Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе
председательствующего Литвинцевой И.В.
и судей Антипенко А.А., Михеева С.Н.,
при секретаре Сабадашевой А.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в "адрес" "Дата" гражданское дело по иску Гасаналиева В. Гасан оглы к Администрации Черновского административного района городского округа " "адрес"" и Администрации городского округа " "адрес"" о признании права пользования жилым помещением и заключении договора найма служебного жилого помещения, и
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа " "адрес"" Иманаковой Л.С.
на решение Черновского районного суда "адрес" от "Дата", которым постановлено:
Иск удовлетворить.
Признать за Гасаналиевым В. Гасан оглы право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес".
Обязать администрацию Черновского административного района городского округа " "адрес"" заключить с Гасаналиевым В. Гасан оглы договор найма (специализированного) служебного жилого помещения на квартиру по адресу: "адрес".
Заслушав доклад судьи "адрес"вого суда Литвинцевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гасаналиев В.Г обратился в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.
Он является военнослужащим и проходит службу в в\ч "данные изъяты" В очереди на получение служебного жилого помещения состоит в 4 отделе ФГКУ "Востокрегионжилье", решением которого от "Дата" N ему было выделено жилое помещение по адресу: "адрес". Ранее в данном жилом помещении проживал военнослужащий З., проходивший военную службу в в\ч "данные изъяты" и получивший справку о сдаче жилья установленного образца. Ранее спорное жилое помещение находилось на балансе ГУ Читинской КЭЧ района на праве оперативного управления. Но в настоящее время передано в собственность городского округа " "адрес"". В связи с этим, начальником 4 отдела ФГКУ "Востокрегионжилье" на имя главы
Администрации Черновского административного района городского округа
" "адрес"" была выдана выписка из решения N от "Дата"
года с просьбой оформить договор найма служебного жилого помещения на
него - Гасаналиева В.Г ... Администрацией Черновского административного района городского округа " "адрес"" ему было отказано в заключении договора найма служебного жилого помещения по тем основаниям, что спорная квартира является муниципальной собственностью и распоряжаться ею имеет право орган местного самоуправления в соответствии с возложенными на него полномочиями, и жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам найма служебного жилого помещения предоставляются только гражданам, связанным трудовыми отношениями с органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями или избранными на выборные должности в органы местного самоуправления. Данный отказ истец считает необоснованным, поскольку законодательством предусмотрено право военнослужащих на повторное заселение жилых помещений, в связи с чем просил суд признать за ним право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" обязать Администрацию Черновского административного района городского округа " "адрес"" заключить с ним договор найма служебного жилого помещения по указанному адресу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации городского округа " "адрес"" Иманакова Л.С. просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Военнослужащие являются федеральными государственными служащими, связаны трудовыми правоотношениями с федеральными органами государственной власти (Министерством обороны РФ, МВД, ФСБ или др.), предоставление им служебных жилых помещений возможно только из жилищного фонда РФ, закрепленного за соответствующим федеральным органом государственной власти. Ссылается на то, что спорная квартира относится к муниципальному специализированному жилищному фонду, из которого могут предоставляться по договорам найма служебного жилого помещения только гражданам, которые являются работниками муниципальных учреждений. Также, по ее мнению, решение о предоставлении муниципального специализированного жилого помещения военнослужащим должно приниматься органом местного самоуправления, а не воинской частью.
В судебное заседание стороны не явились, о времени рассмотрения дела извещены (л.д.66-71), истец Гасаналиев В.Г. просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Материалами дела подтверждается, и это не оспаривалось сторонами и третьим лицом, что Гасаналиев В.Г. является военнослужащим, проходит военную службу в войсковой части "данные изъяты" по контракту, заключенному на 5 лет (л.д.13).
В связи с прохождением военной службы 4 отделом ФГКУ "Восточного регионального управления жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее ФГКУ "Востокрегионжилье"), Гасаналиев В.Г. был поставлен в очередь на получение служебного жилья в "Востокрегионжилье", решением от "Дата" N ему было выделено жилое помещение по адресу: "адрес". Ранее в данном жилом помещении проживал военнослужащий З. (л.д.16-17).
Одновременно в указанном решении принято, что договор найма служебного жилого помещения с истцом должна заключить администрация Черновского административного района городского округа " "адрес"", поскольку помещение находится в муниципальной собственности.
Администрация Черновского административного района городского округа " "адрес"" отказалась в добровольном порядке заключить такой договор с Гасаналиевым В.Г., поскольку военнослужащие не относятся к лицам, имеющим право на получение служебного жилого помещения из муниципального жилищного фонда (л.д.8-9).
Рассматривая настоящий спор, суд обоснованно признал за истцом право проживания в квартире на условиях найма служебного жилого помещения.
Порядок и условия обеспечения военнослужащих жилыми помещениями установлен специальным законом - Федеральным законом "О статусе военнослужащих" N76-ФЗ.
