребенок. Семья теперь уже из 4-х человек продолжает проживать в том же населенном пункте в однокомнатной квартире, общей площадью 37 кв.м.
Постановлением Администрации ГО Краснотурьинск от ( / / ) Смарыгина С.Ю. снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При принятии данного решения, Администрация городского округа руководствовалась п. 5 ч. 2 вышеназванного Типового положения.
Однако, законом предусмотрен закрытый перечень оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Данный перечень оснований предусмотрен ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Ни одного из таких оснований для снятия истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в обжалуемом постановлении не названо, в связи с чем у суда имелись правовые основания для признания названного постановления незаконным.
При этом, внесенные постановлением Главы Администрации городского округа от ( / / ) N изменения в обжалуемое постановление Администрации от 27.08.2014, не могут повлиять на оценку названного постановления как незаконного, поскольку в новом постановлении также не указаны основания снятия истца с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Рассматривая настоящий спор, дав оценку представленным доказательствам по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что в период с сентября 2013 года до конца августа 2014 года никаких сообщений, предложений ответчиком истцу Смарыгиной С.Ю. не направлялось, её позиция по вопросу участия в программе не выяснялась, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Смарыгина С.Ю. была лишена права на участие в новой программе, на предоставление дополнительных документов, подтверждающих право на участие в новой программе.
Материалами дела подтверждается, что после обращения Смарыгиной С.Ю. в суд, в период рассмотрения настоящего дела в суде, ( / / ) постановлением Администрации ГО Краснотурьинск N в оспариваемое постановление от ( / / ) N были внесены изменения. Постановлением от ( / / ) Смарыгина С.Ю. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях для участия в Федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-1017 годы и на период до 2020 года".
Однако, как правильно указал суд, право Смарыгиной С.Ю. на участие в новой программе не устанавливалось.
Причем, по условиям новой программы, гражданам, молодым семьям, включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках предыдущей федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", предоставление социальных выплат по новой программе оказывается в первоочередном порядке.
Таким образом, совокупность представленных доказательств свидетельствует о том, что в участники программы, действующей до конца 2013 года, истец Смарыгина С.Ю. была включена ответчиком не одна, а вместе со своей семьей: супругом и ребенком. В связи с чем доводы жалобы о том, что судом подменено понятие "гражданин" и "семья" несостоятельны, поскольку изначально сам ответчик своим постановлением включал в список участников федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" не одну Смарыгину С.Ю. а её вместе с семьей из 3-х человек.
Согласно позиции представителя ответчика, изложенной в отзыве на иск (л.д.149), и высказанной в суде первой инстанции, на момент исключения Смарыгиной С.Ю. из федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" ни Смарыгина С.Ю., ни её супруг не работали в сельской местности.
Однако данная позиция представителя ответчика опровергается материалами дела, поскольку из представленных суду доказательств следует, что Смарыгин Ю.Н., супруг истца, как на момент включения в первую программу, так и в период исключения из программы, и в настоящее время, работал и работает на предприятии, расположенном в сельской местности - в ЗАО " ( / / )" плавильщиком 6-го разряда на участке электропирометаллургии золотоизвлекательной фабрики с ( / / ).
Таким образом, на момент исключения Смарыгиной С.Ю. из федеральной целевой программы, её супруг, который также вместе со своей супругой был включен в участники программы, работал в сельской местности. Сама же истец не работает, поскольку на момент исключения её из программы, осуществляла уход за вторым ребенком, возраст которого составил 1 год.
Установив, что семья Смарыгиных продолжает нуждаться в улучшении жилищных условий, поселок ... , в котором проживает семья, относится к сельской местности, супруг истца Смарыгин Ю.Н. работает в сельской местности, сама истец Смарыгина С.Ю. имеет право на получение материнского семейного капитала, средства которого могут быть использованы в рамках федеральной программы, суд пришел к правильному выводу о том, что семья Смарыгиных соответствует требованиям, установленным п. 5 Типового положения, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом довод о невозможности исполнить обязанность по включению Смарыгиной С.Ю. в целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года", поскольку программа закончила свое действие в 2013 году, не свидетельствует о неправильности выводов суда. Принимая данное решение, суд исходил из условий п. 4 ч. 1 Типового положения о первоочередном предоставлении социальных выплат по новой программе, которые предоставляются тем гражданам, которые были включены в списки граждан о реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года". При отсутствии истца в списках граждан, участвующих в предыдущей программе, она и члены её семьи будут лишены права на первоочередное предоставление социальных выплат по новой программе.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию норм материального права, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался представитель ответчика в суде первой инстанции в обоснование своих возражений, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая требования закона и установленные судом конкретные обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают и не являются основаниями для отмены решения суда, предусмотренными ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 320, п. п. 1, 2 ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Крснотурьинского городского суда Свердловской области от 29.12.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Ковалева
Судьи: Д.С. Ишенин
Е.Г. Седых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.