Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Игнатьева В.П.,
судей Чумак Г.Н.,
Морозовой С.Б.
при секретаре Морозовой И.В. рассмотрела в открытом судебном заседании 20.05.2015 гражданское дело по иску Собянина А.В. к Администрации Сысертского городского округа о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Сысертского районного суда Свердловской области от 17.03.2015
Заслушав доклад судьи Чумак Г.Н., объяснения представителя истца Пологовой Ю.В., действующей на основании доверенности от ( / / ), представителя ответчика Живилова Д.М., действующего на основании доверенности от ( / / ), судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Собянин А.В. обратился в суд с иском о назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещавшему должность муниципальной службы.
В обоснование иска указано, что он замещал муниципальную должность начальника отдела строительства, жилищно-коммунального хозяйства и жилищных отношений Администрации Сысертского городского округа с ( / / ) по ( / / ). Длительное время находясь на больничном, он был направлен в учреждения медико-социальной экспертизы для медицинского освидетельствования, ( / / ) ему была установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию, разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, где в трудовых рекомендациях указано, что продолжать работать в занимаемой должности ему противопоказано. ( / / ) он подал заявление на имя Главы Сысертского городского округа с просьбой уволить его по состоянию здоровья, заявление было принято, и было дано согласие на увольнение его с ( / / ) по состоянию здоровья.
( / / ) он обратился Администрацию Сысертского городского округа с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет, решением комиссии по начислению стажа и назначения пенсии за выслугу лет в этом ему было отказано. Считает отказ незаконным, так как в соответствии с законодательством, действовавшим в период трудовых отношений, у него возникло право на пенсию по выслуге лет.
С учетом уточнений иска, просил суд признать решение комиссии по начислению стажа и назначении пенсии за выслугу лет как лицу, замещающему должность муниципальной службы, незаконным, обязать Администрацию Сысертского городского округа назначить пенсию за выслугу лет как лицу, замещающему должность муниципальной службы, взыскать с Администрации г. Сысерть в пользу Собянина А.В. расходы на оказание юридических услуг в сумме ( / / ) руб., взыскать с Администрации г. Сысерть расходы на проезд в судебное заседание в г. Сысерть в сумме ( / / ) руб., взыскать с Администрации г. Сысерть компенсацию морального вреда в сумме ( / / ) руб.
В судебное заседание истец Собянин А.В. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен своевременно и надлежащим образом.
Представитель истца Пологова Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что стаж муниципальной (государственной) службы Собянина А.В. составляет ( / / ) дня, непосредственно перед увольнением он работал на муниципальной службе не менее 12 месяцев, соответственно он приобрел право на получение надбавки к пенсии в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет ( / / ) года. Истец обратился за пенсией по выслуге лет после достижения им пенсионного возраста ( / / ), т.к. до этого данный вид пенсии не назначается. Нормы Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет 2012 года, устанавливающие иные условия для назначения надбавки, ухудшают положение истца, в связи с чем они обратились в Уставной суд Свердловской области, который согласился с их правовой позицией, признав противоречащим конституционным принципам справедливости, равенства и поддержания доверия к органам публичной власти, пункт 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет в той мере, в какой действие оспариваемого пункта распространено на муниципальных служащих, которые в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами приобрели право на получение пенсии за выслугу лет до дня вступления в силу оспариваемой правовой нормы и обратились за назначением данной пенсии после этого дня (Постановление Уставного суда Свердловской области от 26.06.2014). В обоснование морального вреда указывает, что истец испытывает нравственные переживания из-за незаконных действий Администрации Сысертского ГО, принимает успокаивающие средства. Обратился за помощью к представителю, чтобы его состояние здоровья не ухудшалось из-за личного участия в судебных разбирательствах.
Представитель ответчика Ивина Е.П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что первоначально Собянин А.В. был уволен распоряжением Главы Сысертского городского округа от ( / / ) N на основании пп."а" п.6 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации за прогул. Собянин А.В. обжаловал распоряжение в судебном порядке. Определением Сысертского районного суда от ( / / ) между Администрацией Сысертского городского округа и Собяниным А.В. утверждено мировое соглашение, согласно которому Администрация Сысертского городского округа обязуется изменить дату увольнения на ( / / ) и основание увольнения на ч.3 ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации - по инициативе работника (по собственному желанию), внести соответствующие изменения в трудовую книжку. На момент увольнения истца действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сысертского городского округа, утвержденное Решением Думы Сысертского городского округа от 30.08.2012 N 59, в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имеет гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет. В связи с тем, что Собянин А.В. замещал должность муниципальной службы менее трех лет ( ( / / ) дней), основания для начисления пенсии за выслугу лет отсутствуют. Ссылки истца на Постановление Уставного суда Свердловской области от ( / / ) необоснованны, так как вопросы признания права к компетенции Уставного суда Свердловской области не относятся. Право на получение пенсии за выслугу лет по Положению 2007 года истец не приобрел, так как данное право возникает с момента увольнения муниципального служащего, а истец уволился в период действия Положения 2012 года.
