Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Криволаповой Е.А.,
судей Осиповой И.Г., Дубинина А.И.,
с участием прокурора Ледовской Н.В.,
при секретаре судебного заседания Мараховском С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности К.Т.В., по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Ставропольского края по доверенности Е.Н.В. на решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 сентября 2014 года по исковому заявлению П.(М.)А.В., М.Е.С. и М.А.С. к Министерству Обороны РФ и Военному комиссариату Ставропольского края о возмещении вреда в результате смерти кормильца и компенсации морального вреда,
заслушав доклад судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
П.(М.)А.В., М.Е.С. и М.А.С. обратились в суд с исковым заявлением к Министерству Обороны РФ и Военному комиссариату Ставропольского края о возмещении вреда в результате смерти кормильца и компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, в части сумм возмещения вреда, причиненного в результате смерти кормильца.
В судебном заседании истец П.(М.)А.В., выступающая в своих интересах и в интересах М.Е.С. и М.А.С. на основании надлежащим образом оформленных доверенностей, заявленные исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме и пояснила следующее.
Капитан М.С.М., погиб 17 января 1995 года в Республике Чечня в районе боевых действий при исполнении обязанностей военной службы. В связи с гибелью мужа и отца детей, истцам была назначена пенсия по потере кормильца. С 2003 г. и до 1.10.2012 г. П.(М.)А.В. получала пенсию по случаю потери кормильца на себя, на дочь М.Е.С. *** года рождения и сына М.А.С., *** года рождения, выплачиваемую военным комиссариатом Ставропольского края. Ранее, т. е. с 1995 г. и по 2003 г. пенсию по потере кормильца П.(М.) А.В. получала через Волгоградский облвоенкомат, т.к. проживала в г. Волгограде.
08 ноября 2001 года П.(М.)А.В. обратилась в Министерство Обороны" РФ и в Волгоградский облвоенкомат с заявлением о возмещении вреда истцам в связи со смертью кормильца. В возмещении вреда истцам было отказано.
04 декабря 2001 года П.(М.)А.В. было подано исковое заявление в Центральный районный суд г. Волгограда к Министерству Обороны РФ и к Волгоградскому облвоенкомату о возмещении вреда истцам в связи со смертью кормильца. Вступившим в законную силу решением суда от 30 сентября 2002 г. в заявленных требованиях истцам было отказано.
20.10.2010г. было опубликовано и вступило в законную силу Постановление Конституционного суда Российской Федерации N 18-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с запросом Ногайского районного суда Республики Дагестан".
Конституционный Суд РФ постановил: Признать не противоречащими Конституции РФ положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта статьи 18 ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку данные положения по своему конституционно-правовому смыслу во взаимосвязи со ст. 84 ГК РФ в системе действующего правового регулирования не предполагают ограничение возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего, проходившего службу по контракту, которые имеют право на получение возмещения вреда по случаю потери кормильца в связи с его гибелью (смертью), наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смертью, наступившей вследствие контузии, травмы), полученного при исполнении обязанностей военной службы, выплатой только страховых сумм и единовременного пособия, в том числе при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц, и направлены в том числе на восполнение указанным гражданам имущественных потерь, причиненных смертью кормильца, с тем, чтобы причитающиеся им в соответствии с законодательством выплаты в совокупности не могли быть меньше той части заработка (денежного довольствия), которая приходилась на долю каждого из них при жизни военнослужащего ... "
Основываясь на вышеуказанное Постановление Конституционного суда Российской Федерации, истцом было подано в Центральный районный суд г. Волгограда заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения Центрального районного суда г.Волгограда по делу N 33-6004 от 30 сентября 2002г.
Определением по делу N2-755/02 от 23.11.2011г. заявление П.А.В. о пересмотре решения суда от 30.09.2002г. по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданскому делу по исковому заявлению к Министерству Обороны РФ, Волгоградскому областному военному комиссариату о возмещении вреда в результате смерти кормильца, удовлетворено.
Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 30.09.2002г. отменено. Дело было назначено к рассмотрению на 01.12.2011г. и 09.12.2011г. Определение от 09.12.2011г. дело было оставлено без рассмотрения в соответствии с п.6 ст.222 ГПК РФ в связи с неявкой истца. Суд не учел того факта, что повестку на судебное заседание, назначенное на 09.12.11г. истец получил уже после 09.12.11г.
Оставление иска без рассмотрения не лишает истца права обратится вновь с иском в общем порядке в соответствие со ст. 223 ГПК РФ, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке.
