Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего- Платова А.С.,
судей - Сударьковой Е.В., Лазовского С.И.,
при секретаре - Васютиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сударьковой Е.В. дело по иску Ильиных "данные изъяты" к КГБУЗ "Кежемская РБ" о взыскании недополученной заработной платы и морального вреда,
по апелляционной жалобе истца Ильиных С.Д.,
на решение Кежемского районного суда Красноярского края от 22 декабря 2014 г., которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ильиных "данные изъяты" к КГБУЗ "Кежемская РБ" о взыскании "данные изъяты" рублей за оценку результативности и качества труда работы за четвертый квартал 2013 года и за первый квартал 2014 года, компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ильиных С.Д. обратился в суд с иском к КГБУЗ "Кежемская РБ" о взыскании недополученной заработной платы и компенсации морального вреда.
Свои требования мотивировал тем, что работает в КГБУЗ "Кежемская РБ" газоэлектросварщиком с 2011 года, в середине апреля 2014 года он не смог прийти на собрание, потому что выполнял срочную работу. Комиссией по оценки результативности и качества труда за первый квартал 2014 года с него были сняты 50 баллов, что сказалось на размере стимулирующих выплат и привело к уменьшению оплаты труда. Заместитель главного врача по хозяйственной работе КГБУЗ "Кежемская РБ" заставляет технический персонал и лично его под угрозой материального наказания приходить на указанные собрания, что является недопустимым нарушением его конституционного права. Полагает, что ведомственные приказы должны издаваться с учетом соблюдения Конституции РФ. С учетом заявления об изменении исковых требований просит суд, взыскать с ответчика 4 860,72 рублей, что соответствует денежному эквиваленту 36 баллов, снятых по результатам оценки его труда за четвертый квартал 2013 года и первый квартал 2014 года, и компенсировать моральный вред.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, исковые требования удовлетворить, в обоснование привел те же доводы, что и в исковом заявлении.
В судебное заседание истец Ильиных С.Д., представитель ответчика КГБУЗ "Кежемская РБ", представитель третьего лица Министерство здравоохранения Красноярского края, не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, об уважительности причин отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
Неисполнение участниками процесса процессуальной обязанности по уведомлению суда об уважительности причин отсутствия, позволяет сделать вывод об отсутствии таковых, что в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. ст. 135, 144, 191 Трудового кодекса Российской Федерации определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера, является прерогативой работодателя.
Законом Красноярского края от 29.10.2009 года N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" (статья 1) установлено, что система оплаты труда работников учреждений (далее - система оплаты труда) включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Система оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, для работников учреждений устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, содержащими нормы трудового права, и настоящим Законом.
Статьей 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года N 9-3864 предусмотрено, что работникам учреждений в пределах утвержденного фонда оплаты труда могут устанавливаться следующие выплаты стимулирующего характера: выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач; выплаты за интенсивность и высокие результаты работы; выплаты за качество выполняемых работ; персональные выплаты; выплаты по итогам работы.
Виды, условия, размер и порядок выплат стимулирующего характера, в том числе критерии оценки результативности и качества труда работников, утверждаются органом исполнительной власти края, осуществляющим правовое регулирование в соответствующих областях или сферах государственного управления, для работников подведомственных им учреждений, а также для работников учреждений, подведомственных службам и агентствам которые находятся в ведении соответствующих органов исполнительной власти края.
Критерии оценки результативности и качества труда работников учреждений могут детализироваться, конкретизироваться, дополняться и уточняться в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах учреждений, устанавливающих систему оплаты труда.
Выплаты стимулирующего характера производятся по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника (п.6 ст.4 закона).
Выплаты стимулирующего характера производятся в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников. ( в ред. Законов Красноярского края от 25.11.2010 N 11-5341, от 06.10.2011 N 13-6172, от 04.04.2013 N 4-1140).
Пункт 6 статьи 4 Закона в названной редакции действовал применительно к правоотношениям, возникшим до октября 2014 года, то есть в период рассматриваемого спора.