Решением Сысертского районного суда Свердловской области от ( / / ) исковые требования удовлетворены частично. Суд признал решение комиссии по начислению стажа и назначении пенсии за выслугу лет, как лицу, замещавшему должность муниципальной службы незаконным. Обязал Администрацию Сысертского городского округа назначить Собянину А.В. пенсию за выслугу лет, как лицу, замещающему должность муниципальной службы. Взыскал с Администрации Сысертского городского округа в пользу Собянина А.В. в счет возмещения расходов на представителя ( / / ) руб. В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представителя ответчика ставится вопрос об отмене решения суда со ссылкой на неправильное применение норм материального права, приводятся те же доводы, что в суде первой инстанции: истец уволился в период действия Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, утвержденного Решением Думы Сысертского городского округа от 30.08.2012 N59, в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имеет гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет. Истец же не имеет необходимого трехлетнего стажа.
Представитель ответчика Живилов Д.М. в судебном заседании настаивал на удовлетворении жалобы, также указал, что суд допустил процессуальное нарушение - не привлек в качестве третьего лица Думу Сысерского городского округа.
Представитель истца Пологова Ю.В. в судебном заседании суда против доводов апелляционной инстанции ответчика возражала.
Истец Собянин А.В. в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела простыми письмом, направленным 05.05.2015, а также посредством смс-сообщения, которое не было доставлено абоненту. Кроме того, информация о времени, дате и месте судебного заседания была размещена на Интернет-сайте Свердловского областного суда. С учетом изложенного, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит правовых оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и не оспаривалось сторонами, что период работы Собянина А.В. на должностях государственной гражданской службы составляет более 10 лет. Распоряжением Главы Сысертского городского округа от ( / / ) N Собянин А.В. был принят на должность муниципальной службы ( / / ) ( / / ) Администрации Сысертского городского округа с ( / / ). Распоряжением Главы Сысертского городского округа от ( / / ) N с Собяниным А.В. был расторгнут трудовой договор на основании пп. "а", п.6, ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, т.е. за прогул. Не согласившись с указанным распоряжением, Собянин А.В. обратился в Сысертский районный суд с заявлением к Администрации Сысертского городского округа о признании увольнения незаконным, изменения оснований и даты увольнения, оплаты вынужденного прогула. Определением Сысертского районного суда от ( / / ) между Администрацией Сысертского городского округа и Собяниным А.В. утверждено мировое соглашение, согласно которому, Администрация Сысертского городского округа обязуется изменить дату увольнения на ( / / ) и основание увольнения на ч.3, ст.80 Трудового кодекса Российской Федерации - по инициативе работника (по собственному желанию) и внести соответствующие изменения в трудовую книжку. Соответствующие изменения внесены в трудовую книжку истца.
Датой увольнения Собянина А.В. с муниципальной службы является ( / / ), общий срок замещения должности муниципальной службы в Администрации Сысертского городского округа Собянина А.В. составил 2 ( / / ).
Последняя запись в трудовой книжке N от ( / / ) об увольнении с муниципальной службы и освобождении от замещаемой должности по инициативе работника (по собственному желанию), часть 3 статья 80 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку в настоящее время истец получает пенсию по старости и инвалидности, т.к. достиг общеустановленного пенсионного возраста ( / / ), указанная должность муниципальной службы была его последним местом работы.
( / / ) истец обратился с заявлением в Администрацию Сысертского городского округа о назначении пенсии за выслугу лет, решением комиссии по начислению стажа и назначения пенсии за выслугу лет ему было отказано. При этом комиссия руководствовалась Положением о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сысертского городского округа, утвержденным решением Думы от 30.08.2012 N 59 (далее - Положение от 30.08.2012 N 59). Истец полагает, что в отношении него должны применяться нормы ранее действовавшего Положения "О порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сысертского городского округа", утвержденного Решением Думы Сысертского городского округа от 22.11.2007 N300 (далее - Положение от 22.11.2007 N300), в соответствии с нормами которого у него возникло право на получение надбавки к пенсии за выслугу лет.