Так как в настоящее время истцы проживают в Ставропольском крае в г.Ессентуки, находились на учете в Военном комиссариате г. Ессентуки, пенсионное дело было передано Военным комиссариатом Волгоградской области в Военный комиссариат Ставропольского края, о чем свидетельствует справка от 22.11.11г. выданная Военным комиссариатом Волгоградской области, считает, что дело должно быть пересмотрено районным судом г. Ессентуки по месту проживания истцов и по месту нахождения ответчика в соответствие со ст. 29 ГПК.
Истец П.(М.) в своих интересах и в интересах М.Е.С. и М.А.С. просила суд:
Взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу П.(М.)А.В. в счёт возмещения вреда в связи со смертью кормильца на основании главы 59 ГК РФ единовременно за период с 30.09.99 г. до 01.08.2008 г. в размере ***руб. *** коп.
Взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу М.Е.С. в счёт возмещения вреда в связи со смертью кормильца на основании главы 59 ГК РФ единовременно за период с 30.09.99 г. до 31.06.2011 г. в размере *** руб. *** коп.
Взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу М.А.С. в счёт возмещения вреда в связи со смертью кормильца на основании главы 59 ГК РФ единовременно за период 30.09.99 г. до 31.12.2011 г. в размере *** руб. *** коп.
Взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу П.А.В. в счет компенсации морального вреда сумму в размере *** руб.
Взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу в пользу М.Е.С. в счет компенсации морального вреда сумму в размере *** руб.
Взыскать с Военного комиссариата Ставропольского края за счет Министерства Обороны РФ в пользу М.А.С. в счет компенсации морального вреда сумму в размере *** руб.
Обжалуемым решением Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 сентября 2014 года исковые требования П.(М.)А.В., М.Е.С. и М.А.С. к Министерству Обороны РФ и Военному комиссариату Ставропольского края о возмещении вреда в результате смерти кормильца и компенсации морального вреда, удовлетворены частично.
Взыскано с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу П.(М.) А.В. счёт возмещения вреда в связи со смертью кормильца на основании главы 59 ГК РФ, единовременно за период с 30.09.99 г. до 01.08.2008 г. в размере ***руб. *** коп.
Взыскано с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу М.Е.С. в счёт возмещения вреда в связи со смертью кормильца на основании главы 59 ГК РФ единовременно за период с 30.09.99 г. до 31.06.2011 г. в размере *** руб. 18 коп.
Взыскано с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу М.А.С. в счёт возмещения вреда, в связи со смертью кормильца на основании главы 59 ГК РФ, единовременно за период с 30.09.99 г. до 31.12.2011 г. в размере *** руб. *** коп.
Взыскано с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу П.(М.) А.В. в счет компенсации морального вреда сумму в размере *** руб.
В удовлетворении требования П.(М.)А.В. о взыскании с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ компенсации морального вреда в размере *** рублей, отказано.
Взыскано с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу М.Е.С. в счет компенсации морального вреда сумму в размере *** руб.
В удовлетворении требования М.Е.С. о взыскании с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ компенсации морального вреда в размере *** рублей, отказано.
Взыскано с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ в пользу М.А.С. в счет компенсации морального вреда сумму в размере *** руб.
В удовлетворении требования М.А.С. о взыскании с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ компенсации морального вреда в размере *** рублей, отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации - К.Т.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов указывает, что капитан М.С.М. погиб в 1995 году. В этот период социальные гарантии членам семьи погибшего были установлены Федеральным законом от 22 января 1993 годаN4338-1 "О статусе военнослужащих" (далее - Закон 1993г.N4338-1). Согласно п.1 ст.18 Закона 1993г.N4338-1 военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов). Порядок выплаты страховых сумм был установлен постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 295 " О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" (далее - Постановление 993г.N 295).
Так, при наступлении страховых случаев, в частности при гибели военнослужащего в период прохождения им военной службы каждому члену семьи погибшего в качестве страховых сумм, выплачивалось 25 окладов денежного содержания погибшего военнослужащего (ст.3 Постановления 1993 г.N 295).
Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.2 ст.18 Закона 1993г.N4338-1 в случае гибели военнослужащих наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим 18 лет (учащимся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18-летнего возраста, отцам и матерям - выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания. Данная выплата представляет собой, дополнительную социальную гарантию, установленную законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.
Согласно информации предоставленной Военно-страховой компанией членам семьи погибшего военнослужащего М.С.М. были произведены выплаты, в частности:
М.А.В. - страховой суммы в размере *** рублей (неденоминированных) и единовременного пособия в размере *** рублей (неденоминированных).
