Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Константиновой О.В., судей Лимоновой Л.Ф., Деменевой Л.С., при секретаре Савичевой А.А., рассмотрела в открытом судебном заседании 31.03.2015
гражданское дело по иску войсковой части 3275 к Глебову Алексею Владимировичу о признании решения жилищной комиссии недействительным, расторжении договора социального найма, признании ничтожным договора передачи квартиры в собственность ответчика и выселении его из жилого помещения, признании утратившим право пользования жилым помещением,
по апелляционной жалобе представителя истца на решение городского суда города Лесного Свердловской области от 26.11.2014.
Заслушав доклад судьи Лимоновой Л.Ф., объяснения ответчика, заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Прокуратуры Свердловской области Даниловой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Первоначально представитель войсковой части 3275 обратился в суд с иском Глебову А.В. о взыскании в доход федерального бюджета неосновательного обогащения в сумме 87360 рублей в счет оплаты дополнительной общей площади, превышающей норму предоставления жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что ответчик проходит военную службу по контракту в войсковой части 3275 с 26.02.1992 г. До июля 2012 года ответчик проживал в служебной квартире, расположенной по адресу: ... В 2012 году на заседании жилищной комиссии войсковой части 3275 было принято решение о предоставлении Глебову А.В. по договору социального найма жилого помещения в виде 1-комнатной квартиры общей площадью 38,6 кв.м. по адресу: ... Перед предоставлением данного жилья члены жилищной комиссии предупреждали ответчика о том, что жилое помещение ему выделяется с превышением установленной законом нормы предоставления и он будет обязан за данное превышение заплатить личные средства в федеральный бюджет. С распределенным жилым помещением по указанному адресу, а так же с условиями его предоставления, ответчик был согласен. 18.09.2012 ответчику передана вышеуказанная однокомнатная квартира по договору социального найма. 06.02.2013 ответчик данное жилое помещение приватизировал. В марте 2014 года было установлено, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Глебову А.В. было принято необоснованно, а размер предоставленного жилого помещения был завышен на 2,6 кв.м. Балансовая стоимость 1 кв.м. предоставленного жилого помещения составляет 33 600 рублей. Таким образом, общая сумма неосновательного обогащения ответчика Глебова А.В. составляет ( / / ) руб. и подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета в счет оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающую установленную норму предоставления площади жилого помещения.
В дальнейшем исковые требования истцом были изменены, представитель войсковой части 3275 просил отменить решение жилищной комиссии войсковой части 3275 от 04.07.2012 N 06-12 о выделении Глебову А.В. по договору социального найма 1-комнатной квартиры, расположенной по адресу: ... , признать ответчика утратившим право пользования данным жилым помещением, выселить Глебова А.В. из указанного жилого помещения, признать ничтожным договор передачи квартиры в собственность граждан от 06.02.2013, расторгнуть договор социального найма жилого помещения от ( / / ) N на данную квартиру.
В судебном заседании представители истца поддержали измененные исковые требования. Пояснили, что именно по вине должностных лиц войсковой части, а именно жилищной комиссии, ответчику Глебову А.В. было выделено жилье большей площадью, чем положено в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих". В настоящее время решение жилищной комиссии от 04.07.2012 отменено, но пока на момент рассмотрения дела судом не утверждено командиром части. Глебов А.В. имеет право на жилье, но по норме не более 36 кв.м. Просили выселить Глебова А.В. без предоставления жилого помещения, готовы в будущем предоставить ему жилье по норме, установленной в ст.15.1 Закона "О статусе военнослужащих", по мере высвобождения жилых помещений. Поскольку решение жилищной комиссии о выделении спорного жилого помещения ответчика принято незаконно в части выделения жилья большей площадью, оно подлежит отмене, соответственно договор социального найма также надлежит расторгнуть, ответчика признать утратившим право пользования, договор приватизации также надлежит признать ничтожным, жилое помещение должно быть возвращено в собственность Российской Федерации, а Глебов А.В. подлежит выселению с предоставлением либо денежной субсидии либо иного жилого помещения.
Представитель третьего лица Уральского регионального командования внутренних войск МВД России измененные исковые требования войсковой части 3275 полагал подлежащими удовлетворению в полном объеме, поскольку Российской Федерации действиями должностных лиц причинен материальный ущерб, а ответчик отказывается его возместить. Жилищные права ответчика не будут нарушены, поскольку ему будет предоставлена денежные субсидия или иное жилье.