Приказом Министра здравоохранения Красноярского края от 09.12.2009 года N 521-орг "О видах, условиях, размерах и порядке выплат стимулирующего характера, осуществляемых работникам краевых государственных бюджетных и казенных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Красноярского края" статьей 1 частью 2 предусмотрено, что работникам учреждений осуществляются следующие виды стимулирующих выплат, в том числе выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ (п.2.1, 2.2,2.3,2.4).
Выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственность при выполнении поставленных задач, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работникам учреждений, за исключением выплаты за качество выполняемых работ работникам учреждений здравоохранения с высшим и средним медицинским образованием, замещающим должности согласно перечню, утвержденному Правительством края, и участвующим в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, осуществляются в соответствии с приложениями N 1 - 6 к настоящему Порядку.
Выплаты конкретному работнику учреждения устанавливаются ежеквартально на квартал, следующий за кварталом, в котором производилась оценка работы в баллах (далее - плановый квартал), по итогам работы в отчетном периоде (год, полугодие, квартал) в зависимости от периодичности оценки, определенной в приложениях N 1 - N 6 к настоящему Порядку.Согласно ст. 9 указанного Приказа выплаты стимулирующего характера работнику учреждения осуществляются по решению руководителя учреждения с учетом критериев оценки результативности и качества труда работника в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников, и оформляются соответствующим приказом.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, КГБУЗ "Кежемская районная больница" является некоммерческой организацией, учредителем и собственником которого является Красноярский край, находится в ведомственном подчинении министерству здравоохранения Красноярского края.
С 28.09.2011 г. Ильиных С.Д. работал в МБУЗ "Кежемская ЦРБ" электросварщиком, на основании трудового договора N333 от 28.09.2011 г. Согласно п.4 трудового договора заработная плата работника состоит из должностного оклада в размере 2 104,50 руб., районного коэффициента в размере 60%, северной надбавки в размере 50%, надбавки за непрерывный стаж работы в размере 20%,. Кроме того, работнику могут устанавливаться иные надбавки в порядке и на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда работников КГБУЗ "Кежемская РБ" утвержденного главным врачом, председателем ПК и согласовано министром здравоохранения и заместителем министра здравоохранения.
Приказом от 10.10.2014 года N455/2 с истцом прекращен трудовой договор на основании п. "а" ч.6 ст.81 ТК РФ - однократное грубое нарушение трудовых обязанностей - прогул, 13.10.2014 года.
Исходя из системного анализа перечисленных выше нормативных актов и трудового договора с истцом, суд обоснованно указал, что стимулирующая выплата по критериям важности выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности при выполнении поставленных задач, интенсивности и оценки результативности и труда работников (согласно установленному количеству баллов) не является гарантированной частью заработной платы, предусмотренной трудовым договором, относится к стимулирующим выплатам к окладу в порядке и на условиях, предусмотренных Положением об оплате труда.
Согласно пункту 4.2 Положения об оплате работников КГБУЗ "Кежемская районная больница", выплаты за важность выполняемой работы, степень самостоятельности и ответственности при выполнении постановленной задачи, за интенсивность и высокие результаты работы, за качество выполняемых работ работников учреждения устанавливаются с учетом критериев оценки результативности и качества деятельности Учреждения. Критерии оценки результативности и качества деятельности утверждаются главным врачом по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Согласно п. 4.7 Положения, работникам Учреждения осуществляются выплаты по итогам работы. При установлении размера выплаты по итогам работы для конкретного учитывается его личный вклад в результаты деятельности Учреждения.
Выплаты по итогам работы производится с учетом результатов оценки с учетом следующих условий: своевременное и качественное выполнение порученных заданий; инициатива, творчество и оперативность, проявленные при выполнении порученных заданий, а также при исполнении должностных обязанностей в соответствующем периоде; применение в работе современных форм и методов организации труда; качественная подготовка и своевременная сдача отчетности; выполнение заданий, реализация мероприятий, имеющих особое значение для статуса и деятельности Учреждения, и выполнение заданий, направленных повышение авторитета и имиджа Учреждения среди населения; выполнение заданий, связанных с обеспечением безаварийной, безотказной и бесперебойной работы инженерных и хозяйственно-эксплуатационных систем жизнеобеспечения Учреждения; оперативность выполнения заданий без снижения качества; выполнение заданий, связанных со сбором, анализом и обобщением больших объемов информации; подготовка предложений и участие в разработке проектов нормативных правовых актов.