Также, члены семей погибших военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Как следует из Федеральных законов от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия - это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода). Соответственно, пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход. В рамках действующего правового регулирования для членов семьи военнослужащего, погибшего при исполнении обязанностей военной службы, которые получают пенсию по случаю потери кормильца, предусматриваются также ежемесячная доплата в размере *** рублей (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 февраля 2005 года N 176 "Об установлении ежемесячной доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров") и, кроме того, для их детей - ежемесячное пособие в размере *** рублей, выплачиваемое до достижения ими возраста 18 лет (для ставших инвалидами до достижения возраста 18 лет - независимо от возраста), а детям, обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, - до конца обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет (пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 1219 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты детей военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)", Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года N 481 "О ежемесячном пособии детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей)").
Также, каждому нетрудоспособному члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, состоявшему на его иждивении и получающему пенсию по случаю потери кормильца, Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предоставляются меры социальной поддержки и ежемесячная денежная выплата (статья 21, пункт 4 статьи 23.1). За членами семей погибших (умерших) военнослужащих сохраняется ряд иных мер социальной защиты, в том числе право на получение жилых помещений в первоочередном порядке, компенсационные выплаты по оплате жилья и коммунальных услуг, а также социальные гарантии и компенсации, которыми они пользовались при жизни военнослужащего.
Кроме того, в соответствии с п.9 ст. 3 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" определено, что в случае гибели (смерти) военнослужащего или, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего). Выплата ежемесячной денежной компенсации по данному основанию производилась М.А.С. до октября 2012 года (прекращена в связи с достижением получателем совершеннолетия).
Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2002 года N 17-П "военная служба по смыслу статей 37 (ч.1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (ч.4), 72 (п. "б" ч.1) и 114 (п. "д" и "е"), посредством которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Выбор правовых средств, направленных на возмещение такого вреда, относится к дискреции федерального законодателя, который, осуществляя на основании статей 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации правовое регулирование в данной сфере, обязан предусматривать эффективные гарантии реализации прав военнослужащих, соответствующие правовой природе и целям возмещения вреда, причиненного их здоровью, характеру возникающих между ними и государством правоотношений.
Учитывая особый характер обязанностей государства по отношению к военнослужащим как лицам, выполняющим конституционно значимые функции, федеральный законодатель закрепил в числе особых публично-правовых способов возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы, обязательное государственное страхование их жизни и здоровья, специальное пенсионное обеспечение и систему мер социальной защиты, предназначение которых - в максимальной степени компенсировать последствия изменения материального и социального статуса военнослужащего - гражданина (данная позиция находит свое подтверждение в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2009 года N 13-П, от 20.10.2010 года N 18-П, от 17.05.2011 года N8-11).
Поскольку государство в лице Министерства обороны РФ предусмотренные законом обязательства по возмещению вреда членам семьи погибшего военнослужащего выполнило в полном объеме, оснований для взыскания каких- либо иных дополнительных выплат в возмещение вреда здоровью не имеется, так как двойное возмещение вреда действующим законодательством не предусмотрено (определения Верховного Суда от 29 марта 2006 г. N 46-В06-3, от 20 января 2012 года N19-В 11-30).
Однако судом первой инстанции надлежащая оценка данного обстоятельства не дана в связи, с чем вывод суда не соответствует обстоятельствам дела.
Суд взыскал в пользу истцов, с военного комиссариата Ставропольского края за счет средств Министерства обороны в счет возмещения вреда в связи со смертью кормильца единовременные суммы и компенсацию морального вреда. Согласно статье 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам главы 59 (ст. 1064-1101) ГК РФ, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности. Во взаимосвязи со ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и ст. 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, следует, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда. Следовательно, возможность возмещения причиненного вреда в связи со смертью кормильца на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлениях от 20 октября 2010 года N 18-П, от 17.05.2011 N 8-П: "в системной связи со статьей 1064 ГК Российской Федерации, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и его статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда".
При этом статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения такого вреда, но лишь в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда, и позволяет использовать дополнительно к публично-правовым средствам социальной защиты военнослужащих меры гражданско-правовой ответственности в тех случаях, когда вина органов и должностных лиц государства в причинении вреда жизни или здоровью гражданина при исполнении им обязанностей военной службы установлена.