Представитель третьего лица Территориального управления Росимущества в Свердловской области направил в суд отзыв, из которого следует, что права третьего лица не нарушены, а распределением жилья Росимущество не занимается.
Ответчик Глебов А.В., его представитель иск не признали. Пояснили, что жилое помещение выделено ответчику на законном основании и правовых оснований для его выселения и возвращения жилого помещения в собственность РФ не имеется. Представитель ответчика пояснил, что согласно ч. 1,3 ст. 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи, и предусмотренного п. 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения в общей сложности или в настоящем случае не более 18 кв.м. Глебов А.В. являлся нуждающимися в улучшении жилищных условий, действий по ухудшению жилищных условий не предпринимал, заведомо ложные сведения о составе своего имущества войсковой части не предоставлял. Таким образом, ответчик Глебов А.В. является добросовестной стороной сделки и оснований для признания решения о предоставлении ему жилого помещения и расторжении договора социального найма не имеется. Доводы истца о том, что ответчику незаконно было распределено спорное жилое помещение, в связи с чем, в силу ст. 167, 168 ГК РФ договор социального найма подлежит признанию недействительным с применением последствий недействительности ничтожных сделок, являются несостоятельными.
Решением городского суда города Лесного Свердловской области от 26.11.2014 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. Заявитель указывает, что судом вынесено незаконное и необоснованное решение в связи с неправильным применением норм материального права, а именно п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому военнослужащими при их желании могут быть приобретены либо получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления, установленную ст. 15.1 за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения. Ответчик, согласившись с выделением ему жилого помещения большей площадью, заключив с войсковой частью договор социального найма, фактически признал за собой обязанность по оплате предоставленной ему дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму. ЖК РФ не предусматривает оснований, порядка и последствий признания решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма недействительным. Жилищная комиссия, в силу законодательства, не обладает правами по отмене своих решений, следовательно, решения жилищной комиссии, а также заключенного на основании решения жилищной комиссии договора социального найма, подлежат признанию недействительными в судебном порядке, исходя из применения судами аналогии закона о признании недействительности сделки, не соответствующей закону или иным нормативным правовым актам, с применением юридических последствий недействительности сделки. Также суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство представителя истца о вызове в судебное заседание представителя третьего лица Территориального управления Росимущества в Свердловской области, чьи показания имели бы исключительно важное значение для правильного рассмотрения настоящего спора.
На апелляционную жалобу от ответчика поступили возражения, в которых он указывает, что решение суда является законным и обоснованным, вынесенным исходя из фактических обстоятельств дела. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, а ее доводы сводятся к несогласию с произведенной судом оценкой доказательств, не содержат правовых оснований к отмене решения, не опровергают изложенные выводы, направлены на иное толкование действующего законодательства. Также ответчик указывает на то, что до предоставления спорного жилого помещения он проживал в служебном жилье, которое в настоящее время перераспределено другим гражданам. Выселение без предоставления иного жилья не возможно. Ответчик является добросовестной стороной по сделке. Спорная квартира предоставлена ему на законных основаниях. В суде первой инстанции предметом разбирательства вопрос о взыскании с ответчика конкретной суммы не являлся. Ответчик согласия на возмещение за счет личных средств в федеральный бюджет РФ стоимости площади, превышающей норму предоставления жилья при заключении договора социального найма не давал, что подтверждается материалами дела и на заседании жилищной комиссии не присутствовал.
Также на апелляционную жалобу поступили возражения заместителя прокурора ЗАТО г. Лесной, согласно которым решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения. Нормативный правовой акт, определяющий порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, Правительством РФ принят только 24.10.2013, то есть после получения ответчиком спорной квартиры. Ответчик является добросовестной стороной сделки. Оснований для признания решения жилищной комиссии недействительным, расторжении договора социального найма жилого помещения не имеется.
В суде апелляционной инстанции ответчик Глебов А.В. поддержал доводы возражений на апелляционную жалобу.
Прокурором дано заключение, согласно которому решение суда является законным и обоснованным, не подлежащем отмене по доводам апелляционной жалобы представителя истца. Со стороны ответчика нарушений при предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не усматривается.
