Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кутлановой Л.М., Панасенко Г.В.,
при секретаре Мишкеевой С.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева Владимира Юрьевича к Министерству внутренних дел России по Республике Калмыкия о признании незаконным отказа в изменении идентификационных данных автомобиля и возложении обязанности произвести регистрационные действия по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел России по Республике Калмыкия Церенова О.П. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 января 2015 года.
Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В., объяснения представителя Министерства внутренних дел России по Республике Калмыкия Баджаевой З.А., Лиджиева С.И., поддержавших доводы жалобы, возражения Болдырева В.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Болдырев В.Ю. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что является собственником автомашины марки ВАЗ " ... ", государственный регистрационный знак " ... ", **** года выпуска. В связи с износом кузова автомашины, 8 августа 2012 г. по договору купли-продажи он приобрел другой кузов - от автомобиля марки ВАЗ " ... ", **** года выпуска, N " ... ". По его заказу ОАО "Такси", имеющее сертификат соответствия на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, произвело установку приобретенного кузова на его автомашину. После этого он обратился в МРЭО ГИБДД Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (далее по тексту - МВД по РК) заявлением о совершении регистрационных действий по внесению изменений в регистрационные данные его автомобиля ВАЗ " ... " в связи с заменой номерного агрегата - кузова, в чем ему было незаконно отказано. С данным отказом он не согласен, просит признать его незаконным и обязать МРЭО ГИБДД МВД по РК внести изменения в регистрационные данные автомобиля марки ВАЗ " ... ", государственный регистрационный знак " ... ", - в паспорт данного транспортного средства ВАЗ " ... " от 22 ноября 2001 г., указав новый номер кузова.
В судебное заседание Болдырев В.Ю. не явился, в телефонограмме, направленной в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Представитель МВД по РК Церенов О.П. в судебном заседании иск не признал.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 января 2015 г. исковые требования Болдырева В.Ю. удовлетворены. Признан незаконным отказ МРЭО ГИБДД МВД по РК в предоставлении Болдыреву В.Ю. государственной услуги по совершению регистрации изменений в идентификационные данные автомобиля ВАЗ " ... ", государственный регистрационный знак " ... ". На МРЭО ГИБДД МВД по РК возложена обязанность внести изменения в регистрационные данные автомобиля ВАЗ " ... ", государственный регистрационный знак " ... ", - в паспорт транспортного средства " ... " от 22 ноября 2001г. - указать номер кузова " ... ".
В апелляционной жалобе представитель ответчика Церенов О.П. просит решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на неправильное применение и толкование норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, в результате внесения изменений в конструкцию автомобиля путем замены кузова было создано новое, не идентифицированное транспортное средство. Заявителем не представлены доказательства соответствия автомашины требованиям безопасности дорожного движения. Указал на внесенные изменения в приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N1001 "О порядке регистрации транспортных средств", согласно которым п.п. 9-11 названного акта, предусматривающие порядок и условия внесения изменений в регистрационные данные на номерные агрегаты, утратили силу.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и проверив в интересах законности решение суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям
.
Удовлетворяя требования, суд руководствовался п.3 постановления Правительства Российской Федерации "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники в Российской Федерации", п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - МВД РФ) по предоставлению государственной услуги по регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, и исходил из того, что заявителем не производилось внесение изменений в конструкцию транспортного средства, осуществлена замена кузова транспортного средства на аналогичный, что не является самостоятельной сборкой транспортного средства, а относится к капитальному ремонту. Суд, посчитав, что действующее законодательство допускает замену номерного агрегата транспортного средства, доказательств сокрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем, на автомашине заявителя не представлено, удовлетворил требования. Кроме того, в обоснование своих выводом о незаконности действий МРЭО ГИБДД суд указал на то, что указанные действия сотрудников полиции препятствуют осуществлению правомочий Болдырева В.Ю. по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом.
С данными выводами суда нельзя согласиться ввиду неправильного толкования и применения норм материального права.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее по тексту - Закон) определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 15 указанного Закона допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. После внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
Процедуры удостоверения такого соответствия предусмотрены, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 720 "Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств" (далее по тексту - Технический регламент), действовавшим на период спорных правоотношений и утратившим силу с 20 февраля 2015 г.
В соответствии с пунктами 13, 79, 81 и 82 Технического регламента базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер. При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию. Оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию, осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Согласно ОСТ 37.001.269-96 "Транспортные средства. Маркировка" обязательным элементов маркировки является идентификационный номер транспортного средства (VIN), под которым понимается комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации. Такой номер индивидуален для каждого транспортного средства, в нем кроме порядкового заводского номера содержится информация о стране-изготовителе, автозаводе, варианте двигателя, годе выпуска, расположении руля, виде привода.
В пункте 5 Технического регламента базовое транспортное средство определено как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
При замене основных элементов базового транспортного средства происходит фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что делает невозможной его идентификацию.