Согласно п. 4.8. положения, выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению руководителя Учреждения в пределах утвержденного фонда оплаты труда Учреждения, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и направленных учреждением в установленном порядке на оплату труда работников, с учетом оценки результатов и оформляются соответствующим приказом.
Приказом главного врача N38 от 03.01.2014 года "О создании комиссии по оценке результативности и качества труда работников КГБУЗ "Кежемская РБ", утвержден состав комиссия по оценке деятельности труда работников КГБУЗ "Кежемская РБ", определены ответственные за предоставления оценки деятельности работников, а также порядок ее работы.
Согласно приложения N1 к приказу N38 от 03.01.2014 года в состав комиссии по оценке деятельности работников кроме прочих входил - заместитель главного врача по хозяйственным вопросам Цуриков Н.В.
Согласно приложения N2 к приказу N38 от 03.01.2014 года ответственным за оценку в структурном подразделении: начальник технического отдела, инженеры (всех направлений.).
Положение "о работе комиссии по рассмотрению и установлению выплат стимулирующего характера по оценке результативности и качества труда работников" в КГБУЗ "Кежемская РБ" в спорный период отсутствовало, в связи с чем, решение комиссии принималось путем голосования и считалось принятым большинством голосов.
Согласно сводного протокола оценки результата и качества труда за 4 квартал 2013 года деятельность работника Ильиных С.Д. на 1 ставку электросварщика оценена комиссией на 35 баллов.
Согласно сводного протокола оценки результата и качества труда за 1 квартал 2014 года деятельность работника Ильиных С.Д. на 1 ставку электросварщика оценена комиссией на 29 баллов.
Решение комиссии является коллегиальным, было принято при наличии необходимого кворума и в установленном порядке.
Судебная коллегия считает не состоятельными доводы истца о том, что посещение еженедельных планерных совещаний является нарушением его трудовых прав.
Положением о техническом отделе, установлено, что задачами отдела кроме прочих являются: Еженедельное проведение планерных совещаний с сотрудниками отдела, подведение итогов предыдущей недели (доведение до сотрудников отдела изменений в нормативно-технической документации и административно-правовой документации, дисциплинарных наказаний, разбирательство возникших ситуаций в техническом отделе и т.д. (п.3.2.12.), с указанным положением истец был ознакомлен под подпись.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец был ознакомлен с Положением о техническом отделе и знал, что еженедельные планерные совещания проводятся по распоряжению заместителя главного врача по хозяйственной части, каждую среду в 11 часов. Работники КГБУЗ "Кежемская РБ" обязаны соблюдать правила трудового распорядка, приказы, распоряжения руководства, должностные инструкции и иные правила и документы утвержденные в установленном порядке. Кроме того, в ходе рассмотрения дела по существу истец не отрицал факт своего отсутствия на совещании в первом квартале 2014 г.
Отказывая Ильиных С.Д. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что конкретные размеры стимулирующих выплат определяются личным вкладом работника в общие результаты работы, которая оценивается по определенным критериям, по которым устанавливается эффективность деятельности электросварщика. Кроме того, истец в целом не был лишен стимулирующих выплат, его работа с учетом утвержденных критериев оценена комиссией с учетом вышеуказанных замечаний непосредственного руководителя (начальника технического отдела) и согласована соответствующей комиссией. Стимулирующие выплаты были начислены истцу в соответствии с требованиями трудового законодательства по показателям, характеризующим результаты его работы. Установленный истцу размер стимулирующей выплаты с частично понижающим коэффициентом (за период оценки 4 квартал 2013 года и 1 квартал 2014 года) не может свидетельствовать о нарушении его трудовых прав, поскольку размер выплаты зависит от результатов работы конкретного работника учреждения, оценка которых входит в компетенцию комиссии по рассмотрению и установлению выплат стимулирующего характера по оценке результативности и качества труда работников.
Данный вывод суда подтверждается имеющимися в деле и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу истца - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено. Решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кежемского районного суда Красноярского края от 22 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ильиных С.Д. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.