Остальные участвующие в деле лица (представитель истца, представитель ответчика, представители третьих лиц Уральского регионального командования внутренних войск МВД России, Территориального управления Росимущества в Свердловской области, Отделения УФМС России по ГО "город Лесной"), извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщили. Неявившиеся участники процесса не ходатайствовали об отложении слушания дела.
Как следует из материалов дела, лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания путем направления им извещения от 05.03.2015, а также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном сайте Свердловского областного суда в сети интернет.
Ответчик, прокурор против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не возражали.
При таких обстоятельствах и с учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что участвующие в деле лица знали о рассмотрении дела в суде, извещены о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела адресам за срок достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, их отсутствие не препятствует рассмотрению дела, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
В соответствии с ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения ответчика, заключение прокурора, изучив материалы дела и имеющиеся в нем доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия пришла к следующему.
Разрешая спор по существу, суд правильно установил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N ФЗ-76 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 2 ст. 15 (действующего до 01.01.2014) указанного закона жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Согласно п. 1 ст. 15.1 упомянутого закона норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в п. 1 настоящей статьи, и предусмотренного п. 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более 9 кв.м. общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего (п. 3 ст. 15.1 Закона).
При предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 настоящей статьи, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан. Порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации (ст. 16 Закона).
Постановлением Правительства РФ от N 942 от 24.10.2013 утверждены Правила оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Судом первой инстанции было установлено и материалами дела подтверждается, что ответчик является военнослужащим войсковой части 3275.
24.06.1992 решением жилищной комиссии войсковой части 3275 Глебов А.В. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 3 человека (супруга и дочери).
В 2010 году брак между супругами Глебовыми был прекращен. С указанного времени ответчик Глебов А.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных с составом семьи 1 чел.
В связи с тем, что ответчик изъявил желание получить распределяемое на данном заседании жилищной комиссии жилье с условием сдачи занимаемого им в настоящее время жилья в распоряжение войсковой части 3275, ему была выделена 1-комнатная ... , общей площадью 38,6 кв.м.
На основании пп. 1, 2 п. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ Глебов А.В. снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в войсковой части 3275.
( / / ) с ответчиком был заключен договор социального найма жилого помещения N 22/12, а ( / / ) спорное жилое помещение было передано ( / / )1 в единоличную собственность.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные истцом требования по существу, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку суду был представлен подлинник протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 3275 от 04.07.2012, в котором отсутствуют формулировки об обязательстве ответчика оплатить 2,6 кв.м. (превышение установленной законом нормы предоставления жилого помещения). Стороной истца доказательств обратного ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции не представлено.
Кроме того, принимая решение об отказе истцу в иске, суд первой инстанции руководствовался датой принятия Правительством РФ постановления N 942 "Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" - 24.10.2013, то есть после предоставления спорного жилого помещения ответчику. При этом суд первой инстанции правильно установил отсутствие со стороны ответчика действий, позволяющих суду признать договор социального найма жилого помещения недействительным.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, исходя из установленных обстоятельств дела, мотивированы, подтверждены представленными сторонами доказательствами, которым дана надлежащая оценка по правилам оценки доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик при принятии решения о предоставлении ему жилья больше площадью, чем предусмотрено законом, был уведомлен о необходимости внесения оплаты за площадь превышающую норму предоставления, судебная коллегия отклоняет. Данные доводы приводились представителем истца в суде первой инстанции, им была дана судом надлежащая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы жалобы заявителя о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство представителя истца о вызове в судебное заседание представителя третьего лица Территориального управления Росимущества в Свердловской области, чьи показания имели бы исключительно важное значение в совокупности с иными доказательствами по делу и могли повлиять на выводы суд, судебная коллегия отклоняет, поскольку представителем третьего лица был направлен в суд первой инстанции отзыв с изложением своей позиции по существу спора. Явка представителя не была признана судом первой инстанции обязательной. Более того, в соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432, указанный орган не уполномочен предоставлять жилые помещения гражданам, не имеет полномочий в области управления жилым фондом (п. 1 указанного Положения).
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений применения норм материального права и норм процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи, с чем решение суда является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение городского суда города Лесного Свердловской области от 26.11.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу войсковой части 3275 - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Константинова
Судьи: Л.Ф. Лимонова
Л.С. Деменева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.