Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Решетниковой И.Ф., Алешко О.Б.
при секретаре Ретунской Н.Г.
с участием прокурора Мищенко Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы истца Крауса А. Д. на решение Табунского районного суда Алтайского края от 04 сентября 2014 года и дополнительное решение Табунского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2014 года
по делу по иску прокурора "адрес" Алтайского края в интересах Стрижак Е. В., Клокун Т. А., Чумаковой И. А., Крауса А. Д. к КГБУЗ " "данные изъяты"", Главному управлению Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности о взыскании задолженности по заработной плате.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Табунского района Алтайского края обратился в суд с иском в интересах Стрижак Е. В., Клокун Т. А., Чумаковой И. А., Краус А. Д. к КГБУЗ " "данные изъяты"" (далее КГБУЗ " "данные изъяты""), Главному управлению Алтайского края по фармацевтической деятельности о признании незаконными действий ответчиков по применению районного коэффициента до доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда, возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы истцам за период 2011-2014 годы и выплатить сумму невыплаченной заработной платы в пользу Стрижак Е. В. *** руб. 20 коп., Клокун Т. А. *** руб., Чумаковой И. А. *** руб. 20 коп., Краус А. Д. *** руб., возложении на ответчиков обязанности производить в дальнейшем расчет заработной платы с применением районного коэффициента после доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда при отработке работником нормы рабочего времени.
В обоснование требования указывал на то, что в нарушение действующего трудового законодательства районный коэффициент начислялся истцам на установленный ежемесячный должностной оклад. В связи с тем, что месячная заработная плата работников ниже минимального размера оплаты труда, доплата производилась до МРОТ, однако районный коэффициент был начислен до доведения заработной платы до МРОТ.
Ответчики в возражениях просили о применении срока исковой давности.
Уточнив исковые требования на основании ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, а также поскольку Стрижак Е.В. находится в декретном отпуске, Чумакова И.А. уволена, заработная плата Краусу А.Д. начисляется выше МРОТ, прокурор отказался от иска в отношении указанных истцов, поддержав требования в отношении Клокун Т.А. за период с декабря 2013 г. по февраль 2014г.
Истцы Клокун Т.А., Чумакова И.А., Краус А.Д. заявленные требования поддержали.
Решением Табунского районного суда Алтайского края от 04 сентября 2014 г. уточненные исковые требования прокурора Табунского района удовлетворены.
Действия КГБУЗ " "данные изъяты"", Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности по применению районного коэффициента до доведения заработной платы до минимального размера оплаты труда признаны незаконными в отношении Клокун Т.А.
На КГБУЗ " "данные изъяты"", Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы Клокун Т.А. за декабрь 2013 г., январь, февраль 2014 г. и выплатить ей сумму невыплаченной заработной платы.
С таким решением не согласен истец Краус А.Д., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить.
В качестве оснований к отмене решения суда указывает на то, что Краус А.Д. от исковых требований не отказывался, выражал несогласие с порядком начисления заработной платы, а именно в той части, что районный коэффициент начислялся на установленный ежемесячный оклад, что является нарушением действующего законодательства. В нарушение Постановления Правительства Российской Федерации N1631 от 27.12.1997 размер районного коэффициента начислялся исходя из 20%, а не из 25%. Кроме того, в соответствии с положениями ст. ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
Дополнительным решением Табунского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2014 г. на КГБУЗ " "данные изъяты"", Главное управление Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности возложена обязанность произвести перерасчёт заработной платы и выплатить сумму невыплаченной заработной платы Чумаковой И.А., Клокун Т.А., Краусу А.Д. за декабрь 2013 г. с учётом районного коэффициента в размере 25%.
Взыскана с КГБУЗ " "данные изъяты"", Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности государственная пошлина в размере 200 рублей.
В остальной части в требованиях истцам Краусу А.Д., Стрижак Е.В., Чумаковой И.А. отказано.
В апелляционной жалобе на дополнительное решение истец Краус А.Д. просит об отмене решения суда, ссылаясь на то, что в соответствии с положениями ст. ст. 315, 316, 317 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее МРОТ, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
В судебное заседание явился процессуальный истец прокурор Мищенко Е.Ю., поддерживающий доводы апелляционных жалоб истца. Остальные лица участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобы в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия, проверяя законность судебного акта в пределах доводов, изложенных в жалобе, на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для отмены судебных актов.
Как видно из материалов дела, исследовав доказательства, выслушав пояснения сторон, суд в решении от 04 сентября 2014 г. требования Крауса А.Д. не разрешил, в связи с чем было принято дополнительное решение.
Дополнительным решением Табунского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2014 г. на ответчиков возложена обязанность произвести перерасчёт заработной платы и выплатить сумму невыплаченной заработной платы Краусу А.Д. за декабрь 2013 г. с учётом районного коэффициента в размере 25%. В остальной части в требованиях Краусу А.Д. отказано.
Таким образом, обжалованное Краусом А.Д. по мотиву неразрешения его требований решение суда от 04 сентября 2014 г. отмене не подлежит, ввиду принятия дополнительного решения по делу.
Оснований для отмены дополнительного решения суда от 19 декабря 2014 г. по доводам жалобы судебная коллегия также не усматривает.
Так, в соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
Часть первая ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно положениям ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно - правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление от 27 ноября 2008 года N 11-П, Определение от 1 октября 2009 года N 1160-О-О).
При этом, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, гарантирующей работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О и от 25 февраля 2010 года N 162-О-О).
Таким образом, в силу указанных выше правовых норм, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.
Федеральным законом от 19 июня 2000 г. (в ред. от 03 декабря 2012г.) N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01 января 2013 г. установлен в сумме 5205 руб. в месяц.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 336-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года в сумме 5 554 руб. в месяц.
В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N4-р в Табунском районе Алтайского края установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 20% в связи с тяжёлыми климатическими условиями.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 N1631 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" установлено повышение с 1 января 1998 года районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1.25 на территории Алейского, Баевского. Благовещенского ... Табунского ... районов".
В ходе рассмотрения дела было установлено, что за декабрь 2013 г. заработная плата Крауса А.Д. до начисления районного коэффициента превышала минимальный размер оплаты труда (при этом не выполнена норма часов). Районный коэффициент начислялся уже на сумму, превышающую МРОТ. В январе 2014 г. Краусу А.Д. начислений не производилось. В феврале 2014 г. Краусом А.Д. отработано только 24 часа.
Таким образом, в указанной части оснований для удовлетворения требований Крауса А.Д. у суда не имелось.
Как было правильно указано в дополнительном решении суда, оклад работника может быть ниже минимального размера оплаты труда, при условии, если заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Требования истца о перерасчете с применением районного коэффициента в размере 1,25 за декабрь 2013 г. были судом удовлетворены, с января 2014 года КГБУЗ " "данные изъяты"" при начислении заработной платы уже применяла районный коэффициент в размере 25%.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия оставляет апелляционные жалобы истца Крауса А.Д. без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы истца Крауса А. Д. на решение Табунского районного суда Алтайского края от 04 сентября 2014 года и дополнительное решение Табунского районного суда Алтайского края от 19 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.