Между тем обстоятельств, свидетельствующих о том, что военный комиссариат Ставропольского края и Министерство обороны Российской Федерации являлись непосредственными причинителями вреда, либо совершали какие - либо противоправные действия по отношению к погибшему военнослужащему или имелись иные доказательства вины ответчиков в причинении вреда, судом не установлено, что исключает возможность возмещения вреда в порядке установленном гл. 59 ГПК РФ (определения Верховного Суда РФ от 7 февраля 2014 годаN18-КГ13-187, от 6 июня 2014г. N26-КГ14-18, от 8 августа 2014 года N19-КГ14-10).
Возмещение вреда государством возможно также в случаях, когда причинение вреда имело место в результате виновных противоправных действий воинских должностных лиц, а также должностных лиц других государственных органов. Однако данных обстоятельств при рассмотрении гражданского дела также не установлено.
В этой части судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права - суд не применил закон подлежащего применению (ст.ст. 1064, 1069, 1084 ГК РФ) и не правильно истолковал закон (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 20.10.2010г. N18-11).
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе. В соответствии с п.п.2 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием), они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Однако обстоятельств подтверждающих противоправность действий должностных лиц ответчика судом не установлено.
Следовательно, основания для взыскания компенсации морального вреда отсутствуют.
В этой части судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права - суд не применил закон подлежащего применению (ст.ст. 151, 1064, 1084 ГК РФ) и неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела.
Согласно п. 1 ст. 1088 ГК РФ в случае смерти потерпевшего (кормильца) право на возмещение вреда имеют в частности, нетрудоспособные липа, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.
В соответствии с п. 1 ст. 1089 ГК РФ указанным лицам вред возмещается в размере той доли заработка (дохода) умершего, которую они получали или имели право получать на свое содержание при его жизни.
Согласно ст. 208 ГК РФ требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
В силу п.7 постановления Пленума Верховного Суда от 26 января 2010 года N1 суд вправе взыскать сумму возмещения вреда и за период, превышающий три года, при условии установления вины ответчика в образовавшихся недоплатах и несвоевременных выплатах гражданину.
Тем не менее, суд удовлетворил заявленные истцами требования за период с 30.06.1999г. по 31.12.2011 г.
В этой части судом первой инстанции допущено нарушение норм материального права - суд не применил закон подлежащего применению (ст.208 ГК РФ, постановление Пленума Верховного Суда от 26 января 2010 года N1).
В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Ставропольского края по доверенности Е.Н.В., просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы П.А.В., действующая в своих интересах и в интересах М.Е.С. и М.А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и возражениях относительно их, заслушав пояснения представителя Министерства обороны Российской Федерации и военного комиссариата Ставропольского края по доверенности Е.Н.В., поддержавшую доводы жалоб, пояснения П.А.В., действующей в своих интересах и интересах М.А.С., М.Е.С., возражавшей в удовлетворении жалоб, заслушав заключение прокурора Ледовской Н.В., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционных жалоб, судебная коллегия считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В силу статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствии с пунктами 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Указанным требованиям закона обжалуемое решение суда не отвечает, а доводы апелляционной жалобы заслуживают внимания.
Удовлетворяя требования истцов и взыскивая с Военного комиссариата Ставропольского края за счёт средств Министерства Обороны РФ суммы в возмещение вреда в результате смерти кормильца, суд первой инстанции сослался на положения ст. 1084 ГК РФ, предусматривающей, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, в том числе и при исполнении обязанностей военной службы, возмещается по правилам главы 59 Гражданского кодекса РФ (ст. 1085-1094 ГК РФ), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Между тем, такие выводы основаны на неправильном применении и толковании норм материального права.
Как следует из материалов дела, капитан М.С.М., погиб 17 января 1995 года в Республике Чечня в районе боевых действий при исполнении обязанностей военной службы. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о смерти серии 1-РК N ***, выданного 25 января 1995 года Горьковским п/Загс Советского района Волгограда.
В соответствии со статьей 1084 вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Из приведенной нормы во взаимосвязи с иными нормами главы 59 ГК РФ, в том числе ст. 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и ст. 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, следует, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним лиц в порядке главы 59 ГК РФ возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении данного вреда.
Таким образом, возможность возмещения вреда здоровью на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда, а также его вину.
Из материалов дела следует, что Военный комиссариат СК непосредственным причинителем вреда здоровью М.С.М. не является, каких-либо противоправных действий по отношению к нему не совершал, доказательств вины ответчика в причинении вреда здоровью мужа и отца истцов в суд также не представлено, в связи с чем правовые основания для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья, по правилам главы 59 ГК РФ отсутствуют.
Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнениями ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 (части 1, 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 и 71 (пункты "в", "м") Конституции Российской Федерации влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона РФ от 22 января 1993 годаN4338-1 "О статусе военнослужащих" действовавшего на момент гибели М.С.М., военнослужащие подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения ими военной службы (военных сборов).
Порядок выплаты страховых сумм устанавливался постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 г. N 295 " О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" (далее - Постановление 993г.N295).
Так, при наступлении страховых случаев, в частности при гибели военнослужащего в период прохождения им военной службы каждому члену семьи погибшего в качестве страховых сумм, выплачивалось 25 окладов денежного содержания погибшего военнослужащего (ст.3 Постановления 1993 г.N295).
Таким образом, посредством обязательного государственного страхования жизни и здоровья, предполагающего выплату при наступлении страховых случаев соответствующих страховых сумм, военнослужащим обеспечивается право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, право на охрану здоровья, защита имущественных прав, а также осуществляется социальное обеспечение граждан в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии с п.2 ст.18 Закона 1993г.N4338-1 в случае гибели военнослужащих наступившей при исполнении ими обязанностей военной службы, членам их семей - женам (мужьям), детям, не достигшим 18 лет (учащимся в возрасте до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18-летнего возраста, отцам и матерям - выплачивается (в равных долях) единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания. Данная выплата представляет собой, дополнительную социальную гарантию, установленную законом для соответствующей категории граждан, в отношении которых государство берет на себя компенсацию причиненного вреда как орган, действующий в публичных интересах.
Как следует из пояснений ответчиков, Военно-страховой компанией членам семьи погибшего военнослужащего М.С.М. были произведены выплаты, в частности: М.А.В. - страховой суммы в размере *** рублей (неденоминированных) и единовременного пособия в размере *** рублей (неденоминированных).
Также, члены семей погибших военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Как следует из Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"(абз2 ст.2) и Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(абз2 ст.2) пенсия - это ежемесячная денежная выплата, предоставляемая гражданам, в том числе в целях компенсации утраченного заработка (дохода).
Таким образом, пенсия по случаю потери кормильца имеет целью текущее (постоянное) жизнеобеспечение нетрудоспособных членов семьи умершего гражданина, состоявших на его иждивении, и призвана восполнить утраченный семьей в связи со смертью кормильца доход.
Судом установлено, что в связи со смертью М.С.М. с 2003 г. и до 01.10.2012 г. П.(М.) А.В. получала пенсию по случаю потери кормильца на себя, на дочь М.Е.С., *** года рождения и сына М.А.С., *** года рождения, выплачиваемую военным комиссариатом Ставропольского края. Ранее, т.е. с 1995 г. и по 2003 г. пенсию по потере кормильца П.(М.)А.В. получала через Волгоградский областной военкомат, т.к. проживала в г.Волгограде.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции М.А.В. не отрицала, что истцами были получены все выплаты в счет возмещения вреда здоровью, предусмотренные Федеральным законом от 23 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" и Постановлением Совета Министров от 5 апреля 1993 г. N 295 "О порядке проведения обязательного государственного личного страхования военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел".
Тем самым, все выплаты, причитающиеся в связи с потерей кормильца, истцам произведены в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
Двойное возмещение вреда действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что утраченный истцами заработок (доход) в связи со смертью кормильца не компенсирован производимыми им выплатами в полном объеме в размере той части заработка (денежного довольствия), которая приходилась на их долю при жизни кормильца исходя из назначенного ему денежного довольствия, не представлено, на такие обстоятельства истцы не ссылаются.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
В силу ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Моральный вред, связанный с нарушением имущественных прав граждан, подлежит компенсации только при наличии специального указания об этом в законе.
В соответствии с п.п.2 п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием), они нанесены, степень вины причинителя, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме или иной материальной форме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора.
Обстоятельств подтверждающих противоправность действий должностных лиц военного комиссариата Ставропольского края не установлено.
Следовательно, основания для взыскания с военного комиссариата Ставропольского края компенсации морального вреда отсутствуют.
С учетом изложенного доводы апелляционных жалоб подлежат удовлетворению, а решение суд отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327,327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ессентукского городского суда Ставропольского края от 30 сентября 2014 года - отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований П.(М.) А.В., М.Е.С. и М.А.С. к Министерству Обороны РФ и Военному комиссариату Ставропольского края о возмещении вреда в результате смерти кормильца и компенсации морального вреда - отказать.
Апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности К.Т.В. и апелляционную жалобу представителя военного комиссариата Ставропольского края по доверенности Е.Н.В.- удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.