Согласно Положению от 22.11.2007 N300, действовавшего до 06.09.2012, пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим должности муниципальной службы при наличии стажа муниципальной службы не менее 10 лет и уволенным с муниципальной службы, в т.ч. по собственному желанию при условии, что служба в органах местного самоуправления Сысертского городского округа была последним местом работы перед выходом на пенсию по старости (инвалидности) (п.2.1). Лицам, имеющим стаж муниципальной службы, дающий право на установление пенсии за выслугу лет, и уволенным по одному из оснований, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается только после назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (п.2.2.). Лица, уволенные с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным в пункте 2.1 настоящего Положения, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они замещали должности муниципальной службы на постоянной основе двенадцать полных месяцев непосредственно перед увольнением (п.2.8)
В соответствии с Положением от 30.08.2012 N59, действующим с 06.09.2012, гражданин, замещавший должность муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы не менее десяти лет имеет право на пенсию за выслугу лет при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы по прямо предусмотренным основаниям, в т.ч. в связи с расторжением служебного контракта по инициативе муниципального служащего в связи с выходом на пенсию (п.3). Муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и увольнении с муниципальной службы по инициативе муниципального служащего до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы не менее 5 лет (п.4).
Решением Сысертского районного суда от 13.02.2014 в удовлетворении исковых требований Собянина А.В. было отказано, при этом суд применил Положение от 30.08.2012 N59, действовавшее на момент увольнения истца. Истец, не согласившись с правоприменением, обратился в Уставный суд Свердловской области с запросом проверить на соответствие Уставу Свердловской области пункта 3 Положения от 30.08.2012 N59, который применил суд.
Постановлением Уставного суда Свердловской области от 26.06.2014 признан не соответствующим Уставу Свердловской области, его статьям 2 и 87, пункт 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Сысертского городского округа, утвержденного решением Думы Сысертского городского округа от 30.08.2012 N 59, в части закрепления положения о том, что граждане, замещавшие должности муниципальной службы не менее трех лет непосредственно перед увольнением с муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет при прекращении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности муниципальной службы и увольнении с муниципальной службы, а также в части изменения оснований увольнения, в той мере, в какой действие оспариваемого пункта распространено на муниципальных служащих, которые в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами приобрели право на получение пенсии за выслугу лет до дня вступления в силу оспариваемой правовой нормы и обратились за назначением данной пенсии после этого дня.
Уставный суд Свердловской области, сравнивая условия назначения пенсии по выслуге лет по ранее действовавшему Положению 2007 года и по Положению 2012 года, пришел к выводу, что лица, имеющие стаж муниципальной службы, дающий им право на пенсию за выслугу лет, и не уволившиеся с муниципальной службы до вступления в силу оспариваемой нормы, утратили свое право на данную пенсию, которое они приобрели в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами.
Истец обратился в суд с заявлением об отмене решения суда от 13.02.2014 по вновь открывшимся обстоятельствам. Определением Сысертского районного суда от 27.11.2014 заявление Собянина А.В. удовлетворено, решение суда от 13.02.2014 отменено, производство по делу возобновлено.
При новом рассмотрении дела суд первой инстанции принял во внимание правовую позицию Уставного суда Свердловской области, который указал, что вопрос о конституционности норм, в силу которых граждане утрачивают права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством, неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П; Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О). Согласно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции внесение законодателем изменений в условия приобретения права, касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования, по существу означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично-правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права.
Исходя из этого, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований, установив, что он приобрел право на пенсию по выслуге лет в соответствии с Положением от 22.11.2007 N300, с чем судебная коллегия соглашается.
В апелляционной жалобе ответчик настаивает на том, что истец не приобрел право на пенсию по выслуге лет, так как он уволился в период действия нового правового регулирования. Уставный Суд Свердловской области лишь определил порядок применения недействующего Положения 2007 года, которое не применимо к истцу. Судебная коллегия не соглашается с доводами ответчика, поскольку в Постановлении Уставного Суда Свердловской области содержатся выводы о том, в соответствии с ранее действовавшим Положением от 22.11.2007 N 300, общий 10-летний стаж муниципальной службы и 12-месячный стаж муниципальной службы непосредственно перед увольнением являлись базовыми юридическими фактами, то есть фактами правонаделительными. Факты увольнения по собственному желанию, достижения пенсионного возраста и факт обращения с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет выступали в качестве юридически значимых предпосылок, позволявших реализовать уже имеющееся у гражданина право на пенсию за выслугу лет. Учитывая, что на момент введения в действие нового Положения Собянин А.В. имел необходимый стаж для назначения пенсии по выслуге лет, он приобрел право на ее получение независимо от даты увольнения и обращения за пенсией по выслуге лет.
Доводы жалобы о непривлечении в качестве третьего лица Думы Сысертского городского округа судебная коллегия не принимает, так как права и обязанности органа местного самоуправления не затронуты, с ходатайством о привлечении данного лица ответчик не обращался, жалоба он них не поступала.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 320, 327.1, пунктом 1 статьи 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сысертского районного суда Свердловской области от 17.03.2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Администрации Сысертского городского округа - без удовлетворения.
Председательствующий: Игнатьев В.П.
Судьи: Чумак Г.Н.
Морозова С.Б.
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
( / / )
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.