Действующий с 1 января 2015 г. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, членом которого является Россия, также предусматривает, что дальнейшая эксплуатация транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями возможна при наличии документа (свидетельства) о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности. Порядок выдачи указанного документа установлен данным регламентом.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", технический регламент, принятый в установленном порядке, является документом, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
Статья 2 указанного закона устанавливает, что под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. Сертификатом соответствия является документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.
Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким документом является паспорт транспортного средства, подтверждающий техническую безопасность автомобиля, номерные обозначения узлов и агрегатов которого указаны в этом паспорте.
На основании пункта 4 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, а также заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Порядок регистрации автомототранспортных средств в органах ГИБДД установлен Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденными приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 (далее по тексту - Правила).
В пункте 2 Правил указано, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 51 Приложения N1 Правил при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Из данных норм следует, что приобретение права на транспортное средство, а также нахождение транспортного средства в исправном техническом состоянии, но при отсутствии действительного ПТС, а также сертификации автомобиля на соответствие требованиям безопасности дорожного движения, не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Пунктом 24 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД РФ от 7 августа 2013 г. N 605 (далее по тексту - Административный регламент), установлен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга не предоставляется по следующим основаниям:
представление документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащих недостоверную информацию;
представление транспортных средств, изготовленных в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимых на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами, а также представление транспортных средств, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах.
В наставлении по техническому надзору ГИБДД МВД РФ, утвержденном приказом МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240, дается пояснение, согласно которому изменение конструкции транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Как установлено судом и видно из материалов дела, Болдыревым В.Ю. без получения соответствующего разрешения органов ГАИ произведена замена кузова автомобиля марки ВАЗ " ... ", **** года выпуска, на кузов автомобиля марки ВАЗ " ... ", 2011 года выпуска.
Кузов автомобиля является основным элементом транспортного средства, на котором нанесен его идентификационный номер (VIN), уникальным, указываемым в документах на транспортное средство, позволяющим идентифицировать это транспортное средство.
Согласно пункту 2.1 Приложения N 8 к Техническому регламенту табличка изготовителя, на которую, в том числе, наносится код VIN, присваиваемый транспортному средству для его идентификации, должна быть прочно закреплена на заметном и легкодоступном месте на части транспортного средства, не подлежащей замене в процессе эксплуатации и не должна быть снимаемой без применения специального инструмента.
Транспортные средства, как правило, имеют несущий кузов или рамную конструкцию, где кузов или рама являются основным элементом базового транспортного средства, соответствие которого требованиям безопасности подтверждается выданным на него паспортом транспортного средства. В результате замены кузова автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности в порядке, установленном названным Техническим регламентом после получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства.
Соответствие идентификационной маркировки транспортного средства с
представленными документами устанавливается сотрудником ГИБДД при проведении визуального осмотра транспортного средства в соответствии с требованиями пунктов 39-41 Административного регламента, в процессе производства регистрационного действия.
Как следует из материалов дела, заявителем не были представлены доказательства того, что новый кузов с номером " ... " имеет соответствующий сертификат соответствия, что транспортное средство с новым кузовом соответствует требованиям указанного выше технического регламента, требованиям безопасности дорожного движения и может быть допущено к участию в дорожном движении.
При таких обстоятельствах, учитывая, что основания, препятствующие регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств, прежде всего, направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении автомобиля, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан, у сотрудников МРЭО ГИБДД МВД по РК имелись основания для отказа в регистрации принадлежащего Болдыреву В.Ю. транспортного средства, в связи с чем, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.
Вывод суда первой инстанции о том, что при указанных обстоятельствах отказ в осуществлении регистрационных действий ограничивает право истца как собственника автомобиля по владению, пользованию и распоряжению им, является ошибочным, поскольку ограничение правомочий собственника транспортного средства, выражающееся в особом правовом режиме данного источника повышенной опасности и специальных правилах допуска его в эксплуатацию, установлено Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", согласно которому регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Таким образом, доводы жалобы представителя МВД по РК являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Довод истца Болдырева В.Ю. о регистрации номерного агрегата - кузова, приобретенного по договору купли-продажи, на основании заключения о переоборудовании автомобиля ВАЗ " ... ", диагностической карты несостоятелен, поскольку пункты 9-11 приказа МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N1001 "О порядке регистрации транспортных средств", предусматривающие порядок и условия внесения изменений в регистрационные данные на номерные агрегаты, утратили силу.
Административного регламента, предусматривавшие такую регистрацию при представлении заявления и паспорта транспортного средства либо документа на номерной агрегат, исключены приказом МВД РФ от 7 августа 2013 г. N605.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска Болдыреву В.Ю.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 19 января 2015 г. отменить.
В удовлетворении исковых требований Болдырева Владимира Васильевича к Министерству внутренних дел по Республики Калмыкия о признании незаконным отказа в изменении идентификационных данных автомобиля и возложении обязанности произвести регистрационные действия отказать.
Апелляционную жалобу представителя ответчика Церенова О.П. удовлетворить.
Председательствующий Л.Л. Лиджеева
Судьи Л.М. Кутланова
Г.В. Панасенко
Копия верна: судья Г.В. Панасенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.