Согласно положениям статьи 15 названного Закона офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей, на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями.
Таким образом, проходя военную службу по контракту, получить жилое помещение в период прохождения службы на ином, кроме как указанного выше основании, Гасаналиев В.Г. не мог.Принадлежность помещения к муниципальному жилищному фонду не влияет на названные правоотношения, и в предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения истцу не может быть отказано.
Так, согласно ч.5 статьи 15 названного выше Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Будучи военнослужащим, принятым на службу по контракту, заключенному после "Дата", Гасаналиев В.Г. в соответствии с п.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" был обеспечен служебным жилым помещением, которое было освобождено другим военнослужащим.
Администрация городского округа " "адрес"" и Черновского административного района городского округа не может вмешаться в процесс предоставления данного жилого помещения путем выделения его лицу, не проходящему военную службу, поэтому доводы апелляционной жалобы о том, что истец не имеет право на получение служебного жилого помещения из муниципального жилого фонда, судебной коллегией отклоняются.
Нормами статьи 15 названного выше Федерального закона N 76-ФЗ установлено, что договоры с военнослужащими о предоставлении им служебного жилого помещения заключаются Министерством обороны Российской Федерации или уполномоченным на это федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 1550 от 18 ноября 2010 года утверждена Инструкция об организации деятельности центральных органов военного управления по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями.
Согласно п.2.1. приведенной выше Инструкции, задачи по организации в Министерстве обороны РФ деятельности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями, в том числе и по заключению договоров найма служебного жилого помещения, возлагаются на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны РФ от 3 ноября 2010 года N 1455 (в редакции Приказов от 5 апреля 2011 г. N 453 и 22 марта 2012 г. N 606) в целях организации деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации по исполнению Постановления Правительства РФ от 29 июня 2011 года N512, а также Инструкции о предоставлении военнослужащим жилого помещения по договору социального найма, и Инструкции о предоставлении военнослужащим служебного жилого помещения, уполномоченным органом Министерства обороны РФ по исполнению приведенных выше нормативно-правовых актов определен Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в лице специализированных организаций, в том числе и ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения".
В "адрес" Департамент жилищного обеспечения осуществляет деятельность через ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения", представительством которого является 4-й отдел. Названное учреждение было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.
Право истца на получение жилого помещения на условиях служебного найма в государственном или муниципальном жилищном фонде, гарантировано ему положениями Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на что обоснованно указано в решении суда первой инстанции.
Вместе с тем, выводы суда о понуждении ответчика в лице администрации Черновского административного района городского округа " "адрес"" заключить договор найма служебного жилого помещения с военнослужащим, судебная коллегия находит противоречащими приведенным выше положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" и изданным в его исполнение нормативным правовым актам, к каким относятся Приказы Министра обороны Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, что свидетельствует о том, что права и обязанности по договору возникают для его участников.
Приведенными выше нормативными актами предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения с военнослужащим заключает уполномоченный орган военного управления, права и обязанности, вытекающие из договора, возникают для этого органа, а также для военнослужащего.
Права и обязанности органа местного самоуправления указанным соглашением не изменяются и не затрагиваются.
Нахождение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде не влияет на взаимоотношения военнослужащего и федерального органа исполнительной власти, в котором он проходит службу, и на предоставление служебного жилья в связи с прохождением данной службы.
Приказом Министра обороны N 1280 от 30 сентября 2010 года утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации служебных жилых помещений.
Согласно пункту 2 названной Инструкции для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение организации) (далее именуется - структурное подразделение уполномоченного органа) с приложением соответствующих документов.
Пунктом 6 Инструкции предусмотрено, что военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают со структурным подразделением уполномоченного органа договор найма служебного жилого помещения.
Администрация Черновского административного района не относится к структурным подразделениям уполномоченных органов и не может быть понуждена к заключению соглашения, которым не затрагиваются права органа местного самоуправления.
Кроме того, стороны договора найма служебного жилого помещения, заключаемого с военнослужащим, прямо указаны в приведенном выше Федеральном законе "О статусе военнослужащих", орган местного самоуправления к ним не относится.
Таким образом, выводы суда о возложении обязанности заключения договора найма служебного жилого помещения на администрацию, противоречат положениям Федерального закона N 76-ФЗ, а также изданным в его исполнение нормативно-правовым актам, определившим круг лиц, на которых возлагается обязанность по оформлению договоров найма служебных жилых помещений с военнослужащими.
Решение суда в данной части подлежит отмене, а исковые требования о заключении договора, направленные к администрации Черновского административного района городского округа " "адрес"", подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черновского районного суда "адрес" от "Дата" в части в части возложения обязанности на администрацию Ингодинского административного района городского округа " "адрес"" обязанности заключить с Гасаналиевым договор найма служебного жилого помещения отменить, в удовлетворении иска в данной части отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации городского округа " "адрес"" Иманаковой